Преждевременные реформы. 21.by

Преждевременные реформы

31.03.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Создание единой адвокатуры и присоединение к ней юристов-лицензиатов на данном этапе нецелесообразно, бесперспективно и противоречит государственным интересам.Такого мнения придерживаются в Белорусском общественном объединении юристов-хозяйственников (БелООЮХ).

Напомним, в начале февраля министр юстиции Виктор Голованов сообщил журналистам, что вопрос о практической реализации Концепции развития института оказания юридической помощи в Республике Беларусь (далее - концепция) решен окончательно. В рамках концепции предусматривается создание единой формы оказания правовой помощи на базе белорусской адвокатуры при аннулировании института юристов-хозяйственников.

Между тем юридическая общественность восприняла идею подобного объединения далеко не однозначно.

Понятно, что особую тревогу предстоящая реформа вызвала у юристов-хозяйственников, дальнейшая деятельность которых в привычных им формах оказалась под большим вопросом. Тем не менее юристы-лицензиаты по-прежнему надеются на благоразумие идеологов реформирования юридической помощи.

Дать свою оценку и высказать точку зрения на переломные процессы в сфере оказания юридических услуг мы попросили председателя БелООЮХ Лилию ВЛАСОВУ.

- Лилия Владимировна, расскажите, как появилась идея реформирования системы оказания юридической помощи и кто был инициатором этого процесса?

- Среди идеологов реформирования действующей системы оказания юридической помощи не было ни адвокатов, ни юристов-хозяйственников. Предстоящая реформа стала неожиданностью как для адвокатов, так и для юристов-хозяйственников. Скажу сразу: свое негативное отношение к идее автоматического присоединения юристов-лицензиатов к адвокатуре в ее нынешнем виде мы высказывали неоднократно.

Сама же идея реформирования порядка оказания правовой помощи населению исходит из органов государственной власти. Позднее вопрос о том, нужно ли реформировать существующую систему оказания правовой помощи, обсуждался на разных уровнях, и не все однозначно восприняли идею такой реформы. Тем не менее решение о реформировании было принято и в план законопроектных работ на 2010 год внесен соответствующий законопроект.

Необходимость реформирования системы адвокатуры под современный уровень развития государства назрела давно, и это понимали многие. Однако вопрос в том, как ее реформировать? Рассматривались следующие варианты: объединение юристов-хозяйственников и адвокатуры, создание новых форм адвокатских образований в дополнение к юридическим консультациям с пересмотром функций самоуправления.

- Вы сказали, что изначально выступали против такого объединения. Наверняка для этого имелись веские причины...

- Мы согласны с тем, что реформировать адвокатуру необходимо, но не путем простого объединения юристов-хозяйственников с адвокатами.

Объединение двух институтов не должно привести к исчезновению отлаженной системы оказания юридических услуг в сфере предпринимательской деятельности, чем преимущественно и занимаются юристы-хозяйственники. И если все же стоит задача объединить юристов и адвокатов, то необходимо создать условия, чтобы без ликвидации сложившихся за 20 лет деятельности структур они перешли в новый институт.

При этом представляется целесообразным сначала создать новую систему функционирования адвокатуры, посмотреть, как это работает на практике, в полной ли мере отвечает интересам общества, бизнеса, иностранных инвесторов, привыкших к работе у себя и у нас с юридическими фирмами, и потом рассмотреть вопрос об интеграции юристов-хозяйственников в адвокатуру.

Сегодня ни адвокаты, ни юристы-хозяйственники к такому объединению не стремятся. Юристов-хозяйственников удовлетворяет действующий и сформировавшийся за многие годы механизм регулирования их деятельности, регламентируемый Министерством юстиции РБ.

Существование наряду с адвокатурой юристов-лицензиатов - уже сложившийся исторический факт. Субъекты хозяйствования привыкли, что существуют юридические фирмы, куда можно обратиться по вопросам хозяйственной деятельности. В свою очередь, граждане решают возникшие правовые вопросы с помощью адвокатов. Правила работы с бизнесом требуют своих особенностей по сравнению с работой с гражданами.

Тем не менее идея продвигается и набирает ход.

- В Беларуси работают почти 600 лицензиатов, 162 юридические фирмы. Какая судьба их ожидает?

- Говорить о том, что ожидает лицензиатов, пока сложно, окончательного решения в отношении концептуальных подходов к реформированию системы оказания правовой помощи (юридических услуг) не принято, кроме юристов-хозяйственников и адвокатов, реформа, возможно, коснется и других субъектов оказания юруслуг: риэлтеров, управляющих в банкротстве, инвестиционных агентов, аудиторских компаний.

Действующее законодательство не предусматривает возможности к некоммерческим организациям (адвокатурам) присоединять коммерческие, в форме которых работают юристы-лицензиаты. Это требует взвешенного подхода при принятии решений об объединении и изменении привычных для всех и обоснованных форм деятельности юристов-хозяйственников.

Необходимо также отметить, что адвокатура и юристы-хозяйственники - это два совершенно разных юридических института, которые формировались параллельно начиная с 90-х годов. Некоторыми юридическими вопросами адвокатура практически не занимается. Например, налоговое, антимонопольное, корпоративное право - специализированные консультации адвокатов охватывают лишь минимальную долю рынка юруслуг, оказываемых субъектам хозяйствования. В то же время юридические фирмы не работают с гражданами по уголовным, гражданским, административным, семейным делам. За десятилетия сформировалось естественное разделение труда.

У нас сложилась своя четкая специализация. С точки зрения качества услуг и нашу деятельность, и деятельность адвокатов контролирует государство в лице Минюста. Существует определенный порядок доступа к тем и другим видам юридической деятельности.

Иными словами, с организационно-правовой точки зрения существующая система юристов-хозяйственников, на наш взгляд, отвечает интересам общества и государства. Юридический консалтинг, который мы представляем в стране, соответствует всем международным стандартам: доступ к профессии и контроль за деятельностью осуществляет нейтральный орган - Минюст; существуют своя система профессиональной этики, сложившиеся организационно-правовые формы. Ничего не взяв от государства, мы 20 лет платим налоги, создали 2.000 рабочих мест.

Один из доводов в пользу объединения - отсутствие у юристов-лицензиатов доступа в суды общей юрисдикции. Да, нам хотелось бы иметь такой доступ по делам субъектов хозяйствования - это все равно что жить без одной руки. Тем более что до 2004 года мы имели возможность представлять интересы клиентов в общих судах. Однако эта проблема решается принятием соответствующего нормативно-правового акта и не требует объединения юристов-хозяйственников и адвокатуры.

- Однако в Минюсте утверждают, что реформирование проводится прежде всего в интересах граждан, обращающихся за юридической помощью...

- Мы не адвокаты, но, общаясь друг с другом, с их клиентами, зная правила регулирования их деятельности, мы осознаем целесообразность изменения адвокатуры для достижения эффективной деятельности как адвоката, так и граждан.

Это надо делать постепенно, взвешенно, с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Проблемы одних не должны решаться за счет других, зачастую некоторые адвокаты, говоря об объединении с юристами-хозяйственниками, пытаются решить проблемы оказания бесплатной юрпомощи.

При этом нет прозрачной статистики нагрузки адвокатуры по участию в этом процессе - учитываются не реальные временные затраты, а количество обращений граждан, в итоге насчитывается сотни тысяч обращений и создается впечатление, что адвокаты занимаются только бесплатными делами, что, конечно, далеко от действительности. Но государство, возложив на адвокатуру такую миссию, дала и "удочку" в руки адвокатам - монополию на оказание правовой помощи гражданам.

К тому же бизнес-структуры могут обслуживать только бизнес-структуры. Тому есть вполне конкретные причины. Например, бизнес-клиентам важно работать с управляемой корпорацией, единой командой юристов, дающих общий результат, а не с набором звезд-индивидуалов. Некоторым также важно, чтобы мы "выставляли" НДС, адвокатура же с НДС не работает.

- А в каком виде система правовой помощи существует в соседних государствах - России, Украине?

- Так же, как и у нас, наряду с адвокатурой там существуют юристы-хозяйственники. Причем, в отличие от Беларуси, ни в России, ни в Украине их деятельность ничем не регламентируется. Это нелицензируемые виды деятельности. Доступ к профессии адвоката обеспечивается соответствующим экзаменом. Именно эта доступность обеспечивает высокий уровень развития юридических услуг и юридического бизнеса, но и там есть свои проблемы - "шарлатаны от профессии".

Юридический бизнес - это серьезная отрасль, и относиться к ней надо по-государственному. Важно не разрушить отлаженный механизм юридического консалтинга, обеспечивающий, как бы пафосно это ни звучало, и налоговые поступления, и имидж государства на международной арене, так необходимый иностранным и национальным инвесторам. Многие белорусские юридические фирмы уже заработали себе имя, признаны в мировом сообществе.

Возьмем для примера Германию. Сдал экзамен на адвоката - практикуй в любой форме, единолично или в составе коммерческой структуры. Поэтому мы поддерживаем идею единых стандартов для доступа к профессии для всех практикующих юристов, в том числе адвокатов. Кстати, экзамен для соискателей юридической лицензии в 2004 году в Минюсте появился и при нашей поддержке.

- Учитывались ли предложения и замечания самих юристов при разработке подходов к реформе?

- Мы направляли в соответствующие ведомства свои предложения.

Надеемся, что наши предложения в подготовке законопроекта будут учтены: например, создать коммерческие формы адвокатских образований. При этом сам адвокат может не являться предпринимателем, как не является предпринимателем врач, работающий в частной клинике, которая является коммерческой организацией. Важно, как говорится, для адвоката соблюдать свою клятву Гиппократа - правила профессиональной этики.

Далее - фиксированные взносы на содержание адвокатуры, а не процентные отчисления. Сейчас получается: кто лучше работает - тот больше и платит.

Мы рассчитываем, что к нам прислушаются и в проблеме реформирования юридической помощи возобладает взвешенный подход. Не должно быть излишних ограничений в деятельности по оказанию правовой помощи, иначе это может породить теневой рынок в этом сегменте. Не должны пострадать работники юридических фирм.

Полагаем, что на данном этапе реформирование адвокатуры произойдет, но без немедленного присоединения лицензиатов.

Деятельность юристов-хозяйственников должна быть сохранена. Будущее сближение системы адвокатуры с юристами-лицензиатами должно проводиться эволюционно, без разрушения существующей системы оказания правовой помощи.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Создание единой адвокатуры и присоединение к ней юристов-лицензиатов на данном этапе нецелесообразно, бесперспективно и противоречит государственным интересам.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика