Помню, как впервые увидела на одном из международных конгрессов фильм о таинстве зачатия. И хотя я врач и процессы оплодотворения и начальных этапов беременности для меня не являются тайной, была просто заворожена зрелищем...
Увы, бывает, что женщина никак не может забеременеть. Почти в половине случаев — по вине мужчины. Не помогают лечение в лучших клиниках, знахари, молитва... И вот тогда на помощь несчастной семье приходят новые репродуктивные технологии и, в частности, ЭКО. Вокруг них до сих пор немало споров, в том числе потому, что наши депутаты как раз готовят законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях. Некоторые критики договорились до того, что, цитирую, «он легализует убийства эмбрионов по прихоти матери и медиков».
Помню, как профессор Леонов из научно–исследовательского Центра акушерства и гинекологии, где появился первый в СССР ребенок «из пробирки», показывал мне технологии ЭКО, дьюары для хранения замороженной спермы. Тогда, 25 лет назад, это казалось фантастикой. Прошли годы. Нет в живых профессора Леонова. Но практически во всех развитых странах мира освоены технологии экстракорпорального оплодотворения. Для одних стран это государственные программы и первая попытка делается бесплатно, для других — дорогостоящие процедуры, доступные далеко не всем. Но всегда смысл один — сделать семью счастливой. Именно семью, а не государство! Уже научно доказано, что продвинутые репродуктивные технологии не могут решить демографические проблемы, давая прибавку в рождаемости лишь от 0,4 до 4 процентов.
Сами процессы вмешательства в таинства природы, конечно, опутаны моральными, религиозными и этическими проблемами. Вместе со всем миром пытаются решить их и врачи. Им труднее всего. Ведь, чтобы прижился эмбрион и наступила беременность, необходимо «подстраховаться» и пересадить хотя бы две–три оплодотворенные вне организма яйцеклетки. Иначе женщина будет обречена вновь и вновь подвергаться этой довольно серьезной процедуре, тратить здоровье и, наконец, немалые деньги. А самое главное — душевные силы в томительном ожидании беременности. Да, существуют технологии хранения и уничтожения оплодотворенных яйцеклеток. И это, уверена, правильно как для отдельно взятой семьи, так и для государства в целом. Если мы будем думать только о «нерожденных» детях, то не сможем помочь родиться никому!
Не логичнее ли направить весь этот полемический пыл на пропаганду отказа от абортов? Сколько, кстати, наделано глупостей на этом пути, сколько погибло женщин! Читайте бессмертный «Амок» Стефана Цвейга, где из–за боязни разоблачения любовной связи героиня идет на прерывание беременности криминальным путем и гибнет. Разве можно обрекать женщину на самостоятельное, без медицинской помощи, решение этой проблемы? Перекладывать на ее плечи ответственность, которую разделять должны как минимум двое? К счастью, в нашей стране цивилизованный подход к абортам, что дало возможность за последнее десятилетие снизить их количество втрое, но это по–прежнему проблема для многих и многих государств.
А в ответ высоким моралистам, противникам ЭКО, мне хотелось бы привести одну историю, которую я наблюдала в прошлом году. У 40–летней Анны за плечами было уже пять безуспешных попыток экстракорпорального оплодотворения. В очередной раз врач решился перенести три эмбриона, и — вот чудо! — они прижились. Женщина легла «на сохранение» в 3–ю минскую клиническую больницу. Весь персонал, от врачей до нянечек, очень переживал за нее, помогали как могли. С самого начала Анне предложили метод редукции одного из зародышей, то есть избавиться от одного, чтобы остались жить двое. Она долго думала и не смогла согласиться. Стала вынашивать всех троих. Прошла самое современное лечение по сохранению беременности, дошла почти до половины срока, педантично соблюдала постельный режим, но... Даже вспоминать тяжело тот ужас, который пережили Анна и врачи, когда одного за другим она потеряла всех троих малышей! А ведь медики были убеждены: двоих Анна смогла бы выносить...
Очень хочется жить по нравственным законам, но жизнь по–своему расставляет акценты в некоторых понятиях о нравственности. Возможно, ради рождения одного человека и счастья всей семьи стоит отказаться от некоторых принципов? Ведь таинство зачатия потому и таинство, что оно происходит, несмотря на современные технологии, помимо нас.