Есть люди, у которых деньги никогда не задерживаются: сколько ни дай — все мало. Через их руки проходят немалые суммы, а карманы всегда пусты. Вечно побираются у родни, деловых партнеров, друзей и первых встречных, но не имеют обыкновения возвращать долги.
Именно таким был Вано Пипия, хоть выглядел респектабельно, говорил складно и внушал многим на первых порах полное доверие.
Работать он не умел, хотя искренне считал то, чем занимался, своей работой. Деньги не зарабатывал, а «прокручивал» — причем не свои, а чужие. И в его голове постоянно зрели хитроумные планы.
Впрочем, положа руку на сердце ничего нового в финансовой сфере Пипия так и не изобрел: были такие, как он, раньше. Есть, увы, и теперь. Только тем, кто столкнулся в своей жизни с очередным Вано, от этого не легче.
Крутая фирма
Пипия обосновался в нашей стране лет 20 назад, а может, и раньше. Обзавелся семьей на Гомельщине, но там не сложилось, и к 40 годам перебрался в Чаусы.
Второй его женой стала наивная 20–летняя Лена, единственная дочь очень уважаемых в городке родителей. Маму девушки, свою ровесницу, зять сразу сумел расположить к себе. Чтобы помочь «молодым» открыть фирму, та оформила на себя кредит, попросила взять ссуды в банке всю родню, включая самую дальнюю. Да еще многих друзей и приятелей.
Магазин открылся в районе автовокзала и... тут же закрылся. Прогорел с баснословными долгами и штрафными санкциями. Впрочем, владельца торговой точки это не интересовало. Он ведь не собирался торговать товаром, а надеялся что–то «крутить». И пока Вано думал, как за одну сделку обогатиться, чтобы хватило на всю дальнейшую жизнь, его предприятие выживало весьма экзотическим способом. Вскоре чуть ли не каждый житель Чаусов знал, что справку для получения банковского кредита можно взять за определенную мзду именно у Пипии. К нему зачастили желающие обзавестись документом, свидетельствующим о том, что его обладатель трудится на предприятии Вано за высокую зарплату. Подпись на липовых справках в качестве бухгалтера ставила его юная жена Лена. Кредиты по этим подделкам позже брались не только в Чаусах, но и в Могилеве. Большинство «клиентов» оформляли их для себя, но некоторые по наивности и для «уважаемого Вано». Его долги росли как снежный ком, только «фирмач» об этом не помнил. Как каждый азартный игрок, проигрывая последнее, надеется, что рано или поздно ему повезет, так и Пипия верил в свой успех на предпринимательском поприще. Продолжая считать себя финансовым гением, был убежден, что рано или поздно ему улыбнется удача.
Сделка века
Конечно, комбинатор был далек от мысли, что его «новый финансовый механизм» будет вполне законным. Но успокаивал себя тем, что все настоящие богачи сколотили первоначальный капитал, работая на грани фола. Кто их за это теперь осуждает?
И вот план созрел. Вано решил «сыграть» на крупных поставках чая и лаврового листа, которыми зимой позапрошлого года занималась единственная в стране минская фирма. Конечно, никакого товара у Пипии и близко не было, но разве из–за такого пустяка отказываются от намеченного?
К могилевскому бизнесмену Виталию Сушко «респектабельный партнер» явился в декабре 2008 года. «Слушай, дорогой, у меня есть чай, лавровый лист — и того и другого по три тонны». Дальше посетитель убедительно толковал о том, что хочет всего лишь воспользоваться счетом Виталия. Дескать, берет он ходовые напиток и специи всего за 7 тысяч рублей килограмм, а, перегнав деньги несколько раз по счетам разных фирм, продать сможет уже за 70 тысяч. Есть даже покупатель, который соглашается взять весь товар сразу.
Виталий задумался: конечно, десятикратная прибыль — это хорошо. И сделка солидная — более чем на 300 миллионов рублей. Но где тут лично его интерес? Имеется владелец товара, есть покупатель, а он, Сушко, здесь при чем? Вано пообещал, что, «прогнав» всю сумму через счет Виталия, часть денег оставит хозяину фирмы — примерно миллионов 8.
Могилевский коммерсант и верил Вано, и не верил. К тому же прошли январь, февраль, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки: одни разговоры да обещания. Однажды Сушко попросил Вано принести хоть образцы товара. Тот принес неизвестно где взятый яркий пакетик лаврового листа, а внушающего доверия чая, видно, не нашел. Пообещал принести позже.
Солидного покупателя Пипия от Виталия тщательно скрывал: мол, я придумал сделку, а вдруг вы споетесь между собой и меня «кинете». На справедливое замечание Сушко, что, не имея товара, кинуть невозможно, Вано промолчал: он–то и сам не имел никакого товара. Виталию уже стало казаться, что никакого покупателя вообще не существует в природе.
Но в начале марта в его офис влетел возбужденный Пипия: сделка закручивается, товар берут, только покупатель требует 65 миллионов рублей «отката» наличными. Иначе иметь с нами дело отказывается.
«Где я возьму такие деньги?» — ужаснулся Виталий. Возьми где хочешь, настаивал партнер, иначе сорвешь операцию. Позже старший следователь следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Жанна Борисенко, которая вела это дело, поняла причину такой настойчивости: получив всю сумму, Вано собрался прибрать деньги к рукам и уехать за границу, предоставив покупателю и продавцу «рвать рубашки» друг на друге.
Возможно, если бы незадолго до того Вано не одолжил у Виталия 3 миллиона рублей, забыв их вернуть, все для него сложилось бы иначе. Но, помня о его необязательности в денежных делах, Сушко пришел в милицию: «Я боюсь».
Смотрите, кто пришел
В офис покупателя — как ни странно, человек этот был невымышленным — бухгалтер Сушко отправилась с помеченными милицией деньгами. И тут только выяснилось: а товара–то нет! Даже в маленьком стограммовом мешочке, который Пипия принес в качестве образца, лавровый лист оказался просроченным. Невостребованные 65 миллионов рублей были положены обратно на банковский счет.
Казалось бы, вывели тебя на чистую воду — не упорствуй, о сделке забудь, ляг на дно. Но не тем человеком был Вано. Через день после такого конфуза потребовал у Сушко: давай деньги мне, сам решу вопрос с покупателем. Скрепя сердце Виталий согласился на его условия. 13 марта прошлого года посетители могилевского кинотеатра «Ветразь» и соседней аптеки с интересом наблюдали любопытную сцену. Из расположенного рядом банка вышел представительный бизнесмен с кейсом — бухгалтер Сушко передала всю сумму Вано прямо в операционном зале — и был тут же задержан милицией.
Ни во время следствия, ни в суде вины своей Пипия так и не признал, вполне серьезно утверждал, что «это подстава». Кто подставил? Да все! Те, кто брал для него кредиты, те, кто собирался купить у него чай, те, кто давал ему взаймы крупные суммы.
Кажется, он действительно так и не понял, что обманул многих людей, искренне считая, что... просто работал. Долги? Но ведь он обязательно их бы отдал, если бы удалось разбогатеть. А как тут разбогатеешь, когда в отношении тебя, считай, ни за что возбуждают уголовное дело!
За покушение на мошенничество, подстрекательство к даче взятки (тот самый «откат») Вано приговорили к 4 годам лишения свободы. Вся его родня выплачивает сейчас потраченные «бизнесменом» кредиты. В отношении жены Пипии Лены Ленинским РОВД Могилева возбуждено уголовное дело за служебный подлог — за то, что подписывала липовые справки. Увы, Леночка так и не поверила, что ее муж, «положительный во всех отношениях», собирался, оставив ее, покинуть страну с чужими деньгами.
Компетентно
Начальник следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Алексей Ершов:
— К сожалению, это до сих пор достаточно распространенный тип бизнесменов. Они хотят получить все и сразу. Задумав «серьезное дело», которое сможет враз поправить их материальное положение — чаще всего в реальности оно оказывается «мыльным пузырем», — люди эти перестают замечать все вокруг: обманутых друзей, партнеров и подчиненных. Им все равно, на кого вешать свои долги и проблемы, на близких или чужих. Идя к своей цели, такие предприниматели ни перед чем не остановятся: ведь придуманная операция — смысл их жизни. К счастью, милиция научилась безошибочно вычислять «фанатов одной сделки» и призывать их к ответу. Правда, исправлению они поддаются с трудом.
Фанат одной сделкиЕсть люди, у которых деньги никогда не задерживаются: сколько ни дай — все мало. Через их руки проходят немалые суммы, а карманы всегда пусты....