Чаще эта болезнь выбирает мужчин. Игнорируя лечение, за 5 — 10 лет молодой человек может превратиться в инвалида с пораженными суставами, больным сердцем, почками и брести по жизни в согбенной позе старика. У сложного недуга и название непростое — анкилозирующий спондилоартрит. Еще десятилетие назад врачи называли его болезнью Бехтерева. Сегодня же в медицинских кругах считают: это только одна из разновидностей сложного артрита, когда дальше позвоночника болезнь ступать не смеет.
Болит? Но не радикулит
Целится такая болезнь в одного из каждых 100 — 200 человек. Выбрала жертву — и начинает мучить ночными болями. Есть ощущение, что крестец и поясница словно закованы: повернуться, пошевельнуться невыносимо больно. Утром при подъеме — еще хуже. И только днем, когда расхаживаешься, дискомфорт отступает.
Что интересно, при таком диагнозе в покое боль усиливается, а вот физическая нагрузка, такая как утренняя зарядка для спины, ее притупляет. В отличие от проявлений радикулита и остеохондроза, когда активные движения мучительны.
«Заболевание тяжело поддается лечению, и большой процент пациентов либо в связи с тем, что поздно обратились к врачу, либо из–за особенностей течения своего заболевания становятся инвалидами, — делится клиническими наблюдениями профессор 2–й кафедры внутренних болезней БГМУ Николай Сорока. — А дает знать о себе недуг еще в молодые годы. Обычно до 30 — 40 лет. Случается, боли в крестце подростки чувствуют уже на уроке физкультуры. Но тогда на это мало кто обращает внимание».
Вне подозрения
Время не лечит, а только усугубляет проблему. Боль поднимается вверх — атакует поясницу, далее грудной и шейный отделы позвоночника. Вот так наступает и момент, когда появляется ощущение, что ты — «человек в футляре». Пошевелиться и невозможно, и страшно из–за боли.
Причин такого состояния не одна, говорят врачи, а несколько. Виной может быть и псориаз, и хламидийная инфекция. Еще интересное наблюдение ученых. В более чем 95 процентах случаев спондилоартрит подхватывают люди, которые являются носителями особого генетического фактора — антигена HLA B27. Короче, у большинства пациентов к возникновению этой болезни есть генетическая предрасположенность.
«Главнейшая здесь проблема — постановка диагноза, — считает профессор Сорока. — Нечасто врач общей практики предполагает воспалительное (!) заболевание остова. Обычно подозрение падает на остеохондроз или спондилез. Вот так человек может годами ходить по кругу от невролога к терапевту, не находя причины своего состояния. А стоило бы сразу отправиться к ревматологу».
На самом деле диагностировать заболевание несложно. Ведь проявления болезни даже в ранней стадии видны на рентгенограмме области крестца. Опытный доктор сразу разглядит: причина боли — воспалительный процесс. Буквально спустя два месяца после начала недуга на диагностическом снимке уже видны характерные изменения. Еще одна примета — высокий уровень СОЭ. В норме анализ крови выдает показания 10 — 15 мм/час. Если же скорость оседания эритроцитов повышается до 40 — 60 мм/час — это также свидетельство воспалительного характера заболевания и его высокой активности.
С центра — «на окраины»
Существует две формы этого недуга. Центральная — это, собственно, и есть болезнь Бехтерева, когда поражается только позвоночник (кстати, она наиболее сложно поддается лечению). И периферическая. Это когда, кроме осевого скелета, из строя выходят многие суставы — голеностопные, коленные, лучезапястные и др. Иногда тотально все. По сути, болезнь берет в плен организм полностью. Даже порой глаза поражаются — белки воспаляются, краснеют. В тяжелых случаях человек может абсолютно потерять зрение. Может ударить и по почкам, легким, сердечно–сосудистой системе.
Эффективно? Дорого
Так как спондилоартрит — хронический воспалительный процесс, к нему тяжелым довеском прикрепляется определение «неизлечимый». Максимум, что можно сделать, — добиться затухания боли, желательно на долгий срок. Избавиться от скованности и дискомфорта.
По словам Николая Федоровича, для лечения непосредственно болезни Бехтерева существует эффективные современные лекарства — генно–инженерные биологические агенты. Но, к сожалению, доступны они только состоятельным людям. Поскольку технология их получения крайне сложная и затратная, это сказывается на цене. Меж тем такие средства по–настоящему спасают больных: человек остается трудоспособным и живет годы без боли. Но чтобы закрепить результат, периодически курсы необходимо повторять. Увы, в Беларуси такое дорогое лечение могут позволить себе единицы. Ведь в год больной тратит около 6 — 8 тысяч долларов.
Обычно же стандартная схема терапии — применение противовоспалительных препаратов. Поскольку назначают их годами, выбирают те средства, которые обладают еще и обезболивающим действием и имеют минимум побочных эффектов. Но проблема в том, что такие лекарства не останавливают болезнь. Да, улучшают качество жизни, уменьшают скованность и мучительную боль в спине. Но, увы, недуг прогрессирует... И довольно часто инвалидность развивается из–за того, что особенно тяжело поражены тазобедренные суставы. Теперь таких людей оперируют, избавляя от проблемы тотальной неподвижности.
С другой стороны, противовоспалительные средства могут замедлить течение недуга. Но с одной большой оговоркой: только при периферической форме болезни!
Без больничного
«На первый взгляд парадоксально, но при таком диагнозе пациенту не рекомендуется... выдавать больничный лист! Состояние физического покоя не принесет ему исцеления. Ведь снимает боли не обездвиженность, а движение, — объясняет это нюанс Николай Сорока. — А чтобы не провоцировать обострения, нужно в идеале дважды в день делать зарядку».
Здесь важен и выбор профессии. Работа в постоянном движении этим больным необходима как воздух. А вот специальности водителя или программиста никак не подходят.
Напоследок немного о диете. Частично улучшить состояние помогут продукты с омега–3 жирными кислотами. В какой–то мере в их силах утихомирить воспалительный процесс. Так что жирные сорта рыбы, орехи, растительные масла будут только кстати.