Инциденты в небе и безопасность полетов: слово экспертам
20.11.2011 16:40
—
Новости Hi-Tech
|
Инциденты в небе и безопасность полетов: слово экспертам Последнее время новостные ресурсы пестрят сводками авиапроисшествий. Только по гражданской авиации мы совсем недавно рассказывали TUT про
Насколько эти страхи и опасения обоснованы? Происходящие в небе и на земле "авиационные инциденты", связанные с безопасностью авиапассажиров, специально для TUT.BY любезно согласились прокомментировать два профессиональных авиатора. Позицию командира воздушного судна раскрывает Почему самолеты падают? Беглый просмотр последних отчетов Межгосударственного авиационного комитета позволяет заключить: в громких авиакатастрофах последнего времени виноват "человеческий фактор". И " Так ли это? "Да, действительно, я считаю, что 99% аварий и катастроф происходят из за пресловутого "человеческого фактора". Причина проста: прежде всего это порой некачественная и формальная подготовка, порочная практика наказаний за невыполнение "доморощенных инструкций". Это страх пилота быть наказанным за невыполнение задания, как материально, так и административно. В тех же авиакомпаниях, где безопасность полётов стоит во главе угла не на бумаге, а в реальности (сильный и дееспособный лётно-методический отдел (ЛМО) практиков, а не теоретиков, реальный контроль готовности к выполнению заданий, статистика и анализ повседневной работы экипажей, а так же дельные рекомендации ЛМО по предупреждению и предотвращению лётных происшествий). Там, где взаимоотношения между работодателем и сотрудником обоюдно приемлемые, достойная заработная плата, прозрачные планы полетов (кто и куда летает и за сколько), как правило, не случается тяжелых летных происшествий. Пилоты не рискуют необдуманно и “не лезут из кожи вон”, чтобы выполнить рейс и урвать лишнюю копейку", - уверен Алексей Кочемасов. Согласно Согласно А какая фаза полета труднее для пилота? Взлет или посадка? "С точки зрения профессионализма, посадка – сложнее, это более трудоёмкий процесс", – отмечает Алексей Кочемасов. Какой самолет надежнее? От надежности техники в воздухе зависит очень многое. Но можно ли говорить о том, что самолеты одной модели надежнее самолетов другой? "Лучше" ли советские самолеты западных? "Наши "Ту-154М" не менее надежны, чем "Боинги", – считает Игорь Чергинец. – Вопросы в другом: интерьер самолета, экономические показатели (например, расход топлива, вес самолета). Вопросы бывают к новым самолетам, которые только запускаются в серию. Это всегда было. Были ЧП и с новыми "Боингами", и с "Ту". "Абсолютно все самолеты, имеющие сертификат летной годности, одинаково надежны", – уверен А. Кочемасов. Важен ли возраст самолета? Эксперты сходятся в том, что техническое состояние – важнее "даты рождения". "Возраст самолета на безопасность полета не влияет, влияет его техническое состояние. Например в США летают самолеты DC-3, которые выпущены в 40-х годах прошлого века и возят пассажиров!" – говорит профессиональный пилот. Несмотря на это с точки зрения авиаменеджера, "возраст важен. Важен морально для пассажира (якобы чем моложе, тем надежнее) и для авиакомпании: чем старше самолет, тем больше тратится денег на поддержание летной годности, и наоборот. Это точно так же, как с автомобилем. Но в любом случае крайне важно, как ухаживать за техникой. Можно технику довести "до ручки" очень быстро. Самолет может "жить" достаточно долго при должном уходе. В очень знаменитых авиакомпаниях, занимающихся пассажирскими перевозками (молчу про грузовые компании), есть во флоте воздушные суда с возрастом около 30 лет (они прилетают и в Минск), но они находятся в исправном техническом состоянии и абсолютно безопасны. Но есть авиакомпании, которые берут самолет и доводят до ручки за 2-3 года", – отмечает Игорь Чергинец. Могут ли продавцы подержанных самолетов "нагреть" покупателей и продать самолет в ненадлежащем состоянии? Реально ли "скрутить километраж" на не новом воздушном судне? "Система, существующая на рынке продажи самолетов на Западе, не позволяет открутить "одометр". При приобретении самолета мы можем достоверно отследить историю не только самолета и двигателей, но и каждой комплектующей/запчасти. Это просто невозможно", – уверяет коммерческий директор "Белавиа". И хотя профессионалы заявляют, что технически исправные самолеты с сертификатом летной годности одинаково надежны, К сожалению, AirSafe.com не подсчитывает статистику по авиалайнерам советского производства. Однако с помощью "Чистой" в плане человеческих жертв статистикой могут похвастаться дальнемагистральные Airbus A340 (недавно он был снят с производства) и A380, российский "Ил-96", а также Boeing 777 и 787. Что в общем-то и неудивительно: "длинных" рейсов значительно меньше, чем "коротких". А за время одного трансатлантического перелета "короткомагистральные" собратья вышеупомянутых моделей могут совершить сразу несколько взлетов и посадок. Во время них, как мы знаем, риск нештатных ситуаций значительно выше, чем во время полета на крейсерской высоте с соответствующей скоростью. Что считать происшествием и рассказывать ли о нем? Пилоты рейса Лондон – Рига авиакомпании Ryanair недавно "Меньше внимания" – ни в коем случае! Может быть только больше внимания. Но бывает некорректная трактовка того или иного случая со стороны конкретного человека или СМИ (последний наш случай - Хартия`97 ("ЧП с самолетом Белавиа" – при том, что был Позицию менеджера полностью разделяет пилот: "Освещать такие штатные ситуации, как уход на запасной, вообще не нужно. Ещё раз: уход на запасной - это абсолютно штатная, рабочая ситуация", – считает Алексей Кочемасов. А что же тогда считать ЧП? "ЧП (катастрофа) – это происшествие с гибелью людей, а "аварийная ситуация" – это когда требуются незамедлительные действия экипажа для выполнения скорейшей посадки. Авария – это происшествие без жертв, но повлекшее за собой разрушение (повреждение) самолёта, или элементов его конструкции. Отказ двигателя в полёте – фактически, не аварийная ситуация (хотя конечно для экипажа это вовсе не рядовое событие, но и не критичное). Самолёты с двумя двигателями, если произошел отказ одного из них, способны выполнять полёт и на одном двигателе до ближайшего аэродрома в течении нескольких часов! И это разрешается, регламентируется международными правилами полётов. Аварийная ситуация – пожар, или взрыв в салоне, разгерметизация на большой высоте, повреждение воздушного судна, которое может привести к катастрофе и т.п. А треснувшее стекло – это не ЧП, это – инцидент", – отмечает пилот. От первого лица: пилот – "Трудных" или "простых" направлений не существует. Любой рейс в любой аэропорт одинаков по своей значимости, ответственности. Но существуют более или менее сложные аэропорты для выполнения заходов на посадку или вылета. – Обычно за день выполняется один рейс (туда и обратно) но всё зависит от продолжительности рейса. Например, в Питер и по два раза в день можно угодить, потому что проходит по рабочему времени. – Существуют и рейсы, когда необходим усиленный экипаж, или даже два экипажа. Например, рейс в Рио-де-Жанейро. Время полета составит более 14 часов; понятно, что один экипаж (два пилота) просто не впишется в разрешенное рабочее время, поэтому туда выполняют полет двумя экипажами, они в полете меняются. – Второй пилот – точно такой же член экипажа, как и все остальные. Обычный состав экипажа (на импортных самолетах) – это командир и второй пилот. Второй пилот ВСЕГДА включается в состав экипажа. Могут включить второго командира, но могут и не включить, а второй пилот всегда обязателен. – Больше всего изматывает наземная бюрократия (бумаги, бумаги, бумаги...). А больше всего радует непохожесть одного рейса на другой (пусть даже и по одному маршруту и в одно и то же время. Погода, "болтанка", ветер... Всё всегда разное). – Встречные самолеты приветствуем миганием фар в ночное время, а в дневное – троекратным нажатием (щелчками) на кнопку приёмо-передачи (связь). "Есть строгая классификация авиапроисшествий (установлена государственными нормативными актами и сопрягается с международными). Например, Кстати, если самолет задержался или вернулся к гейту из-за неисправности, – это совсем не повод паниковать и пытаться искать себе другой рейс на другом самолете: "Как только устранят неисправность (заменят стекло) и проверят работоспособность, можно летать дальше", – говорит А.Кочемасов. "Бояться не стоит, если авиакомпания серьезно подходит к своей работе", – добавляет И.Чергинец. Информирует ли экипаж пассажиров сразу о происшествиях в полете? И надо ли это делать? "Сообщать пассажирам о неисправностях (аварийной ситуации) необходимо тогда, когда безопасности полёта что-то угрожает (развитие аварийной ситуации), когда от пассажиров требуются те или иные действия (подготовиться к аварийной посадке и дальнейшей эвакуации). Вне всякого сомнения, обязательно нужно информировать людей на борту и в случае изменения маршрута (например, уход на запасной аэродром, по какой причине) В остальных же случаях, когда полёту ничего не угрожает, создавать панику излишним красноречием, нет необхожимости", - уверен пилот. Готовы ли наши пилоты и технические службы к аварийным ситуациям? Последние случаи аварийных посадок в Варшаве, Иране продемонстрировали важность согласованности действий экипажа с наземными службами. Всё ли с этим хорошо в Беларуси? "Тренировки проводятся постоянно - как по отдельности, так и вместе различными службами (например, МЧС). Любой самолет смог бы приземлиться в Минске без шасси. Успешность зависит от экипажа (в первую очередь) и от координации с наземными службами. В этом плане Минск ничем не отличается от других аэропортов", – считает Игорь Чергинец. Как разбираются и обсуждаются авиапроисшествия? "Есть "разборы полетов" в авиационных эскадрильях и в авиационном отряде. Есть расследования происшествий. Это может происходить на уровне инспекции по безопасности полетов самой авиакомпании (таковая у нас есть), а может происходить на уровне авиационных властей (в Беларуси таковые есть)", – отмечает коммерческий директор "Белавиа". Примечательно, что белорусская национальная авиакомпания наряду с такими общепризнанными гигантами, как Ryanair, Qatar Airways, Emirates, может похвастаться отсутствием в своей истории ЧП с человеческими жертвами. Что важно знать пассажиру: безопасность и статистика По мнению профессионалов, пассажиру не стоит наплевательски относиться к предполетному инструктажу по безопасности и обязательно изучить соответствующую листовку - обычно её можно найти в кармашке сиденья. "То, что написано в инструкции для пассажира, взято не с потолка, это – азы, которые должен знать каждый, севший в пассажирское кресло. Посмотрите внимательно хотя бы на правила применения кислородной маски – это прямая инструкция по выживанию!" – говорит пилот. Важно знать местоположение ближайшего аварийного выхода и беспрекословно следовать указаниям бортового персонала, который сообщит, как действовать в нештатной ситуации. Перевозчики рекомендуют пристегиваться ремнями безопасности на протяжении всего полета. Еще один дельный совет – не злоупотреблять алкоголем в воздухе. Но еще до полета есть смысл тщательно подойти к выбору своего перевозчика. В зависимости от его уровня шансы "не долететь" сильно разнятся. По Ещё один простой совет: если есть возможность добраться до места назначения без пересадок – предпочтите этот рейс маршруту с несколькими стыковками. Каждая лишняя посадка и взлет – это хоть и небольшой, но все-таки дополнительный риск. Ваша безопасность может зависеть и от места в салоне самолета. Журнал Popular Mechanics в 2007 году Что профессионалы говорят своим знакомым, которые боятся летать? "Я рассказываю про статистику, про то, как относимся к технике, к подготовке, обучению. Иногда помогает, иногда нет. Если у человека болезнь (аэрофобия), то я могу говорить о чем угодно – все равно не поможет. Это – болезнь, а я – не врач. Нужны врачебные методы", – делится Игорь Чергинец. "Рассказываю, что на машине (поезде, параходе, велосипеде и т.п.) ездить (ходить, плавать) в разы опаснее, чем на самолете. Потом, правда, долго объясняю, почему", – добавляет Алексей Кочемасов. Как бы то ни было, во многих авиакатастрофах, к сожалению, не удается выжить никому: в 2474 подобных случаях (1959-2009) погибло 62 тысячи человек, а эпизодов с выжившими (1959-2011) - лишь 262, т.е. около 10%. Правда, общая вероятность выжить в авиакатастрофах 2000-х годов составляет 24%, а при вынужденной посадке на воду - 53%. Хотя количество полетов растет, количество происшествий с человеческими жертвами неизменно сокращается. По Да и сравнительные риски для пассажиров самолетов ниже, чем для целого ряда других видов транспорта. Если верить При Так что выбирайте правильную авиакомпанию, разумный маршрут – и в добрый путь без лишних страхов! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Последнее время новостные ресурсы пестрят сводками авиапроисшествий. Только по гражданской авиации мы совсем недавно рассказывали TUT про посадки без шасси и без...
|
|