Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился". 21.by

Жена погибшего летчика МИГ-29: "Когда у Сергея не выходило шасси, он молился"

25.09.2010 16:54 — ЧП |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Погибшие пилоты подполковник Сергей Коваленко и майор Александр Жигайло.
В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: "Мама, мне кажется, что самолет упал"
 
В четверг вечером недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района потерпел крушение МИГ-29, на котором пилоты Сергей Коваленко и Александр Жигайло отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах.
 
Причины падения выясняются, но уже сейчас понятно, что классные летчики - командир авиационной эскадрильи подполковник Сергей Коваленко и заместитель командира авиационного звена майор Александр Жигайло - до последнего уводили свою машину от населенных пунктов. Самолет упал в болотистом лесу, недалеко от райцентра.

У Сергея Коваленко остались жена и трое детей. Возможно, сослуживцы погибшего летчика смогут найти слова и объяснить его семье, за что погиб их муж и отец. У нас же, когда Светлана Коваленко открыла дверь, перехватило дыхание, и мы смогли лишь высказать скупые слова сочувствия. Их еще не раз скажут этой семье, но уже никто не вернет им родного человека и ту прошлую счастливую жизнь, которая обрушилась в одночасье.
 
Не так давно подполковнику Коваленко (в центре) вручили грамоту за уникальную посадку самолета на автодорогу Брест-Москва.
Не так давно подполковнику Коваленко (в центре) вручили грамоту за уникальную посадку самолета на автодорогу Брест-Москва.

Мы заходим в уютную 2-комнатную квартиру. Видно, что здесь еще вчера царила любовь и счастье, а сегодня живет только горе.
 
Кажется, что дочки и жена выплакали уже все слезы. Но Светлана держится из последних сил.
 
- Я стараюсь не раскисать, чтобы дети пережили все это. Илье будет 17 лет, Лизе сейчас 13, а самой младшей Варе 10 лет - она так похожа на Сергея... Сегодня под утро я услышала его голос: "Свет, Свет, детей береги!" - плачет Светлана. - Мне нужно собраться. Нужно детей в свет вывести…" В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: "Мама, мне кажется, что самолет упал". Сказал он это, как потом оказалось, уже когда самолет упал.

А вчера Илья, сынок, сказал мне: "Мама, для папы это была самая лучшая минута. Господь знает, когда забрать человека, значит, он был готов".

Беду Светлана предчувствовала.

- Предчувствия плохие были, - говорит вдова. - Накануне во сне я увидела дом, который мы сейчас строим в Березе. Только вместо крыши были почему-то церковные купола, а внутри дома две иконы - Николая Чудотворца и Божией Матери.

Сергей Коваленко был одним из лучших летчиков страны, что и подтвердил минувшей весной.

- В этом апреле он сел на автодорогу Брест-Москва, сделав высший пилотаж. За это его наградило руководство - министр подарил микроволновку, - вспоминает Светлана.

Кажется, что Светлана Коваленко мыслями переносится в тот лес, где упал МИГ-29, и пытается представить, как же он погиб.

- Как же ему было больно... Может, не об землю? - сквозь слезы смотрит на нас Светлана. - Мне сказали, что от мужа ничего не осталось, никаких вещей. С ним в самолете были иконки. Он был очень уравновешенный и аккуратный в пилотировании. Но после перевода в Барановичи говорил мне, что очень уставал, они ведь там в какой-то казарме по трое человек живут. Мы с детьми остались в Березе жить.

Сергею было 43 года, два года до пенсии оставалось. Я ему говорила: "Может, ты не поедешь в Барановичи?" А он: "Ну, а что? Надо же отслужить. Деньги зарабатывать".

- Случались с Сергеем внештатные ситуации?

- Однажды у него не выходило шасси. Я проснулась ночью от тяжелого гула самолета. Про себя просила: "Господи, спаси, спаси". А потом он как-то во сне вскочил и, обхватив голову, сказал:

- Сегодня я мог не прийти домой. Шасси не выходило, а бензин заканчивался. Я молился...

Накануне трагедии Сергей Коваленко звонил домой.

- Сказал, что купил дочкам дневник для музыкальной школы, тетради: "Светик, что еще купить? Приеду в пятницу или субботу. Второй день полетов". Я вам скажу, что все летчики боятся летать. Только дураки не боятся.
 
Место падения самолета.
Вчера специалисты целый день прочесывали место катастрофы.

Второму погибшему пилоту Александру Жигайло было 29 лет.

Похороны летчиков пройдут в воскресенье в Березе и Могилеве.
 
КОГДА ВЕСТАЛСЯ НОМЕР

Родной брат погибшего летчика Александра Жигайло Антон сообщил "КП", что пилоты должны были лететь на другом истребителе: "Но в самый последний момент он оказался неисправен, и самолет заменили. Брат однажды признался, что боится летать на старых самолетах, которые есть в парке".
 
