QR-code - гиперссылки реальности
19.03.2010
—
Новости Hi-Tech
|
Информационные технологии могут быть не только решением каких-либо утилитарных практических задач, но и вполне в состоянии превратиться в настоящее культурное явление. Примером такого превращения является один из вариантов двухмерного штрихкода QR-code, применение которого давно вышло за границы учёта товаров на складах и в магазинах.
Наверное, многие уже сталкивались в некоторых блогах или на сайтах со странными квадратными знаками наподобие такого: Непосвященному человеку может показаться, что такие таинственные квадраты свидетельствуют о принадлежности авторов веб-ресурсов к некой тайной религиозной секте. Однако на самом деле всё гораздо проще. Такая чёрно-белая матрица называется двухмерным баркодом или штрихкодом. Наиболее часто их можно встретить на иноязычных веб-ресурсах, но в последнее время эти странные "кабалистические" знаки стали появляться и в наших отечественных интернетах. Штрихкоды давно используются для маркировки товаров в магазинах и представляют собой закодированную информацию о продаваемых товарах. Данная маркировка, в свою очередь, предназначена для автоматизации учёта товаров. Поэтому с технической точки зрения, баркод - это просто, если так можно сказать, удобный для машины способ представления информации, который машина может легко считать и проанализировать. Самый распространённый и всем знакомый тип баркодов - это линейный или одномерный, представляющий собой полоску из чёрных линий разной толщины. Этот линейный штрихкод можно найти практически на каждой упаковке любого товара в любом магазине. Одномерный штрихкод был изобретён в середине прошлого века, с течением времени усовершенствовался и на текущий момент позволяет кодировать небольшой объём информации до 20-30 символов. Это не очень много, и поэтому система баркодов, конечно же, развивалась, можно сказать, в другом направлении. Это развитие было обусловлено двумя не очень совместимыми друг с другом потребностями. Баркод должен быть компактным, с одной стороны, но, с другой стороны, он должен вмещать как можно больше информации. Одним из способов решения этой задачи стало применение двухмерных баркодов. 2D-штрихкод представляет собой монохромную или цветную матрицу, в которой информация кодируется не только по горизонтали, но и по вертикали. И двухмерные штрихкоды позволяют закодировать уже до нескольких килобайт символов. Как и обычных текстовых кодировок, стандартов 2D-штрихкодов существует несколько. Есть даже вариант "Майкрософт". Наиболее распространены сейчас стандарты Data Matrix и QR-code. Современным гикам наиболее приглянулся QR-код, который был разработан японской компанией "Denso-Wave" в середине 90-х. Аббревиатура QR означает quick response ("быстрый отклик"). Как и все остальные баркоды, QR предназначался для торгово-денежных нужд японских магазинов, и для работы с ним производились специальные сканеры. Теперь осталось выяснить, почему же QR-код вышел за торгово-рыночные границы и стал активно использоваться простыми японскими гражданами в обычном быту.
Виной тому стали мобильные телефоны, оборудованные фотокамерой, которые при наличии специального ПО позволяют сканировать и расшифровывать 2D-штрихкод так же успешно, как и специализированные сканеры. Популярность таких фотомобильников началась в Японии и затем распространилась на другие страны и континенты, а вместе с этой популярностью распространялась и мода на QR-код. Баркод QR начал появляться в журналах, на вывесках автобусных остановок, визитных карточках и просто на любом объекте, о котором, возможно, может потребоваться информация. Ведь, как было сказано выше, штрихкод - это всего лишь закодированная информация, и эта информация может быть о чём угодно, а не только о товарах на рынке. Максимальный объём данных QR-кода составляет около 3 килобайт, что позволяет закодировать в него даже небольшие картинки. В первую очередь, QR-код начали применять ушлые маркетологи в рекламе, где кодировались адрес, телефон и другая информация о фирме. Например, простая ситуация: рекламный щит с квадратиком QR-кода. Потребитель, вдохновившись рекламой и желая приобрести продукт или услугу этой фирмы, просто наводит фотокамеру мобильника на баркод, мобильник его декодирует, и номера телефонов и прочие реквизиты тут же автоматически заносятся в адресную книгу телефона. Потребителю остаётся только нажать зелёную кнопочку на мобильнике, и уже не надо дрожащей от волнения рукой самому набирать телефонный номер, путаясь в цифрах. Или ещё один пример. Баркод можно использовать для знакомства с представителями противоположного пола. Нужно нанести QR-код с собственной информацией себе на самое видное место. И тогда заинтересованное в знакомстве лицо может незаметно навести на ваш баркод мобильник и получить всю нужную информацию для дальнейших дружественных отношений. В принципе, использование QR-кода ограничено только воображением.
