Ликвидация. 21.by

Ликвидация

27.08.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Завершившаяся в мае 1945 года война против нацистской Германии позволила населению Советского Союза перевести дух, пересчитать еще не оплаканные потери своих родных и близких, начать восстанавливать разрушенное хозяйство. Однако освобожденная от немецких оккупантов Беларусь буквально с первых мирных дней стала ареной новых боевых действий — националистические прозападные круги, мечтавшие о реванше, совершили очередную агрессию. Проще говоря, развязанный нацистами в июне 1941 года военный бандитизм стал перемещаться в леса и на глухие хутора западных областей Беларуси. Основная миссия по уничтожению бандформирований и антибелорусского подполья была возложена на чекистов и людей в милицейских погонах, прикрывавших тылы Красной армии. Оперативные сводки Министерства внутренних дел БССР об операциях по ликвидации «лесных братьев» были не менее тревожными, нежели с фронтов. Вот что рассказывает об этих событиях известный военный историк профессор академии МВД Беларуси Анатолий ШАРКОВ (на снимке).

— Анатолий Васильевич, Беларусь освободили от оккупантов ценой огромных потерь. По какой причине в белорусских лесах стали собираться бандформирования, угрожавшие жизни на нашей истерзанной земле?

— Красная армия с большими потерями продвигалась в нацистское логово, но за линией фронта оказались остатки недобитых формирований вермахта, скрывавшихся в лесных массивах или тайно перемещавшихся на запад в надежде вырваться из окружения. Это обстоятельство стало хорошей почвой для активизации враждебных элементов, не успевших бежать вместе с оккупантами или оставшихся на освобожденной территории по заданию немецких разведывательных и контрразведывательных органов.

В западных областях республики под руководством польского эмигрантского правительства в Лондоне была создана разветвленная сеть повстанческой организации Армии Крайовой, объединявшей свыше 14 000 участников прежних польских националистических формирований. В Брестской, Пинской, Полесской областях действовали организации украинских националистов ОУН и боевые группы Украинской повстанческой армии (УПА). Группами по 100—150 человек они совершали бандитские набеги с территории Ровенской и Волынской областей. На освобожденной территории оставались свыше 250 резидентов контрразведывательных органов абвера, СД (службы безопасности), ГФП (тайной полиции), «Зондерштаба-Р» (особого штаба) и других. В период немецкой оккупации украинские националисты создали террористические формирования в Брестском, Пинском, Кобринском, Малоритском, Дрогичинском районах. Только за вторую половину 1944 года в западных областях БССР было совершено 222 террористических акта, 11 диверсий, 65 нападений на гос-учреждения и предприятия, 573 других активных бандитских проявления.

— Как была организована ликвидация бандитского подполья в западных областях Беларуси, как известно, хорошо вооруженного не только за счет оружия, брошенного во время боев?

— Чтобы эффективно бороться с организованным антисоветским подпольем, в конце июля 1944 года был усилен оперативный состав органов МВД западных областей, в том числе и за счет более 300 человек, прибывших с востока страны. Были организованы чекистско-войсковые группы из партийных и советских активистов, а также истребительные батальоны и группы содействия милиции, которые направлялись туда, где скрывались бандформирования, остатки оказавшихся в тылу разбитых немецких войск. Во втором полугодии 1944 года в белорусских лесах было выявлено более 32 тысяч немецких солдат и офицеров, оставшихся в тылу, около 3 тысяч из которых не сложили оружие и были убиты. Ликвидированные банд-группы исчислялись сотнями, почти три тысячи их участников, а также 642 бандита-одиночки были уничтожены. Интересная статистика: в ходе ликвидации бандподполья на территории Беларуси было выявлено 13 тысяч 228 бойцов, дезертировавших из Красной армии, 46 тысяч 818 уклонистов от призыва на службу, более 22 тысяч из числа которых были впоследствии легализованы. Были арестованы агенты немецкой разведки, счет выявленным изменникам Родины, служившим в полиции и немецких учреждениях, измывавшимся над своими соотечественниками в период оккупации, шел на сотни.

В Брестской, Полесской и Пинской областях было ликвидировано более десятка банд УПА, убито 385 и захвачено в плен 150 бандитов. Наиболее активной антисоветской организацией «ЮГ» руководил агент абвера Рагнер. Эта хорошо вооруженная банда активно боролась с партизанскими отрядами на оккупированной территории Барановичской и Гродненской областей. После освобождения Западной Белоруссии от гитлеровских захватчиков банда Рагнера, около 800 человек, вошла в состав Армии Крайовой и включилась в террористическую борьбу против советской власти. Однако в результате хорошо продуманной операции 3 декабря 1944 года Рагнер был убит, а деморализованная банда полностью разгромлена.

— Ведь не всегда милиция и чекисты шли в лобовую атаку в борьбе с послевоенным бандитизмом. Много ли бы-ло случаев внед-рения в бандформирования милицейских работников и чекистов?

— В конце декабря 1944 года для окончательного разгрома соединения «ЮГ» на территорию Барановичской области была заброшена спецгруппа МВД—МГБ СССР, 120 человек, состоящая из оперработников, офицеров и красноармейцев внутренних войск МВД БССР. Согласно легенде они выдавали себя за одну из бандгрупп, при соответствующей экипировке вышли в лесной массив Липичанская пуща. По оперативной информации, здесь базировались две крупные банды, около 200 человек, состоявшие из предателей-полицейских, дезертиров и уклонявшихся от службы в Красной армии жителей Козловщинского района. Самое парадоксальное, что к лесным бандам, возглавляемым закоренелыми антисоветчиками Антоном Василевским и Иваном Герусом, примкнули 15 гитлеровцев, уцелевших в ходе боев с советскими войсками. На почве ненависти к белорусскому народу националисты и фашисты быстро нашли общий язык — уничтожали партийных и советских работников, срывали сельхозработы, вместе с другими организациями польского подполья планировали поднять краевое вооруженное восстание. Вскоре состоялась встреча с реальными бандитами. Однако спецгруппа чекистов и милиции особого доверия у главарей бандформирований не вызывала. Было принято решение инсценировать нападение на обоз одной из воинских частей, в ходе которого будут захвачены трофеи и красноармейцы-ездовые. Последние, естественно, будут участниками спецгруппы.

