Средняя доля спама в почтовом трафике в 2009 году составила 85,2%, что на 3,1% выше, чем в 2008 году. Такие данные БЕЛТА предоставили в пресс-службе «Лаборатории Касперского».
Самое большое количество спама было зафиксировано 22 февраля 2009 года — 93% почтового трафика. Меньше всего нежелательной почты пользователи получили 26 апреля — 72,8%.
В течение 2009 года колебания среднемесячного процента спама не превышали 5%. В 2008 году разброс был существенно больше — в пределах 15%. Вредоносные вложения в 2009 году содержались в 0,85% электронных писем, что лишь на 0,04% ниже среднего показателя предыдущего года.
Что касается тематического состава спама, то он сильно менялся. Вплоть до мая 2009 года снижалась доля спама, рекламирующего товары и услуги малого и среднего бизнеса, а доля нежелательной почты, рекламирующей услуги самих спамеров, напротив, росла, достигнув 20% всего спам-трафика в разгар экономического кризиса. Эти изменения отражали мировую финансовую ситуацию: потеряв часть заказов, спамеры активизировали рекламу своих услуг.
Процент фишинговых писем в почте в 2009 году был на удивление невысоким — в среднем 0,86% почтового трафика (фишинг — один из способов мошенничества для воровства персональной информации). Очевидно, пользователи стали более внимательны и осторожны, и фишинговые проекты перестали приносить их авторам ощутимую прибыль. Наиболее часто фишеры атаковали платежные системы, интернет-аукционы и некоторые игровые аккаунты.
Количество вредоносных программ в почте по сравнению с 2008 годом осталось на прежнем уровне, однако изменился их качественный состав. Осенью спамеры активно рассылали Zbot — троянскую программу-шпион, предназначенную для кражи конфиденциальной информации. Письма, содержавшие Zbot, были замаскированы под уведомления налоговых организаций. Вторым хитом сезона стали хорошо знакомые интернет-пользователям «троянцы», загружающие на компьютер поддельные антивирусы, которые затем якобы находят на компьютере пользователя множество вирусов и требуют заплатить за их удаление.
Большой популярностью у спамеров в 2009 году пользовалось SMS-мошенничество с использованием почты (когда с помощью ложных угроз или обещаний, содержащихся в тексте спам-писем, злоумышленники пытаются вынудить пользователей отправлять дорогие SMS-сообщения на короткие премиум-номера). Этот бизнес приносит немалый доход изобретательным мошенникам в России и на Украине, где до сих пор отсутствуют нормативные акты, регулирующие процесс аренды четырехзначных номеров сотовой связи.
Что касается географии, то больше всего спама было разослано из США — 16%. Из России, которая заняла второе место, было разослано 8,5% всего мирового спама. Однако заметна миграция источников рассылки в азиатские и латиноамериканские страны. Это объясняется тем, что применение широкополосного интернета и количество компьютеров там стремительно растет, в то время как далеко не все пользователи в этих регионах осведомлены о правилах интернет-безопасности. Соответственно, их компьютеры легче заразить вредоносной программой.