Катастрофа. 21.by

Катастрофа

30.04.2010 — Новости Hi-Tech |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Часть 2. Обвал

(Продолжение. Начало в №14)

"Стал он кликать рыбку золотую, некликабельная рыбка оказалась!"

Алексей Андреев, "Паутина"

В начале 2000 года американские журналисты начали робко высказываться, что IТ-сектор, похоже, перегрет, и компании, которые "торгуют неизвестно чем", никак не могут стоить сотни миллиардов долларов. Эти настроения стали более выражены, когда индекс NASDAQ преодолел отметку в 5000 пунктов. Для сравнения: сегодня он колеблется в районе 2454 пунктов, и это считается очень хорошим показателем.

Пузырь доткомов лопнул 10 марта 2000 года, когда произошло обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ. Перед этим индекс NASDAQ достиг своего максимума в 5048.62 (с дневным пиком в 5132.52), удвоив показатели всего лишь годичной давности. А после этого всего за пять дней индекс вернулся на значение 4580 пунктов и продолжил падение. За следующие несколько месяцев сотни интернет-компаний обанкротились или были проданы за бесценок.

Печальным символом падения стал интернет-магазин вещей для домашних животных Pets.com, широко рекламировавшийся по ТВ. В 1999-м он получил инвестиции в размере $82.5 млн, но разорился девять месяцев спустя. Другой онлайновый супермаркет, eToys.com, в мае 1999-го выпустил свои акции и разом собрал $166 млн. В октябре того же года стоимость его акций достигла $84 за штуку, а через 16 месяцев - упала до ничтожных 9 центов.

Большинство бизнес-моделей компаний "новой экономики" были неэффективны, а средства расходовались в основном на маркетинговые кампании и рекламу в прессе и на телевидении. По оценкам экономистов, в марте 2000-го IT-индустрия одномоментно "схлопнулась" на 54%. А если взглянуть на проблему с учетом обесценивания доллара, то падение составляет все 63%.

Всю весну-лето в IT-индустрии царила паника. Биржевые индексы падали, и никто из топ-менеджеров "новой экономики" не знал, что делать. В середине осени аналитики подвели итоги и констатировали падение акций целого ряда монстров в сфере высоких технологий (речь сейчас не об интернет-стартапах). В первую очередь, это коснулось производителей разнообразного "железа". Сильнее всего упали акции Apple - по Уолл-Стрит начали гулять слухи о предстоящем банкротстве "яблочной компании". Но большей неожиданностью стало резкое падение акций корпорации Intel. И, наконец, еще несколько ведущих компаний (Cisco, AT&T, Microsoft) объявили о резком снижении своих прибылей к осени 2000 года. Состояние Билла Гейтса вообще рухнуло на протяжении 2000 года с $89 до $31 млрд.

Собственно говоря, нечто подобное на конец года прогнозировалось со времени весеннего кризиса. В конце года аналитики ведущих информационных и рейтинговых агентств стали хором прогнозировать падение в 2001 году темпов роста индустрии информационных технологий, и в первую очередь - интереса корпоративных потребителей к компьютерному "железу". Биржевые аналитики понизили рейтинги целого ряда компаний, в том числе и многих технологических лидеров.

Вторая волна кризиса, равная по разрушительности мартовской, накрыла IT-индустрию 19 декабря 2000-го. В целом же с начала года индекс NASDAQ упал на 38%. Крах. Паника. Акции интернет-компаний падали еще быстрее. Так, специализированный индекс ISDEX упал 19 января еще на 8.25% и тем самым опустился более чем на 60% от уровня своего максимума в 2000 году.

На следующий день, 20 декабря, сброс акций высокотехнологических компаний достиг панических размеров. Владельцы акций избавлялись от них с тем же азартом, с каким за год-полтора приобретали. Своего рода "бум наоборот". Объем сделок оказался чуть ли не рекордным - вторым по размеру за все время существования NASDAQ. А, к примеру, акции Microsoft вообще откатились на уровень конца 1998 года. Акции Yahoo! стали стоить столько же, сколько двумя годами ранее. Новые отрицательные рекорды поставили акции Amazon.com, eBay, Juniper Networks, Cisco и Extreme Networks.

