Летчики-снайперы Марфицкий и Журавлевич выбрали жизнь для людей, забыв о себе...
14.03.2010 23:53
—
ЧП
|
Эта трагедия навсегда запомнится двухстам тысячам зрителей, находившимся в тот день на авиашоу в Радоме и миллионам людей по всему миру, наблюдавшим за катастрофой из эфиров новостей. В объективах десятков фото- и видеокамер и на глазах завороженной фигурами высшего пилотажа публики случилось непоправимое: СУ-27 сначала начал резко терять скорость, а затем и вовсе скрылся из виду. Одно мгновение — и из-за леса поднялся столб дыма… Александр Юрьевич в тот день с земли руководил полетом. Диспетчер дал команду катапультироваться, но летчики Журавлевич и Марфицкий, пожалуй, впервые за свою карьеру не выполнили требование руководителя полетов. Летчики в первую очередь думают о жизни людей, которые находятся на земле, потом о самом самолете и только после этого о себе. Два Александра — Марфицкий и Журавлевич — тянуть за ручки катапультирования отказались. И ценой своих жизней спасли судьбы десятков. Информацию, полученную с помощью расшифровки бортовых самописцев, и десятки видеофайлов любительской съемки специалисты анализируют до сих пор. И если в причинах еще есть сомнения, в следствии не сомневается никто. Полковники Марфицкий и Журавлевич приняли героическое решение. Александр Мурычин, начальник группы руководства полетами 61-й истребительной авиационной базы: Выполнить эту фигуру под силу летчикам только уровня Журавлевича и Марфицкого. К слову, такой высший пилотаж они демонстрировали не впервые. Белорусские любители авиации уже видели так называемое «ухо» в исполнении двух полковников в небе над линией Сталина и над Боровой. Александр Николаевич находился в Радоме как дублирующий летчик. Готовился вместе со всем экипажем. В то утро ничего не предвещало беды. Вместе позавтракали, после этого пути разошлись: дублирующий летчик Александр направился на смотровую вышку, а два других Александра — на стоянку самолетов. Александр Потехин, командир авиационной эскадрильи на СУ-27: Сегодня Александр Потехин — один из тех, кто готовит подрастающее поколение авиаторов. Путь от мальчика, мечтающего подняться в небо, до летчика уровня Журавлевича и Марфицкого — длиной почти в 25 лет. На специальном тренажере занимаются и начинающие, и опытные летчики. Ведь авиация не терпит авторитетов. Здесь летчик — как скульптор: каждую фигуру он до совершенства оттачивает на земле, и только после этого демонстрирует публике. Книга Александра Марфицкого — настоящее пособие для летчика: от новичка до асса. Курс боевой подготовки в истребительной авиации опубликовали в 2007 году. Здесь строго расписан порядок выполнения всех заданий. Выучил по книге, отработал на моделях, затем на тренажере, сдал десятки зачетов и допусков — и только после этого в небо. Событие мирового масштаба, в которое очень быстро переросла трагедия в Радоме, так же быстро превратилась в главную тему для обсуждения. В погоне за сенсацией некоторые журналисты не стеснялись в высказываниях, даже несмотря на убедительные доводы специалистов. Летчик-снайпер — высшая категория мастерства авиаторов. Именно в этом ранге находились полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич. За плечами обоих летчиков — неподдающееся осмыслению количество часов, проведенных в воздухе: 1700 и 2500. Если сложить две эти цифры, то пилоты на двоих провели в небе без остановок почти полгода. Что же все-таки привело к трагедии, сегодня точно сказать не может никто. Версий много: и попадание птицы в двигатель, и погодные условия, и отказ оборудования, и даже попадание монеты в воздухозаборник. Мнения о качестве постсоветских истребителей тогда быстро докатились до Барановичей. Ведь СУ-27 имел приставку УБМ, то есть учебно-боевой модернизированный. Некоторые псевдоэксперты не упустили возможности усомниться в уровне подготовки технических специалистов местного авиаремонтного завода. Александр Воробей, заместитель главного инженера ОАО «558-й авиационно-ремонтный завод»: Более того. С начала эксплуатации до момента крушения тот самый 63-й борт успел налетать всего 826 часов, и это притом, что предельный летный ресурс таких самолетов — 5000 часов. Во время модернизации изменилась лишь система спутниковой навигации, расширен комплекс вооружения, улучшено прицельное оборудование. Система управления осталась той же. На кадрах видно, что вблизи самолета все-таки было какое-то черное пятно. Возможно, это и есть та самая птица, которая остановила сердце самолета. Юрий Воробьев, командир 61-й истребительной авиационной базы: Во время исполнения этой фигуры летчики испытывают колоссальные перегрузки. Для сравнения: при взлете самолета мы испытываем перегрузку в 1,5G, а космонавты при спуске корабля чувствуют на себе до 9G. При таких нагрузках масса тела человека увеличивается в 9 раз. Тогда на долю пилотов пришлись перепады положительных и отрицательных перегрузок. Этого достаточно, чтобы экипаж на мгновенье потерял работоспособность. К слову, и разговоры об авиационных суевериях оказались не голословными. Перед полетом летчики не давали интервью и не фотографировались. Да и по воскресеньям летать не принято. Как минимум, последнее поверье авиаторы со стажем нарушили. Александр Потехин, командир авиационной эскадрильи на СУ-27: На одной из фотографий Журавлевич и Марфицкий с коллегами из Голландии. Молодые летчики настолько впечатлились белорусской «сушкой» (так называют самолет СУ-27), что Александр Марфицкий подарил одному из пилотов значок, изображающий истребитель. Светлана Журавлевич: Светлана Журавлевич статус жены летчика оправдала сполна. Вместе с мужем объездила полмира. Жили и на Сахалине, и на Курильских островах, и даже в Америке. Там Александр Журавлевич учился в авиационной академии. Светлана Журавлевич: То, что белорусские летчики совершили настоящий подвиг, сегодня не сомневается никто. Им удалось спасти жизни людей, которые находились на земле. Подобная трагедия почти 14 лет назад случилась в небе над Барановичами. Во время учебно-тренировочного полета погиб Владимир Корват. Его 27-й СУ начал стремительно падать над деревнями Арабовщина и Большое Гатище. Пилот получил команду покинуть самолет, но не катапультировался. Оставшиеся 14 секунд до падения он потратил на то, чтобы отвести 25-тонную машину от населенных пунктов. Сегодня, несмотря на прошествие времени, местные жители не могут без слез вспоминать эту трагедию. В польской деревне Маленчин, где случилась трагедия, жители не ждут результатов экспертизы. Они знают: белорусские летчики — настоящие герои. На место падения истребителя приносят цветы и даже собирают деньги на памятник, который откроют уже 11 апреля. А на этой неделе Указом Президента белорусские пилоты удостоены Ордена «За личное мужество». Александр Мурычин, начальник группы руководства полетами 61-ой истребительной авиационной базы: Ольга Макей, Александр Миранович о героях нашего времени. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эта трагедия навсегда запомнится двухстам тысячам зрителей, находившимся в тот день на авиашоу в Радоме и миллионам людей по всему миру, наблюдавшим за...
|
|