Киберсквоттинг в Беларуси: миф или реальность?
03.11.2010 10:47
—
Новости Hi-Tech
|
![]() Промашка с дорогой ценой «Белшина» — наш гигант и наша гордость. Искала как–то сайт предприятия. Как любой человек более–менее знающий об интернете, набираю — Заинтересовавшись ситуацией, пролистала официальные сайты и других наших предприятий. Интересный поворот приобрело мое расследование при знакомстве с интернет–ресурсом Минского тракторного завода. Кому с ходу придет в голову искать встречи с этим крупнейшим в СНГ производителем по адресу — Свято киберместо... Вот тут и приоткрывается завеса теневого интернет–бизнеса под названием «киберсквоттинг». Его суть — приобретение доменных имен, созвучных с именами известных торговых марок, или просто с «дорогими» названиями. Цель — дальнейшая перепродажа. Схема проста, как мелкая купюра. Нужно только следить за новостями и быть немного расторопным. Например. Прошла информация о том, что компания «Адидас» решила открыть в Беларуси официальное представительство. Киберсквоттер уже тут как тут: две минуты — и домен Киберсквоттинг в Беларуси стал едва ли не массовым явлением. Пока иностранные компании и брэнды только собираются к нам, одноименные торговые марки и адреса уже практически все раскуплены. И ничего не поделаешь. Тут царит простой принцип: кто успел, тот и съел. А у истинного правообладателя варианта два: или идти в суд, или договариваться с киберсквоттером. Подобного рода «сделки» уже были. Цена вопроса в белорусском сегменте колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Но это только пока байнет набирает силу. В зоне .ru, например, цифры куда покруче. А самые крупные операции, конечно, в сегментах .com, .org и .net. Есть даже специализированные площадки для продажи доменных имен. На интернет–аукционе Sedo, например, dollars.com продан за 800 тысяч долларов. А pizza.com потянул на 2,6 миллиона. И это не предел. Кому бы я ни позвонила, оказывается, проблема всем известна. Но отношение у всех разное. В представительстве компании «Снежка» в курсе, что доменное имя Компания «Самсунг» заняла принципиальную позицию: физическое лицо не имеет права на регистрацию и использование домена Прецеденты, кстати, уже были, но только два. В 2009 году Верховный Суд вернул домен google.by компании Google. Удалось восстановить справедливость и белорусской компании. Несколько лет ООО «КОШТпроект» не могло найти управу на сайт kosht.by, который другое юрлицо использовало в своих рекламных целях. И поговаривали, что отказаться от домена оно готово было добровольно за 50.000 долларов. Но суд обязал ответчика вернуть интернет–адрес бесплатно и еще возместить почти два миллиона рублей судебных расходов. В ситуации с доменом samsung.by оказалось все не так просто. Пока шло разбирательство, владелец успел переоформить права на гражданина Великобритании. А как теперь привлечь к ответу иностранца — большой вопрос. Две беды Первая — это реальный пробел в законодательстве. Пока таких понятий, как «брэнд» и уж тем более «домен», не встретишь ни в одном правовом документе. О четком механизме разрешения споров в интернете тоже не слышно. Почему? В наш–то век всеобщей компьютеризации время надо обгонять. Потому как догонять бывает больно и дорого. Если решать проблему через суд, то компании идут путем защиты товарного знака. Но это значит, что ваше имя должно им быть. А почему доменное имя — не субъект авторского права и не объект интеллектуальной собственности? «Если мы придадим домену такой статус, то затормозим развитие байнета, — считает Юрий Зиссер, генеральный директор УП «Надежные программы». — Дело в том, что регистрация товарного знака может длиться до двух и более лет. Значит, ни один домен годами невозможно будет зарегистрировать. В Украине попробовали идти этим путем, но отказались, так как он тупиковый». «Например, в случае с брэндом «Белшина» применимы нормы противодействия недобросовестной конкуренции, — предлагает выход из ситуации Алексей Бичугин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности. — Прямой путь в антимонопольный орган. За совершение таких деяний есть статьи и в гражданском, и в уголовном законодательстве». Но если сайта–вредителя нет, а имя просто кем–то занято, то и дела нет. Кстати, при Всемирной организации интеллектуальной собственности существует целый арбитражный центр (ICANN), который решает споры о правах на домены. Только за прошлый год там рассмотрено около 17 тысяч жалоб. Уникальность процедуры в том, что свое имя можно забрать даже у гражданина другого государства. И даже в том случае, если в его стране ваш товарный знак не зарегистрирован. Правда, минимальная стоимость процесса — 1,5 тысячи долларов, и данная практика не распространяется на зону «by». Беларусь пока не признала для себя обязательными правила ICANN. В России, например, начинается регистрация первых доменов в кириллической зоне .рф. Уже натерпевшись от киберсквоттеров, решили на этот раз сыграть на опережение — стать владельцем интернет–адреса смогут только граждане и резиденты России. А со своими всегда разобраться проще. И еще требование — год с доменом ничего сделать нельзя: ни продать, ни подарить, ни переоформить. В Оперативно–аналитическом центре при Президенте ситуацию знают. Выбран новый технический регистратор доменов. И в июне начали действовать новые правила регистрации интернет–адресов. 30–дневная отсрочка платежа отменяется. Но изменит ли ситуацию предоплата, если цена вопроса — 15 долларов? Еще одно новшество — список владельцев доменных имен станет гласным. Однако это может лишь упростить продавцу и покупателю поиск друг друга. То есть снятие симптомов не лечит причину болезни киберсквоттинга. Тем более что новый регистратор приступит к работе не раньше чем через месяц. Пока правила действуют прежние. Проблема вторая. Предприятия и компании сами должны быть расторопнее. Понятно, что других забот хватает, но, как видно, «застолбить» доменное имя несложно и недорого. Даже если пока не до сайта, просто держать домен за собой — около 70 долларов в год. Сумма по сравнению с судебными издержками и стоимостью услуг адвокатов мизерная. Тот, кто серьезно воспринимает интернет и его влияние на продажи и имидж, действует еще более дальновидно. Многие компании специально регистрируют даже адреса с ошибками. Без знаков препинания, с созвучными буквами и «заводят» их на головной ресурс. Чтобы не потерять даже случайно ошибившихся посетителей. А киберсквоттеры промышляют и такими «ошибочными» доменами. Яркий пример — сайт gugl.by. Послесловие Белорусского киберсквоттера мне найти удалось. Он умудрился оставить номер своего мобильного на одном из занятых им доменов. То, что его бизнес не приносит ему счастья и спокойствия, было понятно по голосу. Намучился, говорит, с одним банком — сделка не получилась, а домен все равно пришлось вернуть. Но в багаже есть и вполне успешные сделки. А в арсенале еще десятки брэндовых доменов, которые ждут своих покупателей. И рука всегда на пульсе, то бишь на клавиатуре, в поисках новых потенциальных клиентов. Ибо свято киберместо пусто не бывает... Ирина ЮЗВАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Воровство имен стало доходным бизнесом в интернете. Если вы хорошо поработали на свой брэнд, не факт, что он будет безупречно работать на вашу репутацию!... |
|