Однако никакое падение бесконечным быть не может. В последних числах декабря 2000-го индекс NASDAQ начал расти и достиг 2517 пунктов. Рост был связан с тем, что акции высокотехнологичных компаний стали столь дешевы, что инвесторы (как корпоративные, так и частные) уже не могли игнорировать факт снижения цен. Попросту говоря, сработала элементарная жадность. Так, цены на акции Cisco Systems, которые еще 20 декабря находились на самом низком за год уровне, выросли более чем на 6%, а котировкам Yahoo! удалось подняться за день всего на 15% после падения до отметок, последний раз зафиксированных еще в 1998 году.

Но в любом случае 2000 год оказался худшим за всю историю NASDAQ с момента образования биржи в 1971 году. А преобладающей тенденцией конца 2000 - начала 2001 годов стал массовый отток финансов из сектора высоких технологий в "традиционный" бизнес. Действительно, слишком неестественно выглядело вливание колоссальных средств в информационную отрасль, ничего, по сути, материального не производящую. При этом финансирования лишались производители вполне ощутимых продуктов питания, одежды, самолетов и т.д. Однако в 90-х индекс NASDAQ продолжал расти - и сложно было что-то противопоставить обаянию юных питомцев "Силиконовой Долины" и элементарной человеческой жадности.

Бурный рост интереса к интернет-фирмам привел к тому, что традиционные компании выпали из поля зрения дилеров, и цены на их акции упали неоправданно низко. Как только с глаз инвесторов спала пелена, навеянная доткомами, биржевики тут же стали покупать акции фирм "из плоти и крови", а не из виртуального пространства.

В результате в конце 2000 года наблюдалось совершенно четкое противоположное движение секторов old economy и new economy. Деньги инвесторов начали перетекать из чрезмерно раздутого компьютерного рынка NASDAQ в "реальную экономику", представляемую Dow Jones. Разделившийся на "новую" и "старую" части, американский фондовый рынок стал напоминать некое подобие сообщающихся сосудов, уровень жидкости в которых стремится к одному значению. Обвал NASDAQ "приоткрыл кран", разделяющий эти сосуды, сблизив уровни. Конечно, то падение, которое довелось испытать высокотехнологичным акциям, весьма незначительно уравновесило старый и новый рынки, но, как говорится, лиха беда начало. Это, кстати, прекрасно поняли фондовые игроки американских бирж, без паники перекладывавшие средства из "виртуальности" в промышленность.

В январе 2001-го индекс NASDAQ снова упал. Рынок снова бросился в панику. В первый же день торгов, 2 января, сводный индекс упал на 7.23% и падение остановилось только на отметке 2291.86 пунктов. Последний раз такой низкий результат был зафиксирован 3 марта 1999 года - невиданно давно, если мерять мерками быстроразвивающихся компьютерных технологий.

В полной мере ощутили на себе обвал компании-производители компьютерного "железа". Так, акции Sun Microsystems разом опустились в цене на 8.74%, Cisco - на 12.91%, Qualcomm - на 14%, а акции Oracle подешевели на 9.25%, оказавшись на 45% дешевле прошлогодней сентябрьской цены. Все это вылилось в очень серьезные потери для индустриальных гигантов.

Не легче было и интернет-корпорациям. Акции Amazon.сom подешевели на 10.84%, eBay - на 8.52%, акции Yahoo! обесценились на 6.24% за один день (и почти в девять раз - за 2000 год). Подешевели, хотя и не так значительно, акции AOL.

Но постепенно до инвесторов начало доходить, что сектору высоких технологий глубокий спад в современном индустриальном мире не угрожает. Это быстро сказалось на результатах торгов. Подсуетилось и правительство США, решившее снизить учетную ставку на 0.5% до уровня 6.0%, а ставки дисконта - на целых 25% до уровня 5.75%. Эти решения моментально вызвали ажиотаж на всех фондовых рынках США, и в первую очередь - на многострадальном NASDAQ. Падение приостановилось, а котировки акций интернет-компаний даже подросли. Но кризис IT-индустрии на самом деле еще только начался.

Виктор ДЕМИДОВ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Десять лет назад произошла крупнейшая катастрофа в истории IT-индустрии - "крах доткомов"
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Hi-Tech)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика