Киев урезает белорусский рацион. 21.by

Киев урезает белорусский рацион

05.03.2012 18:05 — ИноСМИ | РГРК «Голос России»  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: РГРК «Голос России»

Украина и Белоруссия на пороге продуктовой войны.

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

На вкус и цвет

Украина Януковича придумала себе возможность доказать, что она совсем не Белоруссия Лукашенко. Доказать прежде всего самой себе. Поскольку Запад, который, видимо, уже утвердился в идентичности этих режимов, вряд ли обратит серьезное внимание на торговые осложнения между Киевом и Минском. А они, между прочим, могут обостриться до состояния продуктовой войны.

Формальный повод для нее Украина обнаружила в прессе. За живое ее задели сообщения в СМИ о том, что в Белоруссии зафиксирована вспышка африканской чумы свиней (АЧС). Этого оказалось достаточно, чтобы главный государственный инспектор ветеринарной медицины Иван Бисюк с 1 марта временно "до выяснения всех обстоятельств" запретил ввозить на территорию своей страны белорусскую свинину и все ее производные.

И это, несмотря на то, что речь шла всего об одной из деревень Гродненской области, где якобы было уничтожено из-за АЧС все поголовье. Информация Минска о том, что все это происходило в рамках учений, доверия не вызвала. Как и белорусские молочные продукты, ввоз которых Киев тоже запретил, припомнив им случаи выявления в них антибиотиков и некие систематические нарушения.

Запахло предвзятостью. Поскольку, как заявили в Минске, прежде "какие-либо официальные сообщения о претензиях к качеству и безопасности поставляемой пищевой продукции животного происхождения не поступали".

Недоумение Минска длилось недолго. На днях здесь пообещали закрыть границу для всего украинского продовольствия. И это уже широкомасштабная номенклатура запрета. Продуктами нон-грата могут объявить подсолнечное масло, соль, кукурузу, кондитерские изделия. А ведь ничего не предвещало.

Совсем недавно представители двух столиц констатировали рекордный рост товарооборота - на 40 процентов, до 6,2 миллиардов долларов. И тут вдруг у Киева испортился аппетит. Хотя говорят, что ничуть не вдруг. Эксперты в качестве рабочей версии пищевого обострения называют месть Украины за то, что Белоруссия изъявила желание поддержать Москву в так называемой сырной войне.

Напомним, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко закрыл доступ в страну украинским сырам, замешанным на пальмовом масле. И хотя Минск без всякой конкретики лишь проявил вербальную солидарность с партнером по Таможенному союзу, в Киеве, видимо, восприняли это как прямую угрозу, потому и решили сработать на опережение.

Так это или нет, но такое объяснение, по крайней мере, хотя бы выглядит экономически обоснованным. Забота о собственном потребителе опять же. А то ведь некоторые политологи уже заподозрили Киев в желании подыграть Западу. Евросоюз, напомним, ужесточил санкции против Минска и в ответ на отзыв Белоруссией дипломатов из Польши и Брюсселя дружно вывез своих послов для консультаций.

Первые залпы продуктовой войны из Киева прогремели прямо как ложка к обеду. Это, конечно, могло просто так совпасть. Но, во-первых, Украина уже поступала не по-соседски, когда, выполняя установку Евросоюза, отказалась пригласить на мероприятия, посвященные 25-летию чернобыльской аварии, белорусского президента.

А во-вторых, Янукович ведь все еще хочет доказать, что он не Лукашенко. Хотя каша, которую Киев заварил с этими продовольственными делами, для Европы совсем не пища для размышлений.

Торговая война между Киевом и Минском - это, конечно, только звучит громко. На самом деле, для Белоруссии она всего лишь недоразумение. Доля экспорта продовольствия в Украину незначительна в его общем объеме - около 1 процента. В то время как поставки в Россию - это почти 90 процентов.

Тему продолжит российский эксперт по странам Восточной Европы Богдан Беспалько.

Шейнкман: Как вы считаете, у природы этих обострений между Киевом и Минском чисто экономическая составляющая, либо все-таки есть и политика?

Беспалько: Я думаю, что чисто экономическую составляющую сейчас вообще трудно где-либо найти, также как и чисто политическую, - все между собой взаимосвязано. Дело в том, что обострение торговых войн между Украиной и Белоруссией именно в этот момент, на мой взгляд, имеет целый комплекс причин.

Безусловно, это, с одной стороны, процессы, которые происходят в самой Украине, в частности, это уголовное преследование Юлии Тимошенко и в связи с этим давление со стороны бюрократических структур на президента Украины Виктора Януковича.

Для того чтобы прийти к какому-нибудь компромиссному решению с бюрократией Европейского союза, он должен был пойти ей навстречу, хотя бы частично. На мой взгляд, это движение навстречу тоже выражается в том, что Украина объявляет определенную торговую войну Белоруссии.

В данной ситуации Украина является одним из ключевых игроков на постсоветском пространстве, на восточно-европейском пространстве, который блокирует развитие и создание Таможенного союза и всех тех структур экономического, геополитического характера, которые пытается создавать Российская Федерация.

То, что эти процессы сейчас вылились в торговую войну против Белоруссии, неудивительно. Геополитические игроки решили приложить все усилия к тому, чтобы дестабилизировать ситуацию как внутри России, так и вне ее, по внешнеполитическому периметру. И в данном аспекте, мне кажется, был в том числе нанесен этот небольшой удар именно по Белоруссии.

Шейнкман: Белоруссия, как говорят в Киеве, пригрозила ответить комплексно, то есть всем Таможенным союзом. Как вы считаете, Россия, Казахстан должны подключаться к этим торговым недоразумениям между Минском и Киевом?

Беспалько: Я думаю, что если Украина будет продолжать курс, направленный на негативное отношение к Таможенному союзу и к Белоруссии как члену Таможенного союза, то вполне вероятно, что Таможенный союз действительно выступит против Украины. Тем более что Украина всячески демонстрирует свое нежелание входить в какие-либо структуры и вообще идти на какие-либо уступки. При этом украинский лидер постоянно требует уступок с российской стороны, в частности, в вопросе о ценах на энергоносители.

Поэтому неудивительно, что в данной ситуации эта торговая война будет использована как раз как инструмент давления на Украину уже. Раз Украина сама объявила войну Белоруссии как Таможенному союзу, почему же мы, члены Таможенного союза, не должны на это отвечать? В данной ситуации, мне кажется, Украина проиграет больше. 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Украина и Белоруссия на пороге продуктовой войны.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика