ОН: Минуточку! Так не пойдет! Эта дамочка постучалась в монитор его компьютера, как чужой человек в дверь, и теперь собирается вызнать всю его подноготную. Но не успел он отреагировать, как пришло следующее ее сообщение. ОНА: Да, знаю. Я зашла слишком далеко. Все из-за этой виртуальности. У меня ощущение, что сам факт нашей взаимной анонимности подтолкнул меня задавать такие вопросы, которые я ни за что бы не задала, если бы познакомилась с тобой в поезде или в кафе. Извини. Януш Леон Вишневский. «Одиночество в Сети».
Недавно посчитали: в нашей стране более трех миллионов интернет-пользователей. Пожалуй, большая часть людей использует интернет для работы, читает новости, посещает тематические форумы. Но есть некое количество пользователей, для которых одна радость: написать гадость. В реальной жизни это было бы на заборах, в виртуальной — на форумах.
Свой со своим бранится — сам помирится
Практически все интернет-ресурсы предупреждают посетителей о культуре высказываний в Сети, призывая не писать сообщений, содержащих клевету, оскорбления, нецензурную лексику. Большинство порталов ввели премодерацию, дабы специально обученный человек отсеял некорректные реплики. Замечено, что события и явления обсуждают меньше, с гораздо большим азартом переходят на личности.
«Это происходит потому, что событие — явление неодушевленное, и что бы о нем не написали, никакой ответной реакции не будет. А затронь человека — это отклик, разговор, человек обязательно как-то отреагирует», — разъясняет психолог, кандидат психологических наук Михаил Маслов.
Впрочем, если говорить о комментах в СМИ, то здесь четко прослеживается тенденция: почитав только высказывания на форумах, легко угадать название издания. Любопытно еще и то, что очень часто (судя по содержанию реплики) высказываются знакомые персоны, фигурирующей в газетном материале. В лицо ведь сказать дорогой подруге, что у нее некрасивые маленькие глазки, как-то не комильфо, а интернет все стерпит.
«Конечно, часто пишут знакомые, потому что интернет им кажется вещью абсолютно анонимной, они уверены, что в виртуальном пространстве безопасно делать гадости, — продолжает Михаил Маслов. — А если даже человек, расшифровав автора, упрекнет: «Что же ты написал обо мне гадость», всегда можно отказаться: «Нет, это не я». Разумеется, пишут те, у кого был какой-то конфликт, проблема в общении с обсуждаемой персоной. Интриги из ничего не придумывают».
Увы, иногда на форумах пишут весьма неприятные вещи. Можно ли найти управу на подобного рода писателей? Ответ на этот вопрос оказался очень сложным и неоднозначным. Если человек считает, что то или иное высказывание в интернете, а тем паче размещение его фото, другой личной информации на всякого рода сомнительных сайтах без его согласия является посягательством на его честь и достоинство, то он обращается с заявлением в милицию либо в прокуратуру. Судя по тому, что ежедневно в управление «К» МВД Беларуси приходит в среднем два запроса от территориальных подразделений милиции, то таких заявлений в течение года по стране набирается около 700. А уголовных дел, согласно милицейской статистике, по статье 188 Уголовного кодекса «Клевета» с начала года и десяток не наберется. Почему так?
Технические возможности в более чем 90% случаев позволяют специалистам управления «К» точно установить, с какого компьютера было отправлено сообщение. Если это домашний компьютер, то практически и автор найден, если это комп, установленный в общественном месте — от интернет-кафе до какого-либо предприятия — то поиск автора займет какое-то время. Когда его находят, то чаще всего выясняется, что автор — один из супругов, бывших или нынешних, кто-то из родственников или близких друзей. Поскольку уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 188 УК «Клевета» возбуждается только по заявлению потерпевшего, то по его же заявлению оно и прекращается.
«В нашей культуре родственник, близкий человек — очень большая ценность, — говорит Михаил Маслов. — Ссора из-за того же комментария на форуме, размещения фотографии ставит под угрозу сохранение родственных, близких отношений, и люди готовы простить, сделать вид, что ничего не было, превратить все в шутку, только бы сохранить близкого человека. Потому что разрыв с ним страшен на подсознательном уровне: без близких людей, родственников, друзей человек не представляет своего будущего».
Место мести — секс-сайты
Касперский выступил протии анонимности в интернете Основатель и глава компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский считает, что анонимность является главной уязвимостью безопасности интернета и призывает повсеместно ввести интернет-паспорта. Также Касперский заявил, что необходимо создать специальную интернет-полицию (интернет-интерпол), которая будет следить за соблюдением законности в Сети. По его словам, нормы пользования Сетью следует ввести на международном уровне, а если какие-то страны откажутся их принять — нужно отключить эти страны от интернета.
Кому-то мало высказываний на форумах, записей в общедоступных дневниках. Будучи продвинутыми интернет-пользователями, они, к примеру, выкладывают фото своих недругов на сайтах, мягко говоря, фривольного содержания. Сейчас на слуху история о размещении фото заслуженной артистки Беларуси Инны Афанасьевой на сайте знакомств без ее ведома. Одна массовая газета написал об этом под весьма броским заголовком, гарантирующим привлечение читателей.
Разумеется, в заголовке есть слово с корнем «секс» — весьма популярное в поисковых машинах. В комментариях после публикации подавляющее большинство форумчан солидарны: обнародование этой истории артистка использует в качестве пиар-акции. Хотя в одном из интервью Инна Афанасьева говорила, что в Беларуси «черный» пиар не нужен, его просто не поймут.
А еще была телепередача, в которой сперва журналисты клеймили кибер-злодеев, а потом одна из потерпевших сетовала, что как-то скучно стало, никто не звонит после того, как ее данные удалили с сайта. Инна Афанасьева тоже приняла участие в этой программе. Правда, ее заявление о том, что она создаст для Беларуси прецедент и докажет, что никакие оскорбления, даже в интернете, не останутся безнаказанными, как-то «потерялось» на фоне гламурной видеонарезки из жизни «звезды».
В подобные переплеты с фотографиями на сомнительных сайтах, надо сказать, попадают и простые смертные. Только они обычно скромно идут в милицию и пишут заявления, и только благодаря вездесущим журналистам такого рода дела становятся достоянием гласности.
К примеру, еще в 2003 году в Минске было возбуждено уголовное дело за клевету. Некая фирма была крайне недовольна результатами проверки налоговой инспекцией. Через какое-то время на сайте, предлагающем секс-услуги, появилось объявление. В нем налоговый инспектор был представлен как гей, готовый к оказанию услуг. Сотрудники управления «К» установили личность автора объявления и технического исполнителя. Суд определил меру наказания клеветникам и удовлетворил иск налогового инспектора о защите чести и достоинства. Так что лет шесть назад имел место прецедент наказания за оскорбление, нанесенного с помощью интернета.
И еще пример. В 2006 году жительница Гомеля, назовем ее Таня, разместила в интернете фотографии и номера телефонов бывших одноклассниц, назвав их «шлюшками Гомеля». Одна из потерпевших подала в суд. Однако районный суд Железнодорожного района Гомеля и Гомельский областной суд не усмотрели в действиях Тани состава преступления, ссылаясь на то, что интернет не является средством массовой информации. Однако в 2008 году после вмешательства Генеральной прокуратуры дело было пересмотрено и действия Тани получили правовую оценку.
А что я сделал для того, чтобы обо мне так написали?
Как фото звезд попадает в чужие руки — понятно. Фотосессии в глянцевых журналах, фото из социальных сетей типа с «Одноклассников» — все к услугам злоумышленников. Наши «звезды» вообще люди чересчур открытые: проводят для читателей/зрителей экскурсии по домам, рассказывают всю правду об очередной машине, даже вот уже и в холодильники позволяют заглянуть. Так что недоброжелателям местного бомонда найти болевые точки и ударить по ним виртуальным оружием — не проблема.
Все пиар-технологии тутэйшых селебрити взяли на вооружение и «простые» люди. На тех же «Одноклассниках» выкладывают фото себя любимых на фоне дачи, машины, рядом с породистой собакой и где-нибудь в заграничном отпуске. Потом удивляются: как фото попало на плохой сайт? К слову, уже ни для кого не секрет, что свежезажженные «звезды» часто позируют в интерьерах чужих домов. Эту же методику берут на вооружение и рядовые офисные клерки. Мою приятельницу, недавно купившую хорошее авто, донимает соседка, сидящая в декретном отпуске: «Дай машинку подрулить к фирме за детским пособием». Для «Одноклассников» ее супруг уже смонтировал фото: семейство на фоне египетских пирамид. Фото пирамид попросил у своего приятеля: мол, красивая картинка, повешу на рабочий стол компа. Вот так «как бы» живут…
Что касается людей по умолчанию непубличных, но которые вывешивают в социальных сетях свои фото, сообщают сведения о своей жизни, то они уже, образно говоря, голые на улице.
«Многие люди не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно — в том числе не обязательно с благими намерениями, — заявил в недавнем интервью российским СМИ начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков. — Сегодня, кстати, некоторые работодатели запрещают пользоваться социальными сетями — не только ради экономии, но и чтобы воспрепятствовать утечке служебной, коммерческой или иной информации».
Органы правопорядка многих стран уделяют пристальное внимание социальным сетями с целью предупреждения и раскрытия преступлений. «Не использовать такой потенциал, а уж тем более не «мониторить» было бы нерационально», — считает Виктор Бирюков. А кто даст гарантию, что специалисты по грабежам и разбоям не выискивают себе жертв, изучая тех же «Одноклассники»?
Известные и, не побоюсь этого слова, знаменитые люди должны быть готовы не только к розам от почитателей талантов, но и к шипам от недоброжелателей. У каждого на такой случай своя защита.
«Я не читаю форумы, — призналась Ольга Барабанщикова. — Много о них наслышана и предпочитаю не заглядывать. Прессу читаю только в бумажном варианте. Что обо мне пишут, не отслеживаю, если только какое-то большое, официальное интервью, тогда приобретаю газету. А вообще, я считаю: если человек живет полноценной жизнью, то ему некогда бродить по форумам и зависать в интернете».
«Нет универсального рецепта, как реагировать на неприятные отзывы на форумах, — говорит Михаил Маслов. — Подростки близко к сердцу принимают любое негативное высказывание в свой адрес, взрослый человек более спокойно воспринимает, скажем так, претензии. Важно, что написали, кто прочитал, и если негатив попал к значимым для человека людям, он несет потери в плане авторитета, денег, то, конечно, придется принимать какие-то меры. Если же непонятно кто, о ком и для чего написал, то и переживать не стоит. В таких случаях, по большому счету, человеку есть смысл задуматься: что я сделал для того, чтобы обо мне так написали?».