Разработчики первого белорусского ноутбука ПК-300, поступившего в продажу в 1991 году, рассказали о своей работе над устройством, сборка которого велась на НПО «Интеграл». Ныне данное открытое акционерное общество — «отверточная сборка», а тогда выпускалась своя продукция, причем на уровне мировых стандартов, пишет газета «7 дней».
В архиве БЕЛТА сохранилась фотография 1991 года, на которой молодые инженеры СКБ «Немига» Татьяна Дереченик и Маргарита Ткачева демонстрируют первый белорусский портативный компьютер ПК-300. СКБ «Немига», являющееся структурным подразделением «Интеграла», было молодежным творческим коллективом.
В Минск, на перспективное производство, приехали работать даже выпускники престижных российских институтов. Зарабатывали на «Интеграле», по советским меркам, очень хорошо. В то время, когда 120 рублей считались хорошей зарплатой, молодой интеграловский специалист получал 160—180 рублей. А в цехах высококвалифицированные рабочие имели и 200, и 250 рублей.
Отдел, где работали героини фотографии, возглавлял Вадим Шитов. Народ трудился с энтузиазмом, проявляя большой интерес к новым технологиям. От микросхемы до корпуса — все было полностью интеграловское. «Электроника МС 1504», или просто ПК-300, был запущен в производство в 1991 году, а его разработка началась за несколько лет до этого. Снизу «Электронику МС 1504» украшала добротная советская марка. Специалисты считают, что нужно отдать должное «прародителю» данного ноутбука — лэптопу Toshiba Т1100 Plus, который вышел в свет пятью годами ранее — в 1986-м. Именно он был взят за основу советской вычислительной машины. Тем не менее инженеры сумели разработать аналоги практически всех компонентов данного ноутбука, что само по себе вызывает уважение.
Вес лэптопа с аккумуляторами — 4,5 кг
Что же касается технических характеристик небольшого компьютера, выполненного в сером пластиковом корпусе, то они включают в себя процессор КР1834ВМ86, соответствующий модели Intel 80C86 с тактовой частотой 4,77 МГц, 640 КБ ОЗУ, которой, по заверениям Билла Гейтса, должно было хватить всем, а также CGA-адаптер, способный выводить изображение в 16 цветах с разрешением 640×200 точек. Для хранения информации было установлено два 3,5-дюймовых дисковода, обеспечивающих поддержку 720-КБ дискет. Коммуникационный набор включал в себя параллельный порт типа ИРПР-М (интерфейс радиальный параллельный, модернизированный), который носил название ЦПУ-НСМД и использовался для подключения печатающего устройства цифрового типа или же внешнего дисковода. Также имелся COM-порт RS-232, видеовыход VGA и AV-порт для подключения стандартного телевизора с поддержкой NTSC.
Отдельно стоит упомянуть наличие кнопки «Cкорость», которая «разгоняла» процессор до частоты в 7,16 МГц. Такой мощности было с избытком для быстрой работы операционной системы MS DOS 3.2. Разрешение четкого ЖК-экрана составляло 80×25 делений, что было удобно программистам того времени. Среди прочего стоит отметить наличие русифицированного BIOS и дисководов TEAC.
Несмотря на очевидную перспективность вычислительной промышленности, последовавшие после этого события 90-х годов практически полностью ее разрушили. Развал СССР решил судьбу и отечественных компьютеров. Импорт практически полностью заменил наши разработки.