В последнее время использованию QR-кода приобретает ещё более глобальный и культурный характер. Мобильные телефоны всё больше становятся средством доступа в Интернет, что открывает новые горизонты употребления баркодов на мобильных телефонах уже в качестве так называемых "физических гиперссылок". В связке с Всемирной Паутиной, QR-код может легко содержать данные для поиска информации в Сети. То есть мобильный телефон, декодировав содержание баркода, использует эту информацию для Google-поиска, Google Maps или различных социальных сетей. Такой подход к делу превращает QR-код в особую гиперссылку, связывающую реальный объект с информацией о нём во Всемирной Паутине. Можно привести пример из области туризма. Иностранный турист, увидев в городском парке прекрасную статую "Девушка с веслом" и просканировав мобильником прилагающийся к этому памятнику культуры QR-код, тут же получает из Интернета всю нужную о скульптуре информацию плюс восторженные отзывы от других туристов. Практическим примером использования баркодов в качестве гиперссылки с реальных объектов на интернет-ресурсы может служить проект www.semapedia.org. Это проект по соединению статей "Википедии" с местами в реальном мире. На реальный объект помещается специальный 2D-штрихкод, содержанием которого является ссылка на статью в "Википедии". Наведя фотомобильник с браузером на такой объект, можно тут же получить статью в браузере об интересующем предмете. Что же касается использования 2D-баркодов непосредственно в блогах, то на данный момент это не более чем мода, демонстрирующая, что автор данного блога "реальный пацан" и продвинутый в информационных технологиях человек. Практической пользы от этих баркодов на веб-сайтах не так уж и много. Настоящее развитие баркодинга - это, конечно же, мобильные "физические гиперссылки". Но здесь требуются определённые усилия в отношении общей стандартизации формата внутреннего содержания баркодов. То есть для действительной реализации стандартов "физических гиперссылок" требуется личность уровня Тима Бёрнерса-Ли, реализовавшего в своё время стандарты гипертекста и Всемирной Паутины. На корпорации надежды нет. Каждая из них до сих пор оформление телефонных данных в баркодах по-своему форматирует.
В нашей синеокой Беларуси телефоны пока используются практически только для разговоров, и баркоды на улицах пока не встречаются. Поэтому можно разве что для тренировки попрактиковаться. Для начала можно попробовать
интернет-сервисы для генерации
QR-code. Примером такого сервиса может
служить сайт Существуют десктопные программы
для чтения и генерации 2D-баркодов.
Для платформы Windows - это приложение
QuickMark for PC. Есть мультиплатформенные
программы для генерации и
сканирования QR-кода BarShow и BarCapture,
написанные на Java. Взять их можно по
адресу Что же касается мобильных
телефонов, то для всех современных
платформ - Windows Mobile, Android, iPhone, Symbian -
есть соответствующие программы,
такие, как i-nigma, версии которой
можно найти на сайте Но думаю, что в скором времени чтение баркодов будет реализовано исключительно на уровне операционных систем мобильных устройств и нужда в вышеперечисленных программах практически отпадёт. Михаил АСТАПЧИК
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Двухмерные штрихкоды QR-code вполне в состоянии превратиться в настоящее культурное явление |
|