Европейский "Дед мороз": есть ли перспектива у "Восточного партнерства"?. 21.by

Европейский "Дед мороз": есть ли перспектива у "Восточного партнерства"?

04.05.2012 09:07 — ИноСМИ | ИА REGNUM  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИА REGNUM

 Проект "Восточное партнерство", официально предлагаемый Евросоюзом был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта - сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР - Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.

"Восточное партнерство" является дополнением к "Северному измерению" и "Средиземноморскому союзу" и является площадкой для переговоров по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами - восточными соседями, заменяя переговоры о расширении Евросоюза и членства в союзе. В целях придания большей эффективности указанной программе ЕС и страны-партнеры сформировали Парламентскую Ассамблею - "Евронест".

Станет ли программа реальной платформой диалога между странами региона или она находится под угрозой превращения в новую площадку взаимных обвинений, пропаганды особенно между Арменией и Азербайджаном из-за карабахского конфликта?

Как воспринимают друг друга ЕС и страны партнеры: пример Армении

Необходимо отметить, что программа отнюдь не гарантирует странам-участницам полноценное членство в ЕС. Об этом также неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники Евросоюза. Поскольку изначально программа не преследовала такую цель, она скорее представляет собой некое измерение для диалога между странами-участницами программы и ЕС, для интеграции последних с Европой.

Следует отметить, что гармонизация политических и законодательных систем шести стран будет происходить через Восточное партнерство. По идее, этот формат для построения отношений с ЕС должен иметь также определенные правила игры.

Кроме вышесказанного, нужно также понять, воспринимают ли адекватно друг друга Армения и ЕС? В армянском обществе Европа, то есть ЕС, образно говоря, часто воспринимается как некий "Дед Мороз" у которого много "подарков" в виде денег, инвестиций, программ. Их можно получать за "хорошее" поведение. Возникает вполне нормальный вопрос - почему? Формированию такого образа ЕС в армянском обществе способствовал также сам Европейский Союз, так как он часто выступает именно в роли "Деда Мороза", который, грубо говоря, обменивает деньги на какие-то законодательные или политические реформы в странах-участниках.

Может быть, ЕС этого не желает, но часто он воспринимается именно таким образом, поскольку реформы без соответствующего восприятия общества и политической воли у власти не могут обеспечить реального прорыва в этом направлении. Реформы не будут работать должным образом. Для эффективности процесса нужно его диверсифицировать и обращать внимание также на общество той страны, с которой ЕС работает. В противном случае все реформы и изменения, продиктованные обществу сверху, без соответствующей социальной базы, приводят к сопротивлению со стороны того же общества.

Реформы вне зависимости от их эффективности будут восприниматься как нечто чуждое, и в понимании рядового гражданина будут угрожать привычному строю вещей. Для этого до сих пор все международные структуры (ЕС, ОБСЕ, Совет Европы) выступая с докладами, фиксируют прогресс в тех или иных сферах общественной жизни Армении, которые просто не сопоставимы с действительностью. Поскольку почти во всех докладах обращается внимание не на реальное положение вещей в стране, а на изменения, происходящие в разных документах.

Резюмируя вышесказанное можно подчеркнуть, что для эффективного диалога Армении с ЕС нужна правильная оценка существующей ситуации и адекватное восприятие сторон друг друга. В общей сложности армяно-европейские отношения, как и все в Армении, развиваются эволюционным путем, не очень скоро, но поступательно, с выраженной динамикой, направленной на интеграцию.

Связи в основном имеют культурный и экономический характер (в последнее время активизируется и политический вектор) - более трети армянского экспорта и импорта приходится на страны ЕС. С одной стороны, "Восточное партнерство" не предусматривает каких-либо действий и механизмов решения проблем, но дает возможность укреплять диалог, экономические связи - и все это в индивидуальном порядке, без привязки к региональным внешнеполитическим факторам, как например, карабахский конфликт.

Площадка для диалога или пропаганды?

С одной стороны "Евронест" и "Восточное партнерство" являются единственным форматом, в котором участвуют все страны региона и в этой связи она может служить той площадкой, где страны-участницы могут обсуждать волнующие друг друга вопросы, как между собой, так и с ЕС. Однако с другой стороны она может стать полем соперничества для тех государств, которые имеют проблемы между собой, например Армения и Азербайджан. Этому соперничеству также способствует сам ЕС своими резолюциями, наглядным примером которого стала резолюция Европарламента 2010 года по Карабаху, после принятия которой милитаристическая риторика Азербайджана резко активизировалась.

Сами чиновники европейских структур, в частности Европарламента, также признают, что соблазн превратить "Восточное партнерство" в площадку противоречий и пропаганды может существовать, однако изначально программа разработана таким образом, чтобы она стала платформой для сотрудничества и интеграции, как между странами партнерами, так и с ЕС. В этом вопросе, кроме самих стран партнеров много усилий должен приложить и ЕС в плане определения четой повестки "Евронест", в котором, на наш взгляд, на начальном этапе государства партнеры не должны затрагивать "острые углы" или "больные темы", что может ввести формат в тупик и окончательно парализовать его работу.

К сожалению, такие примеры уже наблюдаются. Диспут по теме карабахского конфликта, разгорелся и в ходе недавнего заседания постоянной комиссии по социальным вопросам, вопросам образования, культуры и гражданского общества "Евронест" в Ереване. На этом фоне примечателен также тот факт, что азербайджанская делегация отказалась участвовать в проводимом в Ереване четвертом заседании молодежной платформы "Восточного партнерства". Пример использования платформы Евронест в целях пропаганды имел место также в рамках сессии 2-4 апреля Евронест в Баку, когда на уровне президента Азербайджана были озвучены в адрес Армении обвинения по поводу карабахской тематики.

Представители же ЕС, в своем стремлении "угодить всех", не выступают с критическими заявлениями в адрес той стороны, которая нарушает правила игры. Таким образом, исходя из сложившихся реалий, можно сказать, что программа "Восточное партнерство" кроме возможностей по организации диалога и евроинтеграции, включает в себя и вызовы по углублению противоречий между странами партнерами. Это также свидетельствует о том, что в нынешней конъюнктуре карабахского процесса, страны-партнеры, особенно Азербайджан, не желают в полном объеме быть вовлеченным программу, что само собой тормозит процесс становления этой платформы.

Восточное партнерство - насколько оно универсальна?

С точки зрения универсальности и так называемой "восточности" программа "Восточное партнерство" хромает, так как трудно представить указанную программу с точки зрения целостности региональной кооперации, если в ней не участвует такое региональное государство, как Россия. Неучастие России, траектория интересов которой в регионе охватывает сферы от энергетики, торговли до вопросов безопасности, в указанной программе делает ее с одной стороны не полной, а с другой - формирует фобии и опасения у российского политического истеблишмента относительно сужения в регионе их сфер интересов.

Исходя из региональной геополитики, где пересекаются часто противоречивые интересы соседней России, ЕС и США, зачастую исходя именно из этого расклада и общего регионального антуража безопасности, определяется и внешняя политика стран Закавказья. Исходя из повестки региональной геополитики и сформировавшейся вокруг государств региона политической повестки, к примеру, Грузия после августовской войны 2008 года, окончательно определилась с интеграцией ЕС и НАТО. Азербайджан же, несмотря на тесные отношения с Западом и Россией, примкнул к "движению неприсоединения".

Шаг Баку обусловлен двумя факторами - карабахский конфликт, где большую роль играет Россия и торговля энергетическими ресурсами с Западом. Движение неприсоединение, для Азербайджана меньше из зол или безобидный формат уравниловки интересов России и Запада. Положение Армении в регионе довольно интересно, если учесть, что только она из стран региона имеет безоблачные отношения с Ираном.

Армения - единственная страна в регионе, у которой тесные взаимоотношения и Западом, и Россией, и Ираном, что исходит и из внешнеполитической концепции Еревана, так называемого комплиментаризма. Это конечно не без согласия России и Запада, которые исходя из сложного регионального положения Армении, понимают цель углубления сотрудничества между Ереваном и Тегераном. Ереван именно по причине балансирования интересов Ирана, Запада и России соглашается на все форматы интеграции, как на пространстве СНГ, так и с ЕС, однако окончательного вердикта по определению одностороннего внешнеполитического курса не принимает, что и логично.

Результаты указанной политики бросаются в глаза, когда речь идет об интеграции Армении на пространстве СНГ и ЕС. Позиция Армении в этих вопросах, которые часто находятся в противоречии, такова - тесная экономическая, политическая интеграция "без финишной прямой". То есть без становления полноправным членом ЕС или таких находящихся в процессе формирования региональных структур, как Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией, который и должен стать ядром будущего Евразийского союза.

Заключение

Таким образом, программа ЕС "Восточное партнерство" являясь фактически единственным форматом для диалога, в котором участвуют все страны региона, кроме возможностей, включает в себя вызовы в плане углубления противоречий между конфликтующими государствами. "Восточное партнерство" может перерасти в арену пропаганды и взаимных обвинений, если как страны участники, так и ЕС окончательно не определятся с повесткой программы, куда на первое время не будут включены вопросы "с острыми углами".

В плане осуществления реформ в странах партнерах в рамках программы наблюдается такой расклад - реформы в обмен на финансы, но без их серьезной имплементации. То есть формат становится похожим на торговлю "мы вам деньги, а вы нам реформы", без их претворения в жизнь. В этом вопросе должны и окончательно определиться страны партнеры в плане того, нужна ли им на самом деле программа "Восточное партнерство" с ее возможностями или это очередной канал для накачки денег и благ.

И, наконец, одной из сильных сторон "Восточного партнерства" является перспектива по заключению соглашения о свободной торговле с ЕС и по упрощению визового режима и реадмиссии. Опять-таки соглашение о свободной торговле с ЕС не будет полным пока не налажена нормальная кооперация между странами региона. Здесь, на наш взгляд, ЕС идет по пути интеграции между странами региона параллельно в отдельном формате ЕС-Армения, ЕС-Азербайджан, и ЕС-Грузия, что также логично, если учесть конфликтогенность региона и карту интересов стран Закавказья.

Аршалуйс Мгдесян

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проект "Восточное партнерство", официально предлагаемый Евросоюзом был представлен министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям 26 мая 2008 года. Главная цель проекта - сближение ЕС с 6 странами бывшего СССР - Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика