Вздорный нрав женщины — головная боль мужчины. То она играет трагедию, со слезами и криками, то словно участвует в мизансцене бурлеска. Не характер, а «сахар по стеклу». Перепады настроения, преувеличенные реакции, готовность взорваться в ответ на самую безобидную реплику вызывают порой недоумение на грани ужаса. Не торопитесь списывать все на пробелы в воспитании. Возможно, дело в том, что «бабочка стала хищницей». Именно так говорят эндокринологи, когда констатируют у своих пациенток заболевание диффузный токсический зоб (ДТЗ), или болезнь Грейвса — Базедова.
Щитовидная железа и вправду напоминает силуэт бабочки, а в состоянии ДТЗ медицинская аппаратура замечает на ней очаг ярко–красного — агрессивного — «горения». Задолго до этого характер самой женщины может измениться до неузнаваемости — стать попросту несносным. И тут уж спасайся кто может... Такой диагноз у слабой половины встречается до 8 — 10 раз чаще, чем у сильной. Как это объяснить? Еще доктор Боткин писал, что диффузный токсический зоб выбирает людей чувствительных, эмоциональных, испытывающих нервное перенапряжение.
Свое как чужое
На самом деле причина ДТЗ — заболевание не самой щитовидки, а иммунной системы, к чему у некоторых есть наследственная предрасположенность. «Тогда на фоне сильного нервного потрясения защитные силы начинают воспринимать собственные клетки организма как чужие. Лейкоциты торопятся вырабатывать антитела, которые провоцируют щитовидку на работу в режиме нон–стоп. Она увеличивается в размерах и без устали производит избыток гормона тироксина, — рассказывает историю этой болезни врач–эндокринолог Минского городского эндокринологического диспансера Елена Юреня. — Происходит самоотравление организма, поэтому болезнь верно называют тиреотоксикозом. Обменные процессы при этом идут не размеренно, а с утроенной энергией. Происходит бессмысленное «сжигание топлива». Сердце постоянно колотится, до 140 ударов в минуту в покое. По сути, пульс марафонца. Если и дальше тянуть с медицинской помощью, может сорваться сердечный ритм, что приведет к сердечной недостаточности».
Так как обменные процессы ускоряются, аппетит непомерно растет. При этом вес обычно снижается. Вместе с этим истощается нервная система, страдают печень, кости и суставы. И именно избыток тироксина дирижирует всей этой какофонией. В итоге становится заметным увеличение щитовидной железы — зоб, а также неприятный косметический дефект — выпячивание глазных яблок. Достаточно вспомнить Надежду Константиновну Крупскую, которая в молодости была довольно симпатичной женщиной до того, как получила тиреотоксикоз.
Довольно часто таких людей беспокоит тремор — дрожание рук, из–за чего кардинально меняется почерк. Писать разборчиво становится почти невозможно. Еще один повод для тревоги — симптом «телеграфного столба», когда, прикоснувшись к человеку, можно буквально почувствовать, как он «гудит» — мелко дрожит всем телом.
Четыре шага
Начинается болезнь обычно остро — ярко и бурно. Как правило, терпит эти муки человек максимум полгода, затем обращается к врачу. Но определить болезнь «на глаз», по симптомам, возможно только в половине случаев. Поэтому всегда по настоянию врача сдается кровь на гормоны щитовидной железы (ТТГ, свободный Т4 и свободный Т3). Далее — УЗИ, иногда требуется и дополнить сведения, тогда прибегают к особому виду диагностики — сцинтиграфии: пациенту вводят препарат, меченный радиоактивным веществом, которое показывает, «горит» железа или «молчит». К слову, это исследование безопасно, ведь дает лучевую нагрузку меньше, чем на «сеансе» рентгенографии.
Скорее лечиться
«Как–то предупредить Базедову болезнь, занявшись профилактикой, по сути, невозможно. Это аутоиммунное заболевание и контролю извне не поддается, — подчеркивает Елена Юреня. — Направьте все силы, чтобы справиться с ситуацией. Обычно сразу ищут помощи эндокринолога. Но если форма ДТЗ скрытая, обращаются к терапевту или кардиологу».
Лечение может идти по двум путям — консервативному и радикальному. В первом случае врач назначает тиреостатические препараты, которые приглушают активность щитовидки. Это достаточно серьезные средства, поэтому принимают их только под контролем доктора и не более 1,5 — 2 лет. Если результат «слаб и мал», продолжать в том же духе нет смысла. Однако более чем в четверти случаев болезнь затихает и долгие годы не беспокоит. Хотя, случается, после отмены препаратов тиреотоксикоз просыпается вновь, особенно когда пациент лечится от случая к случаю или не бросает курить.
Если же изначально у человека высокий уровень тироксина (в 4 — 5 раз выше нормы), значительно увеличен объем щитовидки либо если таблеточное лечение не дало эффекта — настало время встретиться с хирургом. Так, за прошлый год в Минске по поводу токсического зоба было прооперировано 123 пациента. Надо сказать, это требует особого мастерства: удалить щитовидку довольно сложно технически, ведь она буквально опутана кровеносными сосудами.
«Как же я буду жить без щитовидки?» — этот вопрос звучит всегда после вердикта врача. Но, как говорят специалисты, справиться с наводнением — чрезмерной активностью железы — намного сложнее, чем с засухой — ее отсутствием. Ситуацию можно выровнять ежедневным приемом одной таблетки тироксина.
Однако что делать, когда человек не может перенести операцию по состоянию здоровья — из–за слабого сердца, больных почек и др.? Здесь помогает радиойодтерапия. Прибегают к ней и когда операция не дала ожидаемого результата. Проводят этот вид лечения на базе 1–й минской клинической больницы и в РНПЦ радиационной медицины и экологии человека в Гомеле. Суть в том, что больной принимает радиоактивную капсулу, содержимое которой накапливается в железе и разрушает ее клетки.
Осторожнее с йодом!
Нередко люди думают так: со щитовидкой проблемы только по одной причине — от недостатка йода. И пошли в дело морская капуста, грецкие орехи, палтус, хурма и прочее! Но ведь избыток этого вещества может привести к обострению тиреотоксикоза. Поэтому при диагнозе ДТЗ есть табу на йодсодержащие продукты. «Йодсодержащие БАДы принимать в принципе нежелательно, ведь неизвестно, сколько вещества содержит одна таблетка, так как пищевые добавки не проходят фармакологический контроль», — предупреждает Елена Юреня. В общем, самодеятельность в случае с «бабочкой, ставшей хищницей», равняется самонаказанию, и только.
Цифра «СБ»
В 2010 году на учете в Минском городском эндокринологическом диспансере состояли около 1.500 больных с диагнозом ДТЗ. За последний год впервые выявлено 190 человек. Тиреотоксикоз различного происхождения встречается у 2 процентов взрослого населения. Обычно заболевают в возрасте от 20 до 50 лет.
Народная метода
«Натуральное» лечение черноплодной рябиной, подмором, мокрицей, каштаном, йодсодержащими БАДами продолжает оставаться в почете у любителей народной медицины. Уместна ли фитотерапия в таких случаях? По словам Елены Юрени, она ни разу не видела пациента, который бы вылечился, используя эти средства при диффузном токсическом зобе. Альтернативная терапия только затянет визит к врачу, распалит ситуацию — симптомы усугубятся, возникнут осложнения. Поэтому фитотерапия не только не рекомендуется, но попросту неприемлема!
Если продолжать увлекаться экспериментами над собственным здоровьем, есть шанс «доиграться» до сердечной недостаточности. Представляете, девушка в 20 лет может получить мерцательную аритмию и на всю жизнь быть привязана к не менее чем четырем лекарственным препаратам в день. Кроме того, может развиться остеопороз, что приведет к переломам позвонков, сильнейшим болям к спине, впоследствии — к серьезным ограничениям движения. Еще одна опасность — эндокринная офтальмопатия, что становится для женщин настоящей бедой. Из–за того, что выраженное пучеглазие остается навсегда, веки не смыкаются полностью — глаз постоянно сухой. Появляется изъязвление роговицы, отекает зрительный нерв вплоть до потери зрения.
Бабочка с клыкамиВздорный нрав женщины — головная боль мужчины. То она играет трагедию, со слезами и криками, то словно участвует в мизансцене бурлеска. Не...