Российская компания МТС и белорусское правительство, пригрозив друг другу разрывом отношений, возобновили переговоры о продаже контрольного пакета белорусского оператора. Так как официально белорусская сторона не делала заявлений о снижении стоимости пакета в 51%, на повестке дня — все тот же 1 млрд. долларов.
Тема приватизации мобильного оператора давно обсуждаемая, но именно сейчас вероятность продажи госпакета наиболее вероятна. Белорусский бюджет нуждается во вливаниях, отсюда — активизация переговоров и выставленная цена.
Представители российской компании, никогда не скрывавшие заинтересованность в приобретении контрольного пакета, заявили о готовности заключить сделку, «но по разумной цене». Тем самым дав понять, что запрашиваемый Беларусью 1 млрд. долларов — многовато даже за госпакет в 51%. При этом представители компании подчеркнули, что белорусским партнерам «известны предложения МТС».
Но «разумная» по российским меркам цена не устроила белорусских переговорщиков. А чем обернется для россиян несговорчивость, Александр Лукашенко предупредил их заранее еще в марте, когда озвучивал предложение о продаже госпакета акций.
«Оценка произведена. Хочешь покупать — покупай. Не хочешь — выставим на аукцион. Все прозрачно».
Оказалось, что это не блеф. Заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, сообщив 8 апреля о неудавшихся переговорах по цене активов, заявил, что белорусская доля компании МТС будет выставлена на международные торги.
Российская сторона, так и не согласившись уступить, пригрозила сделать ответный ход.
«Если руководство Беларуси приняло решение выставить свою долю на международные торги с начальной ценой 1 миллиард долларов, МТС не исключает того, что присоединится к этим торгам и одновременно выставит на продажу свою долю по соответствующей цене», — озвучила позицию российского оператора директор по связям с общественностью Елена Кохановская.
Иными словами, компания МТС заявила о готовности уйти с белорусского рынка.
По всей видимости, немного успокоившись, стороны решили не пороть горячку и все-таки попытаться договориться.
«Мне это напоминает прощупывание позиций друг друга и проверку, у кого больше терпения. По большому счету, ни те, ни другие не хотят разрывать партнерство, которое, как мне известно, до сих пор не сопровождалось какими-то проблемами, — комментирует развитие ситуации начальник отдела инвестиционного анализа A’lemar Investment Group Сергей Захаров. — Да, с одной стороны у Беларуси есть потребность в деньгах, и за счет приватизации власти хотят увеличить бюджетные доходы. С другой стороны, МТС не хочет платить лишних денег. Однако белорусский рынок для компании по-прежнему представляет интерес. И потеряв его сейчас, потом будет очень сложно опять войти».
Результативность возобновившихся переговоров, по мнению аналитика, будет зависеть от выбора Беларусью приоритетов — либо экономических, либо политических.
На взгляд Сергея Захарова, c политической точки зрения Беларуси было бы выгоднее и интереснее договориться с российскими акционерами, которые являются проверенными партнерами. Но сделка с другими инвесторами, в случае отказа России платить выставленную сумму, выгоднее по экономическим соображениям. Ряд крупных телекоммуникационных игроков, в том числе из России и дальнего зарубежья, могут быть заинтересованы в выходе на белорусский рынок, и, соответственно, выкупят госпакет за 1 млрд. долларов.
«К потенциальным покупателям 51% акций белорусского оператора я бы отнес многих европейских крупных операторов, которые уже присутствуют на развивающихся рынках. Их интерес будет обусловлен, прежде всего, тем, что покупатель сразу получит контроль над компанией. Думаю, вариант покупки госпакета обязательно рассмотрят и такие российские компании, как «Вымпелком», «Мегафон», — полагает эксперт.
На его взгляд, интересу инвесторов не помешает и высокий уровень проникновения мобильной связи в Беларуси, который достиг примерно 108%.
«С учетом перспектив развития белорусского рынка, прежде всего его технологической составляющей, а именно внедрение сотовой связи четвертого поколения, думаю, Беларусь может выручить 1 млрд. долларов за данный актив».
Между тем у белорусского оператора может смениться не только владелец контрольного пакета, но и весь состав акционеров. Аналитик «ТКБ Капитал» (РФ) Кирилл Бахтин не исключает, что российская компания МТС может уйти с белорусского рынка.
«МТС будет выгодно продать свою долю в 49% исходя из стоимости активов, предложенной белорусской стороной. Но даже в том случае, если Беларусь продаст контрольный пакет другому инвестору, а МТС не сможет реализовать свою долю по выгодной для себя цене, это не влечет для компании никаких рисков. У компании останется пакет в 49%, а это большая доля для отстаивания своих интересов. И миноритарным акционерам будет все равно, у кого контрольный пакет — у правительства Беларуси или европейского инвестора».
Сергей Захаров в свою очередь считает, что и для Беларуси продажа российской компанией своей доли не несет серьезных рисков.
«Правда, в этом случае возникает политическая неопределенность, так как нельзя сказать, кто в итоге выкупит контрольный пакет — компания из Европы, Ближнего Востока или Китай. И не ясно, насколько удобен будет такой партнер для страны. Не исключаю, что из прихода европейского инвестора Беларусь извлечет и определенные дивиденды в виде улучшения инвестиционного климата и в целом имиджа Беларуси на Западе».
Но чем бы не закончились все переговоры и распродажи акций, это не скажется на потребителях сотовой связи.
«Не думаю, что абоненты ощутят сильные перемены в связи со сменой собственника компании, учитывая, что белорусский рынок голосовой связи в нынешнем виде уже достаточно насыщен», — подчеркнул Захаров.