Белорусские власти не проводят и не планируют мероприятий, приуроченных к 150-летию восстания под предводительством Кастуся Калиновского.
Представители идеологических институтов и "официальные" историки утверждают, что "миф о Калиновском" придумали большевики и эксплуатируют националисты.
В середине января на пресс-конференции для отечественных и зарубежных журналистов президент Лукашенко заявил, что не слышал о мероприятиях, посвященных юбилею восстания 1863 года, но не против участвовать в них совместно с Литвой и Польшей, "если такие предложения будут и они не расходятся с той политикой, которую мы проводим в нашем государстве".
Белорусские дипломаты и чиновники невысокого ранга, действительно, приняли приглашения представителей власти соседних государств и посетили ряд связанных с восстанием мест.
Но торжественные собрания и памятные вечера в штаб-квартирах оппозиционных партий и скромных залах в регионах прошли и проходят без представителей власти.
Калиновский в современном белорусском политическом раскладе - оппозиционер №1. Ведь это его именем после президентских выборов 2006 года оппоненты Лукашенко называют центральную - Октябрьскую площадь в Минске, пережившую разгром протестного палаточного городка. И именем Калиновского названа программа обучения изгнанных из белорусских университетов свободолюбивых студентов, действующая в соседней Польше.
Чей герой?
В Польше это восстание называют январским – первое выступление повстанцев произошло в Варшаве в ночь с 22 на 23 января. 1 февраля 1863 года к восстанию против царской России призвал возглавляемый Калиновским с осени 1862 года Литовский провинциальный комитет, объявленный Временным правительством.
Доказывая, что восстание отстаивало права разделенной Польши, редактор журнала "Беларуская думка" Вадим Гигин в одной из своих публикаций ссылается на февральский Манифест от имени "Национального польского правительства", в котором крестьяне и шляхта призываются "защищать польский край, гражданами которого [они] являются с сегодняшнего дня".
Убеждая, что Калиновский не может быть белорусским национальным героем, Гигин цитирует строки еще одного, мартовского манифеста восставших: "Одна цель объединяет нас всех – освобождение Отечества. Соотечественники всех вероисповеданий и классов, братья Литвы и Беларуси!.. Всех тех, в ком бьется польское сердце, призываем вперед, под штандарт Белого Орла и Погони… Боже, спаси Польшу! ".
Независимые историки в ответ ссылаются на хоругвы (штандарты) повстанцев, где над гербами с польским орлом и "Погоней" (всадник с мечом, который сейчас является гербом Литвы и до возвращения в 1995 году советской символики был гербом суверенной Белоруссии) значится: за нашу и вашу свободу!
А отзывом на пароль калиновцев на здешних землях, по утверждениям историков, была фраза "Люблю Беларусь". Хотя Белоруссии как административно-политической единицы еще не существовало.
Вина советской власти
Современным защитникам Калиновского приходится доказывать, что издававшаяся им "Мужыцкая праўда" написана латиницей, но по-белорусски, что место его рождения, находящееся нынче на территории Польши, принадлежало белорусскому Гродненскому повету, что к Калиновскому неприменимо слово "террорист", которым оценивают его низвергатели.
Страсти накалились после проведенной недавно в Минске конференции "Польское шляхетское восстание 1863 года. Взгляд на события 150 лет спустя", где историки из государственных институтов, руководители провластных общественных структур и идеологи беспощадно развенчивали "миф о Калиновском".
В создании такого мифа политолог Вадим Гигин винит большевиков.
"Согласно их исторической концепции, Коммунистическая партия должна была иметь в каждом народе своего предтечу. То есть того, кто, конечно, не смог осознать решающую роль городского пролетариата и проникнуться идеями марксизма, но был "идейно близок". Отсюда родилась известная формула о декабристах, разбудивших Герцена, а тот, в свою очередь, оплодотворил народников. На Украине предшественниками большевиков были объявлены Шевченко и Кармелюк и т.д. В Беларуссии эта роль была уготована Калиновскому", - полагает Гигин в статье "Годовщина избавления" на портале "Русь молодая".
Улица имени Калиновского в белорусской столице действительно появилась при советской власти – полвека назад, к 100-летию начала восстания против царского самодержавия. В постсоветской, суверенной Белоруссии, как высшая государственная награда был учрежден орден Калиновского – тогда героя называли символом национально-освободительного движения.
Но в средине 2004-го, не вручив ни разу, награду официально упразднили. А от улицы Калиновского пару лет тому "отрезали", переименовав, квартал.
Минчане подтрунивают, что российскому спонсору возведенного здесь православного храма крайне не нравилось имя лидера антироссийского восстания, провозглашавшего: «Народзе, тады толькі зажывеш шчасліва, калі над табою Маскаля ўжэ не будзе».
Герой "по вызову"
На журфаке во времена брежневского застоя преподаватель не советовал нам, студентам, усердствовать в поисках текстов "Мужыцкай праўды". Достаточно было знать, что номеров в 1862-1863 годах вышло семь, и листовки-обращения начинались словами "Дзецюки!". "Они не только антицарские, они антисоветские", - предупреждал нас преподаватель.
После перестройки газеты в Белоруссии вышли с лозунгом Калиновского: "Не народ для ўрада, а ўрад для народа!" ("Не народ для правительства, а правительство для народа!").
Нынче этот лозунг – на редких и малотиражных негосударственных изданиях. В школьных учебниках статьи о повстанцах сократились до коротких абзацев, о Калиновском школьникам рассказывают как о юноше интеллигентном и образованном, но распорядившемся своей жизнью трагично и безрезультатно. А тексты, призывающие избавиться от российского священника, российского чиновника, российского помещика, опять не советуют читать изучающим творчество Калиновского студентам.
"Президент Лукашенко по образованию историк. Но в Белоруссии исторические личности давно превратились в героев по вызову. Ратуя за порядок, Лукашенко вспоминал и Гитлера, и Сталина, как-то запретил критиковать руководителей СССР. С Калиновским примерно та же история – перестанет быть выгодной дружба с Россией – тут же власть вспомнит, что рядом есть Литва, Польша, и общий для нас национальный герой", - полагает правозащитник Людмила Грязнова.
Известные белорусские писатели, лидеры общественного мнения, историки и оппозиционные политики в эти дни упрекают официальные власти в трансляции взглядов российских историографов на суть восстания 1863 года и политически мотивированном игнорировании юбилейных дат.
"Он был первым, кто осознал, что есть Беларусь"
Через день после объявления о начале восстания, 2 февраля 1863 года, Кастусю Калиновскому, одному из лидеров восставших, исполнилось 25. Он - выпускник юридического факультета Петербургского университета, создатель и руководитель революционной организации в Гродно, автор и редактор издаваемой с 1862-го "Мужыцкай праўды".
Калиновского казнят через год с небольшим в Вильно (нынче Вильнюс, столица Литвы) на торговой площади Лукишки. Высокий деревянный крест на месте казни – место паломничества белорусов.
"Он был первым, кто осознал, что есть Беларусь, и первым ее полюбил", - обозначил роль Кастуся Калиновского в белорусской истории поэт и политик Владимир Некляев, экс-соперник Лукашенко на минувших президентских выборах.
Выступая против российского самодержавия, Калиновский и его сторонники из Литовского комитета считали, что литовцы, белорусы и украинцы должны сами решить вопрос о своей независимости и форме управления. Руководители еще одного повстанческого центра – в Варшаве, прозванные позже историками либералами, ставили задачей восстановление польского государства – Речи Посполитой – в границах 1772 года, в том числе с помощью западных держав.
Историки нескольких поколений спорят, была ли у восстания реальная перспектива добиться хоть каких-либо из поставленных целей при разногласиях в двух повстанческих центрах и мощи владевшей землями Северо-Западного края России. Энциклопедии разных лет издания объясняют, что у восстания, говоря современным языком, не было достаточной социальной базы.
"Восстание 1863 года было одним из немногочисленных в истории ХІХ века примеров, когда по существу группка вооруженных людей, защищая свое человеческое и национальное достоинство, восстала против огромной империи. Три европейских народа – белорусы, поляки и литовцы - ценой жизней своих наилучших сыновей высказали протест против российского феодализма, абсолютизма и деспотизма, засвидетельствовав приверженность конституционности и парламентаризму", - пишет в энциклопедии "Краіна Беларусь" писатель и историк Владимир Орлов.
По свидетельству современников, один из руководителей повстанцев Ромуальд Траугут на тревожный вопрос жены, есть ли в восстании смысл, ответил: "Не знаю, есть ли смысл. Но есть необходимость".
Подавлением восстания руководил российский генерал Михаил Муравьев. По данным историков, наказаны военно-полевыми судами и без судов были восемнадцать с половиной тысяч повстанцев. 128 были повешены либо расстреляны, 853 отправлены на каторгу, около 12 тысяч – на высылку или в арестантские роты.
Через 150 лет после этих событий вечером в последний день января люди поставили свечи по дороге из деревни Шерешово до деревни Купичи в белорусском Полесье – вдоль этой дороги на исходе 1863 года царские военные вешали пленных повстанцев.