Поток автомобилей, пересекающих нашу страну, увеличился на 21 процент. Этому способствовало создание Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Транзитные перспективы сулят солидные дивиденды. Однако на деле не все так просто. Чтобы заработать деньги, прежде предстоит как следует раскошелиться...
— 12 тысяч километров республиканских автодорог срочно нуждаются в капитальном ремонте. 5 тысяч — имеют трещины и дефекты. 4 тысячи — не отвечают нормативным требованиям по качеству. 6 тысяч километров узкие и с низкой несущей способностью, — эти «говорящие» цифры на заседании коллегии докладывал не министр транспорта и коммуникаций, а Виталий Дерех, начальник управления Комитета госконтроля, куда транспортников на днях вызвали на ковер. И министру пришлось краснеть за своих подчиненных. Дороги, которые они строят, приходится без конца латать и восстанавливать.
А ведь, как известно, ремонтируются и строятся автотрассы у нас за счет бюджета, то есть на средства налогоплательщиков. В 2009 году в дороги было инвестировано 1,9 триллиона рублей, в прошлом — 1,2 триллиона. В общем–то немало. Если подойти к делу с должным рвением и усердием.
Как обстоят дела в действительности? Сотрудники Комитета госконтроля решили проверить, выбрав 22 из 300 организаций дорожного хозяйства. Обнаружили целый букет негатива: нарушение технологии, приписки, завышение расценок, разбазаривание средств на 6 миллиардов рублей.
Короли бензоколонок
Грузовики, экскаваторы, бульдозеры, асфальтоукладчики. Без мощной техники не построишь и метра дорожного полотна. Где техника, там топливо. А где нет учета топлива, там и появляются приписки.
В ДРСУ–169 (Марьина Горка) дописались до уголовного дела. Теперь следователи ищут ответ на вопрос, куда водители дели 8 тысяч литров топлива, отчитавшись о мифических рейсах протяженностью более 25 тысяч километров?
Впрочем, схема старая. Если, допустим, проехать 20 километров, а в накладной записать 40 и на автозаправке часть неизрасходованного топлива слить не в бак грузовика, а в канистру, то можно получить хорошую прибавку к официальной зарплате. Удивляет другое: почему такое до сих пор возможно в небедной организации и в век развития спутниковой навигации и информационных технологий? Увы, в ДРСУ–169 о необходимости учета и контроля вспомнили только сейчас...
Экономисты
Фигурантом второго уголовного дела стало ДРСУ–163 (Узда), водитель которого пойман с поличным. Вывез в карьер и закопал более 7 тонн битума (главный связующий и очень дорогой материал для изготовления дорожного полотна) стоимостью 8 миллионов рублей. Зачем, спрашивается, понадобилось его утилизировать? Чтобы скрыть излишки, уверены проверяющие. Кроме захороненных в карьере, в ДРСУ–163 на момент проверки государственные контролеры обнаружили еще 20 тонн неучтенного битума.
Опять–таки далеко не новая теневая комбинация. Битум элементарно можно сэкономить, если укладывать асфальт не по технологии, а с некоторым «творческим» отступлением. И образовавшиеся излишки якобы купить у традиционного поставщика. Что, собственно, и происходило в ДРСУ–192 и 210 «Минскоблдорстроя». По данным Комитета госконтроля, за сэкономленный битум эти организации заплатили коммерсантам 90 миллионов рублей. Минус качество построенных дорог. Протестировав свежеуложенное асфальтобетонное покрытие, контролеры констатировали грубейшие нарушения технологии. Служить такие дороги будут недолго.
Писатели
Подозревал ли кто–либо, что в речке Сож у нас скрываются миллионы? А строители Бобруйского ДРСУ–56 нашли 18 миллионов рублей. Причем ничего делать для моментального обогащения не пришлось. Возводили мост и записали в свой актив работы, которые не выполняли. Гомельскому мостостроительному управлению № 4 река преподнесла бонус побольше: на реконструкции моста дорожники не смогли подтвердить выполненные работы на 74 миллиона рублей. 28 миллионов рублей приписок обнаружили контролеры после завершения ремонта путепроводов на дорогах Минск — Дзержинск и Минск — Гомель.
Третий лишний
Кроме битума, для обустройства дороги необходим щебень. Дорожно–ремонтно–строительным организациям его поставляют два предприятия — «Доломит» и «Гранит». То есть с точки зрения логистики должны были бы отгружать, что называется, из рук в руки. Но чем бы тогда занимались 14 сотрудников созданной при департаменте «Белавтодор» специальной снабженческой организации «Белдорресурс»? Всего 3 процента за услуги по распределению щебня на стройки. Вроде малость. А в итоге...
— Гродненский дорожно–строительный трест № 6 в 2010 — 2011 годах оплатил посреднику сверх стоимости щебня 350 миллионов рублей, — констатировал Виталий Дерех. — За что — непонятно. Какие–либо работы по отгрузке товара не осуществлялись, покупатель получил его напрямую от производителя.
Анатолий Лытин, директор департамента «Белавтодор», объяснил, почему необходим посредник: щебень нынче в дефиците, всем не хватает, потому нужно чередовать и «просеивать» запросы. У Председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона возник резонный вопрос: почему же тогда «Белавтодор» сдал в аренду свой завод и месторождение щебня в Украине, в Томаш–городе, и вместо того чтобы самостоятельно разрабатывать и использовать дополнительный ресурс, теперь покупает щебень у арендатора за валюту? «Наша недоработка», — ответил директор департамента.
Есть и еще одна глобальная недоработка, которая наряду с халатностью и недобросовестностью строителей делает для нас европейское качество дорожного покрытия недосягаемой мечтой. Битум, который поставляют отечественные нефтеперерабатывающие заводы, не выдерживает температуру ниже минус 15 — 16 градусов. А ведь, к примеру, на Витебщине и минус 30 — не редкость. Но изменить прочностные характеристики важнейшего дорожного материала ни департаменту «Белавтодор», ни министерству никак не удается.
Вместо послесловия
Поток транзитных грузов по мере развития Единого экономического пространства будет расти и дальше. С одной стороны, хорошо. В стране остается больше валюты. Но выдержат ли дополнительную нагрузку наши дороги, которые строятся спустя рукава?
— В дорожном строительстве отсутствует финансовая, технологическая дисциплина. В Минской области в отрасли занято более 20 тысяч человек, протяженность дорог — 16 тысяч километров. Где работают все эти люди? Проезжая, я их не вижу, — возмутился вице–премьер Анатолий Калинин. — Расхлябанность! Разгильдяйство! Так работать дальше нельзя...
Кстати, Комитет госконтроля не впервые пристально присматривается к дорожникам. По итогам минувшей проверки выговоры, замечания и штрафы уже получили более 400 должностных лиц и специалистов. Теперь, очевидно, пойдет речь и о соответствии некоторых руководителей занимаемым должностям. Отрасль сложная, навести в ней порядок непросто. Но необходимо.
Поток автомобилей, пересекающих нашу страну, увеличился на 21 процент. Этому способствовало создание Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Транзитные...