Основной причиной катастрофы на Волге эксперты называют неправильную эксплуатацию судна, а не его возраст или технические конструктивные недостатки.
Двухпалубный теплоход «Булгария», принадлежащий компании ООО «Аргоречтур» и построенный еще в 1955 году в Чехословакии, затонул в воскресенье на Волге около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан во время грозы в 3 километрах от берега. Судно следовало из города Болгар в Казань.
Всего на борту находились, по данным МЧС и властей Татарстана, 208 человек, из них два гражданина Беларуси (один спасен). Водолазы подняли на поверхность с 20-метровой глубины тела уже 42 погибших, спасены 80 человек, судьба остальных неизвестна.
Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что в Куйбышевском водохранилище, где затонул теплоход, резко испортилась погода, усилился ветер, а корабль шел с креном на правый борт, и его могло перевернуть боковой волной.
По некоторым данным, «Булгария» шла на одном работающем двигателе. Однако, как считает руководитель ФГУ «Российский речной регистр» Евгений Трунин, конструктивные особенности теплохода «Булгария» позволяют ему работать и идти на одном двигателе до места ремонта.
«Ежегодно мы это судно осматриваем, конструктивно особенности этого судна, его живучесть позволяют ему спокойно работать, идти на одном двигателе до того места, где он может произвести ремонт», — сказал Трунин.
Он добавил, что согласно установленным регламентирующим документам, более глубокие проверки проводятся один раз в пять лет.
«На данном судне эта проверка проводилась в 2007 году. Доковая проверка для судовладельца — все судовладельцы знают это — практически капитальный ремонт судна, потому что проводится она только в стационарных, специальных предприятиях. В данном случае эта проверка на данном судне проводилась в Пермском судоремонтном заводе, проводилась она в течение достаточно длительного периода времени, были выполнены все требования российского речного регистра, судно было признано годным сроком на пять лет», — рассказал Евгений Трунин.
Как сообщил РИА «Новости»Дмитрий Воропаев, гендиректор компании «Самарские путешествия» — туроператора, занимающегося речными круизами по Волге, теплоходы одного класса с «Булгарией» не имеют внутренних водонепроницаемых переборок, и в случае пробоины они тонут за несколько минут.
«Теплоходов такой серии, какой был теплоход «Булгария», всего осталось на Волге три штуки. Их построили в Чехословакии в период с 1955 по 1958 годы», — сказал собеседник агентства.
«Конструктивной особенностью этой серии теплоходов является отсутствие внутренних переборок, что приводит к тому, что в случае аварии и большой пробоины в днище такие корабли тонут в течение нескольких минут», — добавил Воропаев.
Член комитета Госдумы по транспорту, бывший председатель Совета директоров ОАО «Волго-Донское пароходство» Федор Швалев считает, что причиной крушения теплохода «Булгария» стал перегруз судна, обусловленный неправильной эксплуатацией теплохода, а не его возраст.
«Мы в пароходстве эксплуатировали данный вид судов. При правильной эксплуатации это нормальный пароход. При неправильной — он как атомная бомба», — сказал Швалев.
По его словам, большой перегруз судна означает, что его осадка была выше положенного. По предварительным данным, на борту «Булгарии» находилось, как минимум, на 25 человек больше, чем положено.
«Значит, расстояние до иллюминаторов было критическим. Возможно, когда он на повороте получил дополнительный крен (наверняка несколько десятков этих иллюминаторов были открыты), он иллюминаторами захватил воду, и вода хлынула в трюм. На мой взгляд, это наиболее вероятная версия случившегося», — считает Швалев.
«Старый или новый пароход — здесь большой роли не играет. И новый пароход может точно также утонуть при неправильной эксплуатации», — добавил парламентарий.
Главная проблема, по его мнению, заключается в непрофессиональном подходе к эксплуатации судна.