Доля продаж через интернет растет во всем мире. Успехи Беларуси на этом фоне пока выглядят скромно. По данным Минторга, в Беларуси лишь 1,3% товарооборота приходится на интернет-торговлю, тогда как в Европе и США этот показатель в разы выше.
Что мешает белорусским предпринимателям активнее выходить в интернет, и какие технологии могут подстегнуть этот процесс? Об этом корреспондент «Ежедневника» побеседовал с Евгением Гринкевичем - учредителем и директором компании «Айлайк», руководителем проекта Digistr.by (облачная платформа для создания и продвижения интернет-магазинов).
- Основная причина отставания Беларуси – это ограниченность финансовых средств, из-за которой наши предприниматели лишены возможности действовать методом проб и ошибок, а ведь они неизбежны при старте любого проекта. Начальный капитал у большинства новоиспеченных предпринимателей невелик. С этим минимумом они отправляются в веб-студию – и получают соответствующий результат: «кривые» сайты, слабые продажи, разочарование… Если средств на вторую попытку нет – бизнес в интернете так и остается мечтой.
Второй вариант создать интернет-магазин – использование какого-нибудь бесплатного движка. Можно попробовать разобраться самому, можно попросить «грамотного» знакомого либо нанять сотрудника под эту задачу. Но и здесь многие спотыкаются: самому делать магазин долго и сложно, знакомый «за спасибо» долго работать не хочет, а штатный веб-разработчик для начинающего предпринимателя – это что-то из разряда фантастики.
Сегодня, вслед за Европой США и Россией, наконец, и в Беларуси появились облачные технологии, то есть готовые платформы, которые делают процесс создания и работы интернет-магазина значительно быстрее и дешевле.
- Каков принцип их работы?
- Можно провести аналогию с другими сервисами, которыми большинство из нас давно пользуется – это бухгалтерия и клиентские базы в онлайне, почта в браузере… Ключевой особенностью всех этих сервисов является простота использования и обслуживания. Достаточно лишь зарегистрироваться на сайте сервиса. Никаких сложных этапов проектирования, внедрения, разработки и т.п.
Сегодня эти технологии стали применяться и для создания интернет-магазинов, которые можно создать за 5-10 минут, используя конструктор.
- Для какого бизнеса могут быть особенно привлекательны облачные технологии?
- Конечно, такие сервисы в силу бюджетности особенно интересны малому и среднему бизнесу. Современные платформы позволяют решить, условно, 99% задач, которые возникают при создании и обслуживании интернет-магазина.
- Насколько распространена такая практика за рубежом?
- Миллионы сайтов и интернет-магазинов создают в конструкторах и в США, и Европе (Bigcommerce, Volusion, Shopify, Corecommerce, Magento Go, Wix и множество других). В СНГ тоже есть солидные платформы InSales, Storeland, обслуживающие тысячи весьма приличных по обороту интернет-магазинов. В Беларуси такие платформы только появляются, созданные на их базе интернет-магазины пока исчисляются сотнями. - Какую реальную экономию дают облачные технологии при создании интернет-магазина?
- Для примера можно взять типовую конфигурацию: каталог товаров, корзина, информационные странички, прием электронных денег и платежей с карточек. Посчитаем стоимость интернет-магазина для начинающего продавца. Услуги программирования и внедрения системы управления обойдутся в сумму от 500 у.е. (не берем в расчет суррогат, который сделает студент первого курса за 100 у.е.). Работа займет от двух недель. В случае, если мы будем использовать платный движок, сумма вложений увеличивается еще на 500 у.е.
Далее плата за хостинг – около 100 у.е. в год, если магазин имеет небольшую посещаемость и до тысячи товаров в каталоге. При большей нагрузке на хостинг будет уходить 30-50 у.е. в месяц.
На последующую поддержку и доработки (внедрение каких-то дополнительных функций, о которых вы забыли вначале или которые понадобились вам в процессе работы) может уходить около 100 у.е. в месяц.
Сравним эти цифры с затратами на создание интернет-магазина на платформе Digistr. Сразу после регистрации вы становитесь владельцем магазина, причем если речь идет о 50 товарах – бесплатно. При 100-500 товаров тариф составляет 5-10 у.е. в месяц, для 5 000 товаров обслуживание обходится примерно в 30 у.е. в месяц. Максимальный тариф - 50 у.е. в месяц. В этом случае речь идет об условно безлимитном количестве товаров (до 100 тысяч). Кроме того, можно ежемесячно выбирать любой дополнительный модуль к своему магазину (например, статьи, рассылка, опрос и т.д.).
Тарифы не зависят от посещаемости вашего магазина. Кроме этого, продавцы экономят на техподдержке и обновлении платформы. Так, например, клиент может не подумать о том, чтобы создать модуль курсов валют для своего сайта, указывая все цены в одной валюте, а рамках развития платформы ему это сделают. Аналогично происходит улучшение уже имеющегося функционала – благодаря большому количеству клиентов, высказывающих свои пожелания, оно происходит постоянно. Таким образом, правильно выбранная платформа предоставляет практически безграничные возможности для развития и продвижения магазина.