Причиной сбоя в работе сервиса IP-телефонии Skype, произошедшего на прошлой неделе по всему миру, стала ошибка в обновленной версии клиентского программного обеспечения для Windows, сообщает РИА Новости.
Как сообщил в блоге компании директор по информационным технологиям Skype Ларс Раббе, в среду 22 декабря несколько вспомогательных серверов ресурса подверглись перегрузке и «ушли в офлайн», что спровоцировало массовые отказы Skype. В связи с ошибкой в обновленной версии Skype 5.0.0152 для Windows, передача данных в сети Skype (сервис устроен как пиринговая сеть, объединяющая пользователей) оказалась невозможной для части пользователей. Как сообщает Раббе, работа сервиса была восстановлена 23 декабря в 18.00 по минскому времени.
Раббе заявляет, что проблема не коснулась клиентского ПО Skype для Windows версии 5.0.0.156 и старых версий 4.0 для той же операционной системы, а также версий программы для других платформ.
Однако, по оценкам специалиста, проблемная версия Skype была установлена у половины пользователей программы по всему миру, и около 40% из них испытали на себе сбой сервиса. В свою очередь, среди компьютеров, пострадавших от сбоя, оказались 25-30% общедоступных «суперузлов» (компьютеров в сети Skype, играющих особо важную роль в передаче трафика), и это повлекло проблемы для всех пользователей Skype.
Выход из строя даже небольшой части «суперузлов» способен нарушить работу сервиса, поскольку на их восстановление требуется время, отмечает Раббе. Многие клиенты, использовавшие проблемную версию, пытались несколько раз перезагружать клиентский софт Skype на своем компьютере, что еще больше увеличило нагрузку на серверы. Немаловажно, что изначальный сбой случился незадолго до ежедневного «часа пик» сервиса (около 20.00), в результате чего оставшиеся «суперузлы» были загружены примерно в 100 раз больше обычного.
По словам Раббе, у «суперузлов» существует встроенный механизм для защиты от перегрузок, который в случае превышения лимита обращений приводит к их отключению. В итоге сработала цепная реакция — отключение одних «суперузлов» привело к увеличению нагрузки на другие, что, в свою очередь, отключило и их.
Чтобы восстановить работоспособность сервиса, инженеры Skype применили систему из тысяч так называемых «мега-суперузлов», чтобы временно увеличить пропускную способность сети Skype. Кроме того, использовались ресурсы, которые в обычном режиме поддерживают функцию группового видеочата, отключенную на время восстановительного периода.
Для предотвращения подобных сбоев в будущем разработчики программы, прежде всего, исправили ошибки в пятой версии Skype — в течение этой недели необходимые обновления станут доступны пользователям. Кроме того, компания планирует оптимизировать систему автоматических обновлений клиентских версий, а также процессы тестирования обновлений. Наконец, Skype намерена расширить программу инвестиций в системы, поддерживающие стабильную работу программы.
Продолжая восстанавливать работу, руководство Skype объявило о намерении выплатить некоторым пользователям сервиса компенсацию в виде купонов — по ним можно будет осуществлять дополнительные звонки, сообщает RIA.RU. Купоны будут доступны пользователям во всех странах мира, компания разошлет их по электронной почте. Время предоплаченных по купонам звонков составляет 30 минут, а подписчики получат дополнительную неделю использования услуг.