Эта женщина успела взять кредиты у четырех банков. А потом исчезла так же загадочно, как и появилась. В Крупском районе ее никто толком не знает, разве что соседки по торговым рядам припомнили: «Да, была такая, рыбой торговала». А вот банкиры ее ждут с нетерпением — долг перевалил за 39 миллионов рублей. Оказалось, женщина в банковских анкетах намеренно завышала свои доходы. «А также заведомо предоставила банкам ложные сведения о том, что у нее нет кредитов в других банках», — рассказывает Андрей Рабович, первый замначальника Крупского РОВД. То есть злой умысел был изначально? Разбирались на месте в ситуации и искали должницу корреспонденты «СБ».
...38–летняя Елена с большими карими глазами появилась в Крупках несколько лет назад. Уроженка Кабардино–Балкарии, родилась в Нальчике. Какими судьбами занесло в Крупский район? Никто не знает. Прописана в деревне Дубровка. Но жила там всего два месяца. Сейчас сельчане с трудом припоминают «соседку». Елена быстро переехала в Крупки, сняла квартиру. Говорят, сменила не один адрес. Но как ее найти сейчас?
В Крупках живет мать Елены. Вместе с оперуполномоченным группы по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями Крупского РОВД Виталием Таберко идем к ней домой. Обычная деревянная хата. Заходим в калитку. На дверях — замок, здесь нас никто не ждет. Поговаривают, что женщина — гадалка. Кто знает, может, карты предсказали наш визит. В общем, с матерью должницы так и не удалось поговорить.
Последнее место работы Елены — рынок, прямо напротив местного РОВД. Может, там удастся узнать больше? Но сейчас белый павильон закрыт наглухо роллетами, висит замок.
— Она здесь года полтора уже не появлялась, — разводит руками Ева Уклейко, которая торгует по соседству.
— Бизнес ее хорошо шел?
— А мне почем знать. В кошелек не лезла. Вот только как за товаром ехать, у всех деньги одалживала.
У директора крупского рынка Татьяны Макаревич претензий к предпринимательнице не было. За место платила исправно. «Я ее толком не знаю, — разводит она руками. — Человек приезжий, ничего не могу сказать».
Получается, друзей и приятелей Елена заводить не стремилась. Все с трудом вспоминают ее. Откуда же нашла поручителей? Вопрос интересный, но пять человек за нее все–таки подписались. Двое из них — супруги, живут в деревне Заровье (это 10 минут езды от Крупок). Попробовали поговорить с ними, но только услышали: уехали. Куда? Когда вернутся? Соседи говорить отказываются.
— А вы в курсе, что у них долги есть? — спрашиваем.
— Вот пускай другие и расхлебывают, моя дочка уже заплатила за нее 400 тысяч рублей, — подключается мама поручительницы. — Хватит. У них лишних денег нет. Вы должницу лучше ищите. Вон ее месяц назад в Крупках видели.
Поручителей можно понять. Если для банков 39 миллионов — сумма не очень большая, то для них — неподъемный груз. Простые люди, звезд с неба не хватают, они тяжело и много работают. Наверное, строят планы, мечтают когда–нибудь переехать в уютную городскую квартиру с душем... А тут появляется человек, одним махом перечеркнув все устремления. И вот уже нужно скрываться, искать в чулках отложенные на черный день гроши. С одной стороны, виноваты сами. С другой — расплачиваются ведь за чужие проступки. Вопросов поэтому у них немало. Почему беглянку не могут найти — она ведь не матерый рецидивист? Куда смотрели банкиры? И главное — кто из нас застрахован от попадания в подобную кредитную историю?
Сейчас многие строят жилье в кредит, берут деньги у банков в долг на учебу, отдых, покупку телевизора или нового дивана. Полстраны ходит в поручителях, но механизма защиты их прав, кроме честного слова, по сути, не придумано. Кто–то берет себе в поручители родственников, кто–то — коллег, хороших знакомых, не задумываясь о том, что сегодня друзья — не разлей вода, а завтра — ищи днем с огнем. Мораль крупской истории проста: прежде чем принять решение, стоит крепко задуматься о последствиях. Назвался поручителем — будь готов ответить финансово...
Однако интересен и такой вопрос: как удалось Елене заставить поверить в свою платежеспособность скрупулезных работников банка? Причем сделать это четыре раза! Мы задали этот вопрос специалистам. Оказалось, крупская кредитная история для банкиров, увы, не первая. Хотя о том, какова доля афер в кредитном портфеле банков, кредиторы предпочитают не говорить.
— Мы отказываем в кредитовании, если возникают сомнения в платежеспособности, — утверждают специалисты банка. — Запрашиваем сведения в милиции, проверяем по месту работы, если есть возможность поговорить со знакомыми потенциального клиента, уточняем информацию и у них. Об индивидуальных предпринимателях узнаем тем более подробно. Когда речь идет о кредите на развитие бизнеса, например, наши специалисты выезжают на место будущего предприятия, оценивают, фотографируют. Подробно изучаются балансы, счета. К тому же сейчас работать стало проще: есть единый регистр кредитных историй.
В базу данных попадает информация обо всех кредитах и то, насколько добросовестно клиент их выплачивает.
— В регистре собраны данные на 2 миллиона физических и 25 тысяч юридических лиц, — говорит Михаил Журавович, заместитель начальника управления информации Национального банка. — Любой банк вправе обратиться к нам за информацией, но с разрешения клиента. А если тот не даст своего согласия, банк может отказать ему в кредитовании. Попадают в регистр все без исключения — на это согласия не нужно.
Правда, когда мошенница пришла занимать деньги, единый регистр кредитных историй только–только внедрили. Но даже теперь он используется далеко не всегда. Почему? Банкиры, с которыми мы беседовали, говорят: мол, повторное обращение за кредитом само по себе не повод, чтобы сомневаться в добропорядочности клиента.
— Часто кредиторы не пользуются услугами регистра, — подтверждает Сергей Дубовик, начальник отдела кредитных историй Национального банка. — Что в итоге? Появляются люди, которые набирают массу кредитов, не имея при этом реальной возможности их возвратить.
Но единый регистр кредитных историй, как выяснилось, не панацея. Например, в России есть случаи, когда схема аферы строится как раз на «репутации». Для начала у банков берутся два–три небольших кредита. А после того как «кредитная история» создана, запрашивается уже крупная сумма, с которой мошенник и исчезает. Как быть в таком случае банкам? Видимо, рассматривать каждую заявку заново. Конечно, хорошую кредитную историю надо учитывать, но при этом процедуры проверки при повторном обращении упрощать не стоит.
На снимках: сейчас в местах, где часто бывала и работала Елена, следователей и кредиторов встречают замки.
Кредитная историяИщут банкиры, ищет милиция...Эта женщина успела взять кредиты у четырех банков. А потом исчезла так же загадочно, как и появилась. В Крупском районе ее никто толком не знает,...