«Пыток в СИЗО КГБ никогда не было». 21.by

«Пыток в СИЗО КГБ никогда не было»

14.03.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Мнением, могут ли заключенному СИЗО КГБ сделать «ласточку», кто подходит для вербовки в осведомители и является ли заключенное с оперативным сотрудником соглашение условием выхода на свободу, с «БелГазетой» поделился экс-замначальника управления КГБ по Минску и Минской области полковник в отставке, прослуживший в органах госбезопасности 26 лет, Федор КОТОВ.

- Спустя месяц после выхода из СИЗО КГБ под подписку о невыезде Алесь Михалевич вдруг делает заявление о том, что он завербован, и о пытках, которым его подвергли в заключении. Этому заявлению стоит верить?

- Говорить можно все что угодно. В современном информационном пространстве люди не стесняются высказывать вещи не только бредовые, но и провокационные, наносящие злонамеренный ущерб объектам своих нападок. Интернет все терпит, мир движется к тому, что рот закрыть в принципе никому не возможно. Сайт WikiLeaks - наглядный пример, что тайное становится явным.


Оставим сказанное экс-кандидатом на его совести. Я уволился из КГБ в 2006г., отдал ведомству 26 лет, за годы службы даже мысли о пытках не было не только у меня - у многочисленных оппонентов. Были уголовные статьи, ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду, но даже в то время никто и помыслить не мог о пытках в КГБ, не говоря уже о публичных обвинениях в этом. Что касается периода суверенной Беларуси, я был лично знаком с начальниками «американки» и уверяю вас - это очень ответственные люди. Был свидетелем, как один из наших подопечных, обвиненный в шпионаже, после помилования президентом пожал руку начальнику СИЗО и ушел довольный, что смог сохранить и человеческое достоинство, и свое лицо. Поэтому я абсолютно убежден - пыток в СИЗО КГБ никогда не было.

- А как насчет слов Михалевича о том, что его выпустили на свободу благодаря согласию сотрудничать с КГБ?

- С тех пор как сознание наших граждан начало подвергаться массированной атаке с экранов телевизоров всевозможными сериалами и триллерами, не исключено, что впечатлительный человек, не напрягаясь, придумает и не такую версию.

Из опыта оперативной работы знаю - ни одному мало-мальски опытному оперативнику не придет в голову вести разговор на такую деликатную тему с человеком, на которого абсолютно нельзя положиться. Агенту КГБ необходимо обладать серьезными личностными качествами, потому что работа эта не для слабонервных, выполнить ее могут далеко не все. Это колоссальное напряжение - и эмоциональное, и психическое.

- Чем вообще экс-кандидат в президенты мог заинтересовать КГБ и насколько важной информацией он может обладать, чтобы его уговаривали «стучать» на соратников?

- Вопрос гипотетический, а оперативная работа - не абстрактная теория, а конкретные люди и ситуации. Готовых рецептов нет, это всегда очень предметно, штучно, индивидуально и ограничено как по кругу лиц, так и по времени. Если к кому-то сотрудник органов КГБ обращается с таким предложением, то он уполномочен на это государством. Своеволие здесь недопустимо.

- Полковник Бородач заявил, будто бы мы стали свидетелями заранее спланированного спектакля - хотя бы потому, что человека вербуют не при таких обстоятельствах. А при каких обстоятельствах вербуют?

- Слова Бородача пусть тоже останутся на его совести - не знаю, насколько он осведомлен и в какой степени занимался оперативной деятельностью, откуда у него такие познания. У тех, кто занят вербовкой, уста крепко замкнуты - эта информация строго конфиденциальна. Поэтому и я не имею права вдаваться в подробности.

- Если чисто гипотетически представить, что с обвиняемым действительно было заключено некое соглашение - не лишат ли его свободы снова?

- Отношения между органами правосудия и гражданином регулируются законом, где четко прописаны все права и обязанности. Только лишь потому, что кто-то где-то что-то сказал, лишить свободы невозможно. В то же время обвиняемый обязан хранить тайну следствия до начала рассмотрения уголовного процесса в суде, для этого он дает соответствующее обязательство, нарушение которого может иметь и такие последствия, как вторичное заключение под стражу. У государства нет других средств обеспечения объективности расследования и недопущения давления на органы правосудия.

- А какова обычно реакция людей, оказавшихся в неволе впервые?

- Вспомните состояние ребенка, когда за серьезную шалость его ставили в угол, лишая возможности смотреть телевизор, читать, играть - какая буря эмоций бушевала в детской душе! Взрослый ничем не отличается от ребенка, лишение свободы перемещения, общения с привычным кругом лиц - очень серьезный эмоциональный и психический стресс...

- …в результате которого может развиться неадекватная оценка происходящего, когда свет в камере, горящий всю ночь, воспринимается как пытка, а дверной глазок - как круглосуточное наблюдение?

- Конечно! Слабый человек с неустойчивой психикой, естественно, страдает в большей степени, чем тот, у кого хорошая подготовка. Существует определенная процедура, когда подследственные конвоируются из камер к месту допроса, есть конвоир, отдающий четкие команды. Он не сюсюкает перед каждым, а приказывает: «Стать лицом к стене! Руки за спину! Налево повернулись - пошел!» Если подследственный еле тащится, у него так же жестко потребуют увеличить скорость передвижения. Но все это нормально и нередко происходит в обычной жизни, скажем, в армии. А мы говорим не о пионерском лагере - о тюрьме.

- Пытки, которые описывает Михалевич, больше похожи на пересказы баек осужденных, которые вышли на свободу - взять, к примеру, ту же «ласточку». Сложно представить, что этот способ практикуется в «американке», которую обычно сравнивают с санаторием…

- Бывают случаи, когда какого-нибудь подгулявшего господина подберет милиция, оставит ночевать на нарах, а наутро он, помятый, в истрепанной одежде, с опухшим лицом, рассказывает супруге, как ему делали «ласточку». Чтобы не ругала, а жалела. Все это сродни рыбацким историям, когда пойманная уклейка превращается в 10-килограммового судака.

- По заявлению обвиняемого экс-кандидата, во время обыска его «ставили голым на растяжку, подсекали ноги до полного шпагата», во время чего рвались связки…

- Разрыв связок - серьезнейшая травма, после которой не то что ходить - месяцами двигаться больно. Не верю в издевательства над людьми хотя бы потому, что суды над участниками массовых беспорядков привлекли внимание в странах ближнего и дальнего зарубежья. Каким идиотом нужно быть, чтобы на ровном месте создавать проблемы, давая повод для обвинений нашей страны в пытках!

- Если перечисление пыток не имеет ничего общего с содержанием в СИЗО КГБ, откуда Михалевич мог нахвататься таких знаний?

- А хотя бы из сериалов. Смотреть же нечего по телевизору - сплошь криминальное «мыло».

СТАНДАРТЫ КГБ

- Кого принимают на работу в «американку»?

- Человек с неустойчивой психикой, склонный к агрессии, на такую работу не попадет.

- Известно ли вам о правилах содержаниях заключенных в СИЗО КГБ?

- Они стандартные, особых правил для СИЗО КГБ нет. Соблюдение нормы находится под контролем прокуратуры. Регулярно посещая заключенных, надзирающий прокурор задает вопросы о соблюдении их прав. Каждый может сообщить о нарушениях и прокурору, и адвокату. Но когда после выхода из СИЗО устраивается цирк, к освободившемуся возникают совершенно иные вопросы.

- Каким требованиям должны отвечать камеры «американки», допустимы ли в них температура в 10 градусов тепла и крашеный пол, о которых говорит Михалевич?

- В изоляторе, через который, кстати, прошли многие криминальные авторитеты прошлых лет, и сейчас постоянно содержатся подследственные. Кто-нибудь еще рассказывал вам о пытках?

- Заявление Михалевича - плод больной фантазии или планомерное очернение КГБ?

- В настоящее время предпринимаются попытки как можно больнее ударить по любой госструктуре, чтобы нанести максимальный ущерб государству и всем тем, кто голосовал за действующего президента. А это большинство населения страны. Соратников этого экс-кандидата не то что оппозицией, даже диссидентами назвать нельзя. Это, скорее, группа дешевых коллаборационистов, пытающихся реализовать политику других стран внутри Беларуси. Политики - люди с позицией, пусть и с альтернативной. У этих одно желание - сместить Лукашенко, неугодного третьим силам за нашими границами.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мнением, могут ли заключенному СИЗО КГБ сделать «ласточку», кто подходит для вербовки в осведомители и является ли заключенное с оперативным сотрудником...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика