«Свеча горела».... 21.by

«Свеча горела»...

10.09.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Автору сценария фильма понадобился судебный поводырь

Действительность едва ли не ежедневно подбрасывает конфликтные ситуации, судебные иски, связанные со сферой интеллектуальной собственности. Одни используют произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Другие нарушают или просто-напросто игнорируют пункты уже действующего авторского договора, связанные с выполнением имущественных авторских прав.

Художественный фильм «Свеча горела…» был снят на киностудии «Свет». Его сценарий написан Алексеем Русаком в соавторстве с режиссером-постановщиком Петром Сливой. Кинокартина довольно успешно демонстрировалась не только в нашей республике. Ее видели российские, украинские зрители.

Вспомните захватывающий сюжет. Ничто не омрачало веселую студенческую жизнь Сергея, пока однажды, выгуливая собаку по кличке Мухтар, он не попал в уличную драку. Сергея посадили на 15 суток, дав ему два часа на устройство собаки. Все попытки пристроить пса — крупного ротвейлера — оказались тщетными. Неожиданно Сергей встречает красавицу Юлю, которая великодушно соглашается помочь ему в сложившейся ситуации. Сергей влюбляется в нее с первого взгляда. Но Юля больна, она нуждается в дорогостоящей операции...

Как и герой фильма, в не менее сложную ситуацию попал и автор сценария художественной киноленты — гомельчанин Алексей Русак. Но обо всем по порядку.

Если на первых порах автору сценария в соответствии с одним из пунктов договора, заключенного между ним и киностудией «Свет», выплачивалось авторское вознаграждение за коммерческое использование фильма (прокат), то в скором времени финансовый ручеек, подпитывавший семейный бюджет, иссяк. Без какого-либо предварительного уведомления выплаты авторского вознаграждения сценаристу прекратились. И, конечно же, Алексей Русак вступил в переписку с руководством киностудии «Свет». Однако это не дало положительных результатов. Тогда, изложив суть мотива обращения, автор сценария обратился с исковым заявлением в коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Беларуси.

Алексей Русак, как один из авторов кинофильма «Свеча горела…», заключил договор на написание литературного сценария с последующей передачей имущественных авторских прав киностудии. В частности, в соответствии с одним из пунктов договора киностудия «Свет» обязалась в каждом отдельном случае коммерческого использования художественной киноленты выплачивать автору сценария вознаграждение в размере семи процентов от полученного дохода с удержанием всех налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, в период действия авторского договора киностудией осуществлялась продажа копий фильма «Свеча горела…» унитарным предприятиям нашей страны. Также фильм был продан для показа в России: Краснодарской краевой ассоциации предприятий киновидеопроката «Аскин-Кубань», Свердловскому областному киновидеообъединению. При этом киностудия «Свет» нарушила взятые ранее обязательства. В частности, за реализацию фильма Свердловскому областному киновидеообъединению авторское вознаграждение Алексею Русаку не было выплачено.

В статье 291 Гражданского кодекса Беларуси записано, что односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не вытекает из законодательства или договора. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

От продаж фильма «Свеча горела…» в Россию на счет киностудии «Свет» поступило 6 миллионов 392 тысячи рублей. Коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда взыскала в пользу Алексея Русака авторское вознаграждение и сумму в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Вместо послесловия

Словом, подписывая договор, надо внимательно изучать все его пункты: какие именно права автор хотел бы получить и реализовать; на каких условиях; в течение какого времени и т.д. Естественно, право на распространение – одно из основных, без него нет смысла говорить о прочих правах. В тексте почти всех авторских договоров есть условие, по которому автор передает пользователю право «на воспроизведение и распространение, на публичный показ (прокат) и трансляцию по телевидению, в том числе кабельному».

Оттого, насколько ясны и понятны автору права и границы на распространение, указанные в договоре, во многом зависит его материальное положение. Ведь размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются именно в авторском договоре.

Конечно же, созданное автором произведение может быть использовано в самых разных формах (фильм, спектакль, публичное исполнение и т.д.), но исключительные права на любой вид использования, в любой форме и любым способом, в любом объеме и любых пределах изначально принадлежат только автору. Лишь он (или его наследники) по договору может передать права на: воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, на перевод, переработку и т.д.

Как видим, тонкостей много. Даже если вы знаете текст закона, в случае конфликта все же лучше обратиться к специалисту, ведь если мы хотим иметь, например, точный и верный перевод, то обращаемся к переводчику, а не к словарю.

(По этическим соображениям некоторые имена в статье изменены.)

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Автору сценария фильма понадобился судебный поводырь
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика