Кредо учителя. 21.by

Кредо учителя

26.03.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ирина Бурак, burak@vayar.sml.by

Знакомьтесь: учитель английского языка высшей категории средней школы № 184 города Минска Наталья Шудейко. Работа Натальи Владимировны «Воспитание гражданско-патриотических качеств учащихся средствами предмета «иностранный язык» получила диплом І степени на 14-й Республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание. Опыт и перспективы».

Диплом педагогу вручал исполнительный директор издательства Белорусского экзархата, заместитель председателя Общественного совета по нравственности в Беларуси Владимир Грозов на торжественном собрании, посвященном подведению итогов городского конкурса научно-методической литературы и педагогического опыта. Работы победителей опубликованы в журналах «Минская школа сегодня» и «Столичное образование». А мы решили пригласить Наталью Шудейко в военное информационное агентство «Ваяр», где она рассказала и о престижном конкурсе, и о церемонии награждения, состоявшейся недавно в Минском городском институте образования, а еще — о себе и о любимой профессии.

Но прежде чем задавать вопросы нашей гостье, думается, надо познакомить читателей с темами некоторых работ, представленных на этот конкурс. Эти материалы были посвящены системному подходу к организации гражданско-патриотического воспитания в учреждении образования, совершенствованию форм и методов гражданско-патриотического воспитания и профилактике противоправного поведения учащейся молодежи, формированию национального самосознания и гражданского достоинства личности учащегося, сотрудничеству и взаимодействию учреждений образования с органами военного управления Республики Беларусь, профессиональной ориентации учащихся через гражданско-патриотическое воспитание. Всего было представлено 17 актуальных тем. Победителями стали 9 человек, среди них — наша сегодняшняя гостья Наталья Шудейко.

— Наталья Владимировна, в моих руках пособие «Тексты для чтения на военно-патриотическую тематику по английскому языку», изданное в серии «Из опыта работы» и рассчитанное на учащихся 5–11-х классов общеобразовательных учреждений, колледжей и лицеев. Представьте, пожалуйста, его подробнее.

— Прежде всего хочу подчеркнуть, что пособие адресуется не только учащимся, но и учителям английского языка. И представлены в нем публицистические, художественные, справочные тексты, направленные на военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.

Работая с публицистическими и художественными текстами для чтения, газетными материалами, фрагментами художественных произведений, учащиеся приобретают много новых сведений и эмоциональных впечатлений о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. При работе над таким материалом на первый план наряду с лингвистическими и грамматическими особенностями текста выступает информация, заключенная в нем, которая позже станет отправной точкой для воспитательной работы. Пособие может быть использовано не только на уроках английского языка. Но и на факультативных занятиях, во внеклассной работе, для самостоятельного чтения старшеклассниками.

— Особенность этого издания состоит еще и в том, что каждый текст снабжен словарем и упражнениями, построенными на принципах тестирования, их цель — освоение лексики, контроль за пониманием содержания прочитанного, развитие навыков разговорной речи.
Например, ознакомившись с текстами «От победы к победе», «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» или «Оборона Москвы», читаю словарь с переводом слов с английского языка на русский: маскировка, средство передвижения, раненый, брать во внимание, награды, призывник… Согласитесь, эта лексика перекликается с лексикой нашей газеты. И я знаю, что вы читаете «Белорусскую военную газету. Во славу Родины».

— И даже являюсь старшим лейтенантом запаса. В мои студенческие времена в Минском государственном педагогическом институте иностранных языков была военная кафедра, так что я имею некоторое представление о воинских обязанностях. К слову, мне импонировали занятия, проводимые на кафедре. Возможно, с того самого времени подсознательно уже зародилась идея создания пособий с текстами, направленными на военно-патриотическое воспитание учащихся. О Великой Отечественной мне много рассказывала моя тетя Ефросинья Яковлевна Кукраш — военврач. Так что и тема патриотизма, беззаветной любви к Родине мне близка с малых лет.

— Я знаю, что у вас есть «основательное кредо учителя»…

— Эти три слагаемых следующие. «Учитель-мастер в первую очередь должен вселить в ученика уверенность в том, что он имеет все данные для хорошей, успешной учебы». Второе — «Искренне любить то, что делаешь». Ведь научить говорить можно только говоря, слушать — слушая, а читать — читая. Следует всегда помнить: ученик изучает английский язык не для того, чтобы ответить на уроке, получить хорошую отметку и перейти в следующий класс. И третье — «Учитель не только должен учить ученика, но и научить его учиться; не только давать знания, но и развивать личность; обучая — воспитывать».

— Время, конечно, диктует свои условия. Изучая материалы о Великой Отечественной войне, учащиеся осмысливают философские понятия «война» и «мир» через призму своей индивидуальности, своих нынешних ценностных ориентаций. Благодаря вам в помощь подрастающей учащейся молодежи в школе № 184 стали проводиться тематические уроки-дискуссии и внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику.

— Да, и на этих уроках мы вместе обсуждали такие, например, темы: нужно ли говорить о войне, осознание величия подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны…

Я уделяю большое внимание реализации воспитательного потенциала своего предмета. В самом его содержании заключены богатые возможности для осуществления нравственно-патриотического воспитания. Убеждена: эффективная организация уроков английского языка способствует воспитанию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.

— Средняя школа № 184 в Минске, директором которой является грамотный, опытный руководитель Галина Людвиговна Злобич, гордится добрыми традициями. Без них невозможно было бы создать и укрепить тот творческий потенциал, каким обладают ее учителя и ученики. И на первом месте — традиция уважения к государству, к героическому прошлому нашей Родины, к ветеранам Великой Отечественной войны, людям старшего поколения — и уважения к тем, кто тебя учит. По вашему мнению, какова главная цель гражданско-патриотического воспитания в школе?

— Я считаю, что ею является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. И такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также быть готовым участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ, государства.

— В вашем педагогическом багаже уже есть две книги — изданное в соавторстве методическое пособие «Внеклассная работа по английскому языку для 7–11-х классов» и сборник упражнений по обучению правилам чтения на уроках английского языка в начальной школе. В 2005 году вам выделен грант Мингорисполкома за разработку проекта «Создание условий для воспитания гражданина-патриота на уроках английского языка и во внеурочной деятельности». В чем сегодня вы видите пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса на уроках английского языка?

— Пожалуй, ответ на ваш вопрос начну со слов о том, что именно в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы о ее интересах, готовности в любую минуту встать на ее защиту. И на разных возрастных ступенях важно воспитывать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национальным, культурным традициям, к тем людям, кто своим трудом обогатил общечеловеческую культуру.

Как педагог пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса на своих уроках я вижу в освоении современных информационных технологий, внедрении инновационных подходов в преподавании и, конечно же, в совершенствовании собственной педагогической техники. Ведь только благодаря постоянному творческому поиску каждого преподавателя, рациональному выбору форм и приемов обучения, уверена, можно достичь стабильно высоких показателей в подготовке школьников, формировании гражданско-патриотической позиции молодого поколения.

P.S. Представляем вашему вниманию упражнение из пособия «Тексты для чтения на военно-патриотическую тематику по английскому языку».

Victory Day

More than 60 years separate us from the spring of 1945, when the long and bloody war against Nazism ended in the great victory for the peace forces. Victory Day is a great event for millions of people for whom the hard and heroic times of the past war are the part of their lives. This glorious date is also celebrated by all progressive people of the world who are grateful to our country and its Armed Forces as liberators from Nazism.

The attack of Nazi Germany on the Soviet Union in June 1941 began a new phase in World War II. For the Soviet Union it was the beginning of the Great Patriotic War. Before attacking our country, Nazi Germany had geared its entire economy to war.

День Победы

Более 60 лет отделяет нас от весны 1945 года, когда продолжительная и кровавая война против нацизма закончилась великой победой тех, кто сражался во имя мира. День Победы – событие огромного значения для миллионов людей, для которых трудные и героические годы прошедшей войны являются частью собственной жизни. Эта знаменательная дата отмечается всем прогрессивным человечеством, благодарным нашей стране и ее Вооруженным Силам за освобождение от нацизма.

Нападение нацистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года стало началом новой фазы во Второй мировой войне. Для Советского Союза это нападение ознаменовало начало Великой Отечественной войны. Прежде чем напасть на нашу страну, нацистская Германия переориентировала всю свою экономику на военные нужды.

Check your understanding. Choose the right option and finish the sentences. Проверь, правильно ли ты понял текст. Выбери правильный вариант и закончи предложения.

1. Victory Day is celebrated by all progressive people of the world…

День Победы празднуется всем прогрессивным человечеством…

because this date is a holiday of peace.

потому что эта дата – праздник мира.

because Soviet Army liberated many countries from Nazism.

потому что Советская Армия освободила многие страны от нацизма.

2. The attack of Germany on the Soviet Union in June 1941…

Нападение Германии на Советский Союз в июне 1941 года…

was the beginning of World War II.

было началом Второй мировой войны.

began a new phase in World War II.

стало началом новой фазы во Второй мировой войне.

3. Before attacking our country Germany…

Прежде чем напасть на нашу страну, Германия…

had geared its economy to war.

переориентировала всю свою экономику на военные нужды.

had done a lot of foreign visits.

посетила много стран.

Answer the following questions. Ответь на вопросы.

How did the war against Nasizm end?

Чем закончилась война против нацизма?

Is Victory Day celebrated by all progressive people?

День Победы празднуется всем прогрессивным человечеством?

When did the Great Patriotic War begin?

Когда началась Великая Отечественная война?

What had Germany done before attacking the USSR?

Что предприняла Германия, прежде чем напасть на СССР?

Let’s speak. Давай поговорим.

Explain why Victory Day is celebrated by people all over the world.

Объясни, почему День Победы празднуют во всем мире.

Write to us. Напиши нам.

You know that Belarus had suffered tremendous losses during the Great Patriotic War. The members of many families took part in the liberation from the Nazis during this war. Write about your relatives, who took part in this war.

Как ты знаешь, Беларусь понесла огромные потери во время Великой Отечественной войны. В каждой семье кто-то участвовал в освобождении страны от нацистов. Напиши о своих родных, участвовавших в той войне.

Перевод с английского Анны Бойковой

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Знакомьтесь: учитель английского языка высшей категории средней школы № 184 города Минска Наталья Шудейко. Работа Натальи Владимировны «Воспитание...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика