IT.TUT.BY провел итоговую беседу года с экспертами ИКТ-отрасли Беларуси.
Что вы сами считаете главным IT-событием года для Беларуси?
Михаил Дорошевич: Трудно выделить какое-то одно, но достаточно важным для белорусского интернет-сообщества был ураган Хавьер, потому что с помощью интернета люди могли консолидироваться, общаться, обмениваться информацией и помогать друг другу.
Владимир Басько: С моей точки зрения, диалог между государством и бизнесом стал более интенсивным и конструктивным. Стали чаще употребляться такие понятия, как государственно-частное партнерство и саморегулирование IT-бизнеса.
Юрий Зиссер: Я не вижу ярких событий, который я бы выделил. Все просто поступательно улучшалось: и отношения частного бизнеса с государством, и проникновения интернета в нашу жизнь, и IT-отрасль.
Насколько выросла белорусская аудитория за прошедший год? Как изменились ее предпочтения?
Михаил Дорошевич: Сохранилась положительная динамика. С ноября 2012 по ноябрь 2013 года белорусская интернет-аудитория увеличилась на 7,2%. Это более полумиллиона человек. Но самое важное, что с конца августа 2013 года многие дни аудитория стала превышать 3 млн человек (после выходных дней – 3,5 млн ). В ноябре 2012 года аудитория в будние дни составляла порядка 2,7 млн . Больше всего людей бывают в интернете по понедельникам, а меньше всего – в субботу. Интернет-аудитория не столько выросла в количестве людей, сколько люди стали больше пользоваться интернетом.
Юрий Зиссер: Если раньше интернетом пользовались в основном на работе, то теперь стали также много пользоваться им дома. Наверное, немного изменился и состав аудитории.
Михаил Дорошевич: Основной двигатель белорусского интернета – люди в возрасте 25-34 года. В топ-10 сайтов эта группа составляет 28-35%. Они активны, делают просмотры и проводят много времени в интернете. С другой стороны у более взрослой аудитории – 35-44 года – только в 5 из топ-10 ресурсов процент этой группы больше 20%. Другой важный показатель: увеличивается количество пользователей в возрасте больше 55 лет. Максимальное значение – 74 года. В прошлом году это было около 6%, сейчас – 8,6%. Но люди выше 55 лет делают только около 5% просмотров и проводят в интернете около 5,5% времени.
Растет доля аудитории со средним образованием, в то время как раньше преобладала аудитория с высшим образованием. К чему ведет эта тенденция?
Юрий Зиссер: По моим наблюдениям, в интернет приходило три поколения пользователей. Первое поколение – 90-е годы, это были компьютерщики. Когда открылся TUT.BY, из первых 10 тысяч пользователей 83% были мужчины и почти все компьютерщики. В 2000-е годы пришли люди с высшим образованием. И последние года три в интернет пришли телезрители, лица со средним образованием и соответствующими интересами. Мы это четко заметили по тому, какие новости стали популярными. Экономику и политику люди не читают, они читают треш, катастрофы, происшествия, аварии. Я очень боюсь, что скоро интернет уподобится телевидению: будут сплошные менты, суды, ток-шоу. По-моему, интернету угрожает опопсение.
Михаил Дорошевич: Я надеюсь, что у тематических и нишевых ресурсов есть возможность выжить, и это отличает интернет от телевидения.
Владимир Басько: Это естественный процесс, границы интернета расширяются, расширяется и аудитория. Рано или поздно практически все общество будет присутствовать в интернете со всеми плюсами и минусами. Я хотел бы отметить недостаток навыков работы с интернетом: незнание того, какие сервисы и ресурсы доступны и как ими пользоваться. Мы ставим своей целью в 2014 году посвятить время и усилия развитию e-skills - способностям работать в интернете. Мы присоединяемся к инициативе Евросоюза, которая уже давно реализуется.
Основная проблема, с которой столкнулись пользователи в 2013 году, это блокировки Google. Пользователи на свои запросы получали ответ, что они рассылают слишком много спама, и их банили. Кроме того, что от этого выиграли другие поисковики, от этого были другие последствия?
Михаил Дорошевич: Я думаю, что что-то сказать можно будет в январе, но не по широте охвата Google Беларуси, а скорее по среднему количеству просмотров, приходящихся на посетителя. Но существуют и другие поисковые системы, и очень много интересных специализированных поисковых систем.
Владимир Басько: И оказывается, что результаты поиска у них часто лучше, чем у Google.
Юрий Зиссер: Мне кажется, проблема возникла раньше: в июне-июле, когда Беларусь попала в топ распространителей спама в мире, вместе с провайдерами некоторых латиноамериканских стран. Видимо, наш крупнейший провайдер "Белтелеком" уделял недостаточное внимание борьбе со спамом и вирусами. Может, дело не в том, что виноват провайдер, а в том, что у него 85% подключений в стране. Сказали, что это запущенный случай, и его надо долго исправлять.
Одним из примечательных событий стал запуск тестовой зоны LTE оператором beCloud. Как вы думаете, будет у нас LTE в ближайшее время?
Михаил Дорошевич: Я думаю, что всякие технические новинки – это только хорошо. Это вторая попытка, и хотелось бы, чтобы она была более продолжительной. Потому что там, где работала зона LTE, она работала хорошо.
Владимир Басько: Вопрос не только в технологии передачи, но и в том, есть ли сервисы и ресурсы, которые актуальны именно для этой технологии. С одной стороны мобильность – это инструмент доступа, а с другой – оператор сотовой связи или фиксированная связь. Я думаю, что LTE добавит мобильности и для гаджетов, отличных от смартфонов и планшетов (ноутбуков и даже стационарных компьютеров).
Михаил Дорошевич: Место Республики Беларусь в мировом рейтинге по спаму связано с защитой персональных данных и безопасностью использования интернета. Если мобильные оператору столкнутся с мобильным спамом, это заставит задуматься об образовании и медиаграмотности.
Доля интернет-рекламы растет и постепенно стремится к доле, которую занимает ТВ.
Юрий Зиссер: До телевидения очень далеко. Более того, телевидение само растет и занимает больше половины рынка рекламы. Интернет-реклама тоже растет, но 10-14% - это ничего по сравнению с 50-60% процентами у ТВ.
Михаил Дорошевич: Рост интернет-аудитории приводит к росту объема рынка интернет-рекламы, потому что рекламодатели видят растущее число пользователей. Более того, в интернете находится самая интересная для рекламодателей аудитория в возрасте 20-45 лет. Осенью начали обсуждать важные вопросы: догнали ли крупные интернет-ресурсы по аудитории популярные ТВ-каналы. Догнали. Интернет пока проигрывает по времени, проводимому пользователями в сети.
Владимир Басько: Я хотел бы отметить преимущество интернет-рекламы. В этом году я стал получать рекламу, которая коррелирует с моими интересами. И чем дальше, тем точнее.
Юрий Зиссер: Это мировой тренд, который называется big data — работа с большими объемами данных и персонализация контента.
Huawei выразила заинтересованность в создании В Беларуси Центра научных разработок. Говорилось и о планах по запуску производства ZTE, Huawei и Lenovo в Китайско-белорусском индустриальном парке (КБИП). Насколько это важно и нужно для нашей экономики? К чему это может привести?
Владимир Басько: Вопрос очень тонкий. Конечно, нам интересно сотрудничать с китайскими компаниями и нужно оприветствовать их желание сделать что-то совместное, в том числе на территории Беларуси. Что же мы реально можем им предложить, что соответствовало бы нашим интересам и позитивным трендам? Китайская модель — использование массового низкооплачиваемого труда. У нас же недостаток рабочих рук. У них недостаток рабочих голов. Если двигаться в этом направлении, нужно искать то, что будет интересно обеим сторонам. Мы хотим перевести свою индустрию в нишу с более высокой добавленной стоимостью.
Юрий Зиссер: Китайско-белорусский индустриальный парк, если он когда-нибудь станет реальностью, будет расположен под Смолевичами. Жители близлежащих деревень будут работать на производстве. А смысл в том, чтобы приблизить сборку к Европе. А в Китае уже вовсе и не дешевая сборка, там уровень жизни стремительно растет.
Владимир Басько: Вы предлагаете высвободить рабочие руки на предприятиях, которые недостаточно эффективны и загружены, и направить их на предприятия будущего парка? Если такая модель будет реализована — а это не так просто — наверное, всё возможно.
Юрий Зиссер: Всё решит конкуренция зарплат: если там будет хорошо платить, туда люди даже из городов ездить будут. Если не будут платить, то предприятие просто не состоится.
Владимир Басько: Я достаточно оптимистичен в том, что проект может состояться. Ведь есть мелкосерийное производство. Часть из них строится на последних достижениях исследователей. Тут может сработать союз ученых и промышленности. Пусть даже разработки не наши, за счет компетенций можно стать early adapters –теми, кто быстро адаптирует новые технологии и пускает их в мелкие серии. Это одна из моделей, по которым может быть построена работа КБИП. Хочу заметить, что резидентами КБИП может быть предприятия любой национальной принадлежности.