Педагог: "Нужно поднимать престиж профессии преподавателя-программиста"
16.09.2009 15:09
—
Новости Hi-Tech
|
Сильная белорусская школа математики и программирования продолжает развиваться несмотря на кризисы и традиционные для бюджетных сфер проблемы. Об ошеломляющих успехах своих подопечных (а с ними – и Беларуси на мировой программистской арене) и о больных местах ИТ-образования в эфире
![]() – Какие самые заметные достижения белорусских программистов на мировой арене вы бы отметили? – Я тренирую сборную с 2006 года. За это время она завоевала шесть золотых медалей, шесть серебряных и две бронзовых. Если сравнить наши результаты с результатами других стран, мы находимся в шестерке ведущих команд. Впереди нас Россия, Китай, Польша, Тайвань, Корея. Можно сказать, что белорусская земля не бедна программистскими талантами. – Можете ли вы подробнее рассказать о Геннадии Короткевиче? Он сейчас, пожалуй, самый известный из ваших учеников… – Родители Гены – программисты, сам он начал заниматься с шестилетнего возраста. Отец много с ним работает, персонально занимается математикой и программированием. В результате этой работы и ответственного подхода самого Гены его достижения уже давно удивляют мир. Во втором классе он взял диплом республиканской олимпиады, вошел в двадцатку лучших, что означает автоматическое поступление в любой вуз страны в будущем. В 2006 году, будучи учеником пятого класса, он впервые взял серебряную медаль международной олимпиады – до золотой ему не хватило всего шести очков. После этого он три года подряд уверенно поднимался: в 2007 году Гена взял золотую медаль и стал двадцатым в мире, в 2008 году поднялся на седьмое место, а в 2009 году стал первым в мире. К тому же, в этом году он занял второе место на международных соревнованиях TopCoder, и сейчас у него лучший рейтинг среди всех школьников и двенадцатый рейтинг (уже десятый – прим. В ноябре 2007 года он практически в одиночку выиграл командную олимпиаду школьников, в 2008 году по причине болезни на той же олимпиаде он занял второе место. По большому счету, школьников, равных ему, нет вообще в мире. Нужно отметить, что успехи Гены возникли не на пустом месте. Я с 1997 года тренирую школьников из Гомельской области. И только гомельчане взяли четыре золотых медали, восемь серебряных и пять бронзовых. Десять человек участвовали в международных олимпиадах и взяли 17 медалей. В самом Гомеле есть потенциал и резервы, там создана своеобразная питательная среда, есть люди, которые прикладывают много усилий и могут довольно высоко и быстро забираться на такие вершины. Следите ли вы за дальнейшей профессиональной деятельностью своих учеников? Некоторые наши ученики остаются в университете. Есть специалисты, которые продолжают свое профессиональное развитие. Например, Артем Кузнецов, который разработал дистанционную систему обучения, является руководителем отделом разработки в Москве. Сам отдел и его разработчики находятся в Гомеле, а зарплату получают московскую. Есть люди, которые уехали из страны или переехали в Минск. Например, наш ученик Алексей Данченко был дважды серебряным призером на международной олимпиаде среди школьников, пять лет капитаном сборной белорусского университета, ездил на финал студенческого первенства мира. Сейчас он работает и активно остается в спортивном программировании. Женя Гончар работает в Google в Женеве. То есть, практически все наши ученики довольно хорошо устроены в профессиональном плане. Многие ли уходят из этой сферы? К сожалению, уходят многие. Дело в том, что олимпиадное программирование – это в большей степени спорт, чем искусство, и зарабатывать в нем не всем удается. Многие от этого отходят, но навыки, полученные в спортивном программировании, позволяют им гораздо быстрее и эффективнее выполнять свои профессиональные обязанности в будущем. Как вы оцениваете общий уровень IT-специалистов в нашей стране? Я не могу профессионально оценить их уровень, и мне кажется, что все в большей степени зависит от человека. В связи с развитием интернета мир стал намного ближе и теснее, и вопрос только в желании человека учиться. Если такое желание есть, то он может достичь любых профессиональных высот. Судя по тому, что белорусы успешно конкурируют на оффшорном программировании с россиянами, индусами, можно сказать, что профессиональный уровень их достаточно высок. Что бы вы порекомендовали молодым людям, которые чувствуют интерес к программированию, и к спортивному в том числе? Работать самому и вместе с нами. Если двигаться к цели напрямую, а не окольными путями, то быстрее ее достигнешь. Сегодня на базе системы дистанционного обучения можно работать и удаленно, с помощью интернет-технологий. Нужно подключаться к этой работе. Можно пробовать свои силы в тренировочных олимпиадах, которые размещены на нашем сайте, участвовать в олимпиадах, которые проходят в Америке, Хорватии, Санкт-Петербурге. Мы проводим сборы, в которых может принять участие любой желающий. Нужно вливаться в это сообщество, вращаться в этой среде, определяться, действительно ли тебе это интересно, и как серьезно ты готов работать. Ведь каким бы одаренным не был бы Гена Короткевич, без его собственного труда никаких медалей не было бы. По словам Гены, он тратит около двадцати часов в неделю на программирование, а остальные – шесть. Понятно, что даже при равных возможностях он будет развиваться в три раза быстрее. Чего, на ваш взгляд, не хватает белорусскому IT-образованию? Я думаю, основная проблема, характерная вообще для образования, - это низкая оплата труда преподавателя. В таких условиях большинство профессиональных программистов работать не может. Можно работать для души, но семью ведь этим не прокормишь. Не престижно быть преподавателем, поэтому лучшие представители уходят на фирмы зарабатывать деньги. Возможно, это проблема не государства, а как раз IT-фирм, которые готовят специалистов под конкретный проект. Возможно, эти специалисты могут быть великолепны как консультанты, но обучение – это не консультация. Престиж профессии преподавателя упал, поэтому специалистов-преподавателей у нас очень не хватает. Возможно, нужно изменить систему оплаты труда, чтобы лучшие специалисты получали большую зарплату – это тоже будет весомой мотивацией и для собственного профессионального развития. Кроме того, существуют проблемы и в базовом образовании, потому что математическая подготовка в школе, навыки думать и учиться оставляют желать лучшего. Ощущаете ли вы какую-то поддержку государства? Если говорить в целом о сфере образования, то поддержка, безусловно, есть. Правда, она не такая большая, как хотелось бы, но на фоне кризиса и это ценно. Ваши пожелания белорусским программистам. Получайте от жизни удовольствие, чтобы с удовольствием утром идти на работу, а вечером с удовольствием идти домой, чтобы работа была интересной и хорошо оплачиваемой, чтобы было приятно общаться с коллегами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сильная белорусская школа математики и программирования продолжает развиваться несмотря на кризисы и традиционные для бюджетных сфер проблемы. Об ошеломляющих успехах своих подопечных (а с ними – и Беларуси на мировой программистской арене) и о больных местах ИТ-образования в эфире Радио TUT.BY рассказывал Михаил Семенович Долинский, известнейший на Гомельщине педагог, учитель информатики СШ № 27, доцент кафедры математических проблем управления Гомельского Госуниверситета им. |
|