В начале января 1945 года две группы до 10 человек каждая инсценировали нападение на 267-й гарнизон внутренних войск МВД БССР, расположенный в деревне Лоски Козловщинского района. Во время нападения с обеих сторон происходила перестрелка из пулеметов и винтовок. Для подтверждения реальности боя на другой день утром начальник гарнизона отправил в Слоним несколько подвод с перевязанными бойцами, якобы раненными во время нападения банды.

Вскоре спецгруппа инсценировала ограбление местных жителей, отобранные у них продукты были переправлены в Липичанскую пущу в лагерь спецгруппы Шихова. Удачные инсценировки «бандитских налетов» убедили главарей в том, что наша спецгруппа — достойная уважения банда, с которой есть резон считаться. Поэтому через своего связного Константина Горотко главари Василевский и Герус пошли на сближение с новоявленными бандитами. С 22 января по 4 февраля 1945 года руководитель нашей спецгруппы встречался с главарями банд Василевским и Герусом. Василевский рассказал, что 20 января 1945 года его банда обстреляла группу активистов в деревне Подвеликая Козловщинского района, расстреляла работника Козловщинского райкома партии Константина Борисика и председателя райпотребсоюза Раковского. Жертвы в назидание местным жителям были брошены в лесу. В разговоре бандит предложил чекистам совершить налет на местечко Козловщина с целью захвата секретарей райкома партии, председателя райисполкома и начальников райотделов МВД и МГБ. Авантюра была, прямо скажем, наглой и рискованной, поэтому было принято решение устранить сначала главарей Василевского и Геруса вместе с их ближайшими помощниками Ковальчуком и Радомским, всего 9 человек. 7 февраля они были аккуратно взяты чекистами на конспиративной квартире, а 8 февраля окружены и бандитские лагеря. Отсутствие «головы» банды внесло дезорганизацию и панику среди ее участников, в результате операции они были полностью ликвидированы. Следствие по делу этих банд установило, что с ними поддерживали связь до 200 человек, уклонявшихся от службы в Красной армии, большинство из которых были обычными крестьянами, затаившими, скорее всего, «земельную» обиду на советскую власть.

27 марта 1945 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда БССР вынесла решение: организаторы банд Василевский, Герус, Ковальчук и Полуносик осуждены к смертной казни через повешение, а остальные участники банд — к различным срокам тюремного заключения.

В апреле—мае 1945 года на территории Лидского района Гродненской области участились убийства партийных активистов и военнослужащих Красной армии. Благодаря агентурным данным было установлено, что все беззакония вершит банда, именующая себя «Карательный отряд», которым руководит Адам Лошакевич по кличке Искра. Вновь была создана спецгруппа, которая под видом банды возле деревни Дайнова уничтожила главаря и его прислужников, захватив при этом представляющие оперативную ценность документы.

В июне 1945 года для ликвидации банд, действующих на территории Новогрудского и Ляховичского районов, была выброшена опергруппа лейтенанта Горшкова под кодовым названием «Туристы» в составе 16 бойцов и оперативного состава МВД, владевших польским языком. Спецгруппа представлялась формированием Армии Крайовой, пришедшим с территории Лидского района в поисках своих соратников. 21 июня 1945 года в 5 километрах от деревни Станковичи Новогрудского района «Туристы» остановились на ночлег. Только забрезжил рассвет, как часовой заметил приближение трех незнакомцев, которые оказались представителями одной из банд, не позволявших властям восстанавливать мирную жизнь. Неизвестных пригласили в лагерь нашей спецгруппы, где угостили водкой. В беседе выяснилось, что один из них — главарь банды по фамилии Пикта. После угощения водкой Пикта и еще один бандит по фамилии Смоляк были обезоружены, а их подельщик Антон Кочмарик, оказавший сопротивление, убит. По горячим следам спецгруппа скрытно подошла к лагерю и уничтожила оставшихся участников банды Пикты.

Следует заметить, что подавляющее большинство главарей бандформирований на территории Западной Белоруссии не были стихийными борцами с властью, а завербованы по линии иностранных разведок и влиятельных военно-политических группировок, в частности националистических Армии Крайовой и УПА.

— К началу 50-х годов прошлого века с «лесными братьями», терроризировавшими население Западной Белоруссии, было покончено. На каких же вопросах была сконцентрирована работа сотрудников госбезопасности и Министерства внутренних дел?

— В январе 1948 года в Москве было проведено оперативное совещание пограничных и внутренних округов войск МВД СССР с участием руководителей контрразведок МВД Украины и Белоруссии. На нем были подведены итоги работы, а также определены задачи ведения контрразведывательной работы против англо-американской разведки. Англоамериканцы целиком подчинили себе гласный и негласный аппарат, а также агентуру западных зон оккупации Германии, Японии и других стран, находившихся под их влиянием. Основными каналами проникновения в Советский Союз агентов иностранных разведок стали националистические организации, действовавшие на территории западных областей Украины и Беларуси, с зарубежными центрами в Великобритании и США.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как ликвидировали после