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
"Ребята, которые погибли за штурвалом, - настоящие герои!"

Прокомментировать очередное падение МИГ-29 согласился бывший военный летчик, подполковник Военно-воздушных сил Советского Союза в отставке. По его просьбе мы не называем фамилию и имя (запись разговора есть в редакции).

- Я сейчас не летаю, но летал на самолетах, когда был расцвет авиации. О чем тут говорить, если самолет МИГ-29 был выпущен в 1977 году. Если ваш сосед ездит на машине 1977 года, что вы про такой автомобиль можете сказать? А здесь речь идет о самолете. Конечно, его там где-то подделали, подмазали, но если проводить аналогию с "Жигулями", то "копейка" - она и в Африке "копейка". Да, самолет этот когда-то был хорош, но это уже каменный век. Еще одна причина, по которой происходят подобные авиакатастрофы, - недостаточный налет пилотов. Сейчас летчики летают столько, что им нужно давать ордена только за, что они садятся в кабину самолета.

- На авиационных сайтах высказывают мнение, что подобные трагедии проходят из-за того, что у пилотов просто мало опыта. Когда они заканчивали учебу, был развал Союза, естественно, что авиация переживала не самые лучшие времена.

- Я тоже с этим соглашусь. Например, когда я был рядовым летчиком и только закончил училище, у меня в месяц было 50 часов налета. А самый большой налет у молодого командира экипажа – 90 часов в месяц. Выходит, что человек по три часа в день сидел за штурвалом. А сегодня, по моим данным, у летчиков налета 50 часов в год! И это в лучшем случае.

- Вчера Министерство обороны заявило, что пилоты ценой собственной жизни увели самолет от населенных пунктов.

-
Они умерли, как герои, сидя за штурвалом! Печально, что в последнее время такие случаи участились.

- Для чего пилоты делают такие сложные фигуры, выполнение которых так опасно? В этом есть необходимость?

- То, что пилоты учатся летать в экстремальных условиях, так это нормально, это закономерно. Пилот должен летать в любую погоду, в любых условиях. Для этого его держат, кормят, чтобы он в любой момент мог встать грудью и закрыть брешь.
 
КОМПЕТЕНТНО
"МИГ-29 одна из самых надежных машин в мире"

- Без продления ресурс у истребителя 20 лет. Это достаточно надежная машина. Сложно комментировать ситуацию в Беларуси: я не знаю, в каком состоянии была эта машина, как ее эксплуатировали. К примеру, если она стояла под забором и гнила, а потом на нее посадили летчиков без налета, то это сочетание двух факторов. Хотя МИГ-29 одна из самых живучих машин, - прокомментировала трагедию "КП" начальник управления российской Объединенной авиастроительной корпорации Елена Федорова. - Практически в сорока странах мира есть МИГ-29. Он надежный, простой в эксплуатации.
 
СПРАВКА "КП"
Это третья трагедия за последнее время

МИГ, разбившийся в четверг, - это уже третий военный самолет, который терпит крушение с прошлого августа.

30 августа 2009 года
на авиасалоне города Радом (Польша) во время выполнения фигур высшего пилотажа разбился белорусский самолет СУ-27УБ. Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли. Оба пилота жили в Барановичах. У 46-летнего Александра Журавлевича остались дочь и жена. А у 53-летнего Александра Марфицкого - жена и две дочери.

21 апреля 2010 года
в небе столкнулись два истребителя МИГ-29, принадлежащие 927-й истребительной авиационной базе, которая находится в Березе. Один самолет разбился, летчики успели катапультировался, второй истребитель успешно приземлился на базовом аэродроме.
 
КСТАТИ
Все полеты МИГ-29 приостановлены

После крушения военного истребителя МИГ-29 в Ганцевичском районе в Беларуси был введен запрет на полеты этих истребителей.

- Эта мировая практика. Запрет продлится до первичного выяснения причин, - прокомментировал "КП" начальник пресс-службы Министерства обороны Вячеслав Ременчик.

- Сколько дней это может продлиться?

-
В этом случае срок не устанавливается.

ДОСЬЕ "КП"

В Беларуси находятся последние модификации самолета МИГ-29 - конца 80-х - начала 90-х годов. Сегодня такие истребители есть только на авиационной базе Барановичей. По неофициальной информации, в стране около 40 МИГов.
 
Обломки упавшего самолета.
Обломки упавшего самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Место падения самолета.
Место падения самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Место падения самолета.
Место падения самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"
Обломки упавшего самолета.
Обломки упавшего самолета.
Фото: Газета "Ганцавіцкі час"


 
Теги: Брест, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В тот день мне и детям было плохо. Днем мне Илья говорит: "Мама, мне кажется, что самолет упал"   В четверг вечером недалеко от деревни Хотыничи Ганцевичского района...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ЧП)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика