Утром в милицию пришел молодой человек, взволнованный, в измятом костюме. Прошедшей ночью на пешеходной улице Ленинской в Могилеве на него напали — избили, ограбили. Отняли перстень с печаткой — подарок отца. Бандитов было двое — парень с пистолетом и девушка. Никита Галковский, так звали потерпевшего, хорошо запомнил приметы.
24–летний посетитель производил самое благоприятное впечатление: скромный, вежливый. И зацепку для поисков злоумышленников дал — мобильник, оброненный нападавшим во время драки.
Кто кого?
А вечером того же дня Никита исчез. Это обстоятельство породило массу версий. Избили не случайно, давно следили? Все же отец парня имел прибыльный бизнес в Москве, ворочал капиталами. Мог заинтересоваться отпрыском богача криминалитет из соседней страны — похитить сына в надежде получить выкуп от родителей.
Дальнейшие события повергли в изумление всех. В тот же райотдел милиции обратились Лариса Сосновская и Вадим Абраменко, утверждавшие, что их тоже ограбили на улице Ленинской. Причем молодой человек с черным пистолетом по описанию как две капли воды походил на... Никиту Галковского.
Нашелся тот так же неожиданно, как и исчез. Оказалось, ездил в Белыничи навещать бывшую жену с дочкой. Всех троих потерпевших незамедлительно вызвали на очную ставку. Никита уверенно опознал нападавших в Вадиме с Ларисой. Те, в свою очередь, указывали на него. Завязалась перепалка, обе стороны были весьма убедительными. Дело разваливалось на глазах, превращалось в обычную дворовую склоку. Всех его шумных фигурантов отпустили по домам.
Материалы о странном разбое были переданы в следственное управление предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома — более опытным коллегам. Все же вооруженное нападение в центре провинциального города, если оно, конечно, имело место, — это не шутки!
Фантазии в особо крупном размере
Не дожидаясь результатов расследования, Галковский ударился в бега, на этот раз всерьез и надолго. Следователи тем временем стали досконально изучать его биографию.
Выяснилась интересная деталь. За два года до описанных выше событий Никита уже попадал в поле зрения милиции. Ночью его задержали сотрудники «Охраны», когда на своем микроавтобусе парень отъезжал от чужого гаража.
Днище «Фольксвагена» проседало под тяжестью стройматериалов — обоев, смесей, клея. В гараже местный бизнесмен хранил товар на несколько тысяч долларов. В авто нашлись также орудие взлома и маска. Другой на месте Галковского, так оплошав, сразу бы во всем сознался. Только не он!
Прямо на ходу подозреваемый в краже сочинил стройную версию. Дескать, ехал по дороге, вдруг останавливает незнакомый мужик — помоги перевезти вещи, не обижу. Какие–то люди по его команде открыли гараж, все погрузили в авто и ушли, сам же мужик обещал ждать в конце улицы.
Никита так подробно живописал приметы незнакомца и место встречи, что ему почти поверили. Во всяком случае, это нагромождение лжи тогда не смогли опровергнуть — до суда дело о краже со взломом в особо крупном размере так и не дошло.
— Врать, сочинять небылицы он был действительно мастер, — заместитель начальника следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома Юрий Ковалев вспоминает о необычном таланте Никиты почти с восхищением. — В самом безвыходном положении нагородит такое! Причем ни разу в своих «показаниях» не запутался.
В разное время Галковский подозревался и в других преступлениях, но большинство так и остались нераскрытыми. Парень то «находил» краденые вещи на улице, то ему их «приносил на хранение» наглядно знакомый. Все, кто близко знал Никиту, в один голос утверждали: этот всегда выйдет сухим из воды!
Впрочем, однажды «перевести стрелки» Галковскому все же не удалось: пришлось держать ответ за очередную кражу. Впрочем, сочинял он так вдохновенно, нашел себе столько оправданий, что отделался исправительными работами. Дружок Никиты по кличке Молоток очень проходимцу завидовал. Самому–то ему, Молотку, за такие же прегрешения приходилось мотать срок не раз.
Пистолет как последний аргумент
Стали по крупицам восстанавливать события на улице Ленинской. Кто все же на кого напал? Камера видеонаблюдения зафиксировала, как Никита выходит из ночного клуба. Охранник по имени Валентин хорошо запомнил, в какое время пришел и ушел завсегдатай. Но что эти сведения могли дать?
И вдруг — удача: нашлись очевидцы. С их слов, Лариса и Вадим шли по улице вместе, затем парень на минуту отстал, встретив знакомого. Выйдя из заведения, Галковский решил, что девчонка одна, попытался заигрывать. Не удостоившись внимания, рассвирепел, перешел на оскорбления и угрозы.
Подоспевший Абраменко, кстати, тренер по боксу, за подружку вступился. И Никита полез к нему драться, замахал кулаками. Более сильный физически Вадим сдачи хулигану не давал, лишь уклонялся от ударов. Поняв, что соперника голыми руками не взять, Галковский выхватил из кармана... пистолет.
Лариса застыла в ужасе, несколько поздних прохожих бросились врассыпную. Бандит несколько раз выстрелил в воздух, а затем — Абраменко в лицо. К счастью для тренера, оружие оказалось газовым. Но, как позже установили эксперты, и от этих выстрелов Вадим мог ослепнуть. Нападая, Галковский, говоря сухим языком закона, применил насилие, опасное для здоровья и жизни.
...В первый момент у спортсмена потемнело в глазах, он согнулся от боли, из кармана выпал мобильник. Убегая, Никита прихватил чужую вещь.
А наутро, проспавшись, «сработал на опережение». Осознал: не банальную кражу совершил! И пошел в милицию плакаться.
По следам отъявленного лгуна
Хронология событий была восстановлена. Но, чтобы снять подозрение с Абраменко, требовалось найти злополучный перстень с печаткой. Только где проводить обыск? Собственной квартиры у Галковского не имелось. Мать в Могилеве, отец в Москве, бывшая жена с дочкой — в Белыничах, многочисленные приятели и подружки — по всей Могилевщине. Где застанет ночь, там Никита и оставался.
Обысков проводилось несколько. К счастью, поиски увенчались успехом.
Галковского объявили в розыск. Ходили слухи, что он обосновался в России. Однажды, соскучившись по друзьям–подружкам, по могилевским ресторанам и клубам, парень прибыл на малую родину на побывку. И был задержан на выходе из казино.
Ему и на этот раз повезло. Зрение у Вадима восстановилось. «Разбой» переквалифицировали на более легкую статью — «Грабеж». Зато пришлось отвечать и за хулиганство, и даже за ту, давнюю кражу со взломом, которую в свое время не доказали. Профессионалам из следственного управления удалось довести старое дело до конца.
Никите придется провести в местах не столь отдаленных четыре с половиной года. На первый взгляд не так уж много. Но для избалованного завсегдатая ночных клубов, привыкшего всегда выходить сухим из воды, это станет серьезным уроком и испытанием.