Российский фонд AddVenture готов инвестировать до 300 тысяч долларов в компании, разрабатывающие приложения для социальных сетей. Отщипнуть от этого пирога могут и белорусские специалисты, если предложат стоящие проекты приложений для сетей «В контакте», «Мой мир» и Facebook в рамках программы «Лаборатория приложений».
«Сегодня половина трафика Рунета приходится на социальные сети. Например, «В контакте» превратился для своих пользователей в хостинг музыки, фото-хостинг, в портал со всевозможными играми. Большинство приложений — это как раз игры, — заявила сегодня на пресс-конференции в Минске основатель фонда AddVenture Елена Мосолова. — В социальные сети приходят как состоявшиеся разработчики игр, так и студенты, которые при минимальных затратах создают приложение, а потом зарабатывают десятки тысяч долларов».
По словам Е.Мосоловой, в пятерку самых успешных приложений «В контакте» входит Love.vkontakte.ru. У приложения около 1,5 млн. пользователей, а его основатели зарабатывают около 20 тысяч долларов в месяц. Еще одно успешное приложение «В контакте» — «Счастливый фермер», насчитывающее несколько миллионов пользователей, которые на виртуальной ферме выращивают различные овощи и фрукты, которые затем продают и расширяют свой бизнес.
Как отметила Е.Мосолова, если белорусские разработчики предложат привлекательный проект приложения, они смогут получить необходимое финансировании на его реализацию.
«Несмотря на кризис, в Рунет идут большие инвестиции. В России рекламный рынок просел, однако венчурных фондов становится все больше. Некоторые сделки достигают объема в 5-7 млн. долларов в один проект. Большинство инвестиций идут внутри страны. Лишь когда необходимы миллионы долларов, тогда привлекаются внешние инвесторы», — подчеркнула Е.Мосолова.
По словам эксперта, одним из факторов, влияющих на развитие интернета в той или иной стране, является наличие бизнес-ангелов. Это физические и юридические лица, которые инвестируют часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития — «посевной» (seed) и «начальной» (start-up). Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона евро.
«В США насчитывается около 400 тысяч бизнес-ангелов. Это частные лица, которые инвестируют небольшие суммы на проверку идеи. Идеи тестируются, а лучшие доходят до профессиональных инвесторов и венчурных фондов. В России тоже есть бизнес-ангелы, но их около 150 человек», — отметила Е.Мосолова.
Основной источник питания Байнета, по мнению гендиректора УП «Надежные программы» Юрия Зиссера — «это энтузиасты, на которых держатся, например, kosht.com, rebenok.by, onliner.by. Большинство внутренних инвесторов вкладывают деньги в проекты, в которых они разбираются. Те, кто хоть немного осведомлен об интернете и его финансовых возможностях, не всегда имеют деньги. А те, у кого есть деньги, вкладывают их, например, в недвижимость. Может, поэтому объемы инвестиций в Байнет пока небольшие».
По мнению Ю.Зиссера, сейчас вполне выигрышными с точки зрения вложения инвестиций и получения хорошего дохода могут стать нишевые проекты: «Это касается и товаров, и услуг. Пока этого очень мало. Целые отрасли не закрыты или закрыты не оптимальным образом».
Стимулом для инвесторов могут стать прогнозы по росту рынка интернет-рекламы. С одной стороны, традиционное ежегодное удвоение объемов белорусского рынка интернет-рекламы в нынешнем году закончилось. Вместе с тем в 2009 году ожидаемый рост объемов интернет-рекламы в Беларуси составит порядка 10% — до 6,6 млн. долларов. По мнению эксперта, это достаточно скромный, но вместе с тем оптимистичный показатель на фоне общего падения в условиях кризиса.