Интеграция без отклонений
01.02.2012 15:44
—
ИноСМИ
| Голос России
Источник материала: Голос России
Напомним, что пока эти функции исполняет штаб Таможенного союза. Полностью он передаст свои полномочия только в июле, когда приступит к своим обязанностям уже и совет Евразийской комиссии. В него войдут три вице-премьера от каждой страны. От России Игорь Шувалов. А 1 февраля принимает дела коллегия ЕЭК. В общем, в сложностях иерархии и распределения полномочий еще предстоит разобраться и к ним привыкнуть. Сейчас следует понять одно, все это вместе для Москвы, Минска и Астаны - новое наднациональное образование, исполнение решений которого станет для них обязательным. Вот это и есть та самая реальность, которую и приближали, и побаивались одновременно. Ведь, чтобы стать единым целым, властям трех стран пришлось делегировать часть своих функций надгосударственной структуре. А это все-таки не всем легко далось. Собственно, и поэтому тоже так долго буксовал этот, по словам Владимира Путина, самый значительный после распада СССР интеграционный проект - Единое экономическое пространство. Зато, когда решились, все пошло, как по народной мудрости: долго запрягали, да с места - в карьер. В ноябре главы государств подписали договор о создании Евразийской комиссии. А уже через два месяца у нее первый рабочий день. Сейчас о ней говорят разное. Одни называют союзным министерством, иные - Госпланом, третьи - техническим органом. Все сходятся в одном - это реально действующая структура. А все аналогии лишь подтверждают то, что главная ее задача - выработать универсальные правила игры. Причем под грифом "безусловного выполнения". Это и есть для постсоветского пространства то новое, что хорошо забытое старое. Тот самый старый добрый опыт союзной дисциплинированности. И именно этим, прежде всего, Евразийская комиссия отличается от своей предшественницы. Решения комиссии Таможенного союза тоже были для стран-участниц императивом. Но эта обязательность основывалась на том, что все они предварительно согласовывались правительствами. Члены ЕЭК же освобождены от необходимости запрашивать поручения пославших их столиц. Это - надгосударственные чиновники с правом принятия самостоятельных решений. Но консенсусом. Только так это будет не частное мнение или полет мысли, а конкретное руководство к действию всех государств. Устав допускает возможность консультаций с чиновниками и независимыми экспертами, но это остается на усмотрение коллегии. Состав коллегии - это 9 человек: по три от каждой страны. Их статус сопоставим с еврокомиссарами. Работают они на постоянной основе в течение 4 лет с возможным продлением полномочий. Первым председателем коллегии назначен руководитель Министерства промышленности и торговли России Виктор Христенко. Добавим, что штаб-квартира Евразийской экономической комиссии будет находиться в Москве. Пожалуй, прописка и председательство Христенко - это все, за что могут зацепиться злые языки, усматривающие в интеграции имперские планы России. Но, во-первых, то, что офис Евросоюза базируется в Брюсселе, не дает Бельгии никаких геополитических преимуществ. А, во-вторых, принципиальные решения Евразийской комиссии будут общими. Как и ожидаемая выгода от них. Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП для его участников в период до 2030 года эксперты оценивают в 900 миллиардов долларов. Тему продолжит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Шейнкман: Первого февраля начала работу Евразийская экономическая комиссия. Особый акцент делается на том, что это самостоятельный наднациональный орган, который наделен правом самостоятельных решений. Как вы считаете, насколько этот орган будет самостоятелен? Что ему будет позволено? Мухин: Конечно, сейчас речь идет о том, чтобы максимально плотно проговорить разграничение функций между странами-участниками. И это главная проблема, потому что Россия, судя по всему, поспешив заключить соглашение об этой комиссии, делегировала довольно много полномочий своим партнерам. В этой связи в дальнейшем предвидятся очень серьезные конфликты, в том числе связанные с бизнес-распределением обязанностей и преференций по территории всего Таможенного союза. Но мне кажется, что эти проблемы технические. Скорее всего, они будут решены. В России удалось сконцентрировать в аппарате комиссии, по моим подсчетам, 80-85 процентов кадров. Это говорит о том, что Россия имеет очень хорошие позиции в аппаратном смысле и сможет так или иначе реализовывать решения, которые никак не будут ущемлять ее национальные интересы. Другое дело, что она будет вынуждена идти на уступки в отношениях с партнерами для того, чтобы сохранить конструктивный дух работы. Шейнкман: Что касается некоторых разночтений с внутренними законодательствами, юристы говорят, что их еще надо приводить в порядок под это общее пространство. С этим проблемы будут или нет, как высчитаете? Мухин: Да, безусловно, мне кажется, эти противоречия будут так или иначе использоваться сторонами для усугубления конфликта в своих интересах. Но связано это, прежде всего, с тем, что формирование комиссии произошло форсированно. Поэтому, я так понимаю, нынешнее руководство комиссии сосредоточится на решении подобных проблем. Шейнкман: Насколько это руководство справится с этой миссией? Мухин: Мне кажется, Виктор Христенко - очень опытный аппаратчик в хорошем смысле этого слова. И, мне кажется, его явное желание работать в рамках этой комиссии послужит хорошим драйвером для того, чтобы он решил эти технические проблемы и в дальнейшем даже повысил в том числе и свой статус как госчиновника уже такого надгосударственного масштаба. На нем лежит большая ответственность. И он, судя по всему, будет подходить к работе очень серьезно. Поэтому, мне кажется, все получится. Тем более что руководство стран-участников данного соглашения крайне позитивно смотрит на развитие этого проекта. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первого февраля начинает работу правительство Единого экономического пространства (ЕЭП) - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Это постоянно действующий исполнительный орган, который займется оперативным регулированием интеграционных процессов в треугольнике Россия, Белоруссия, Казахстан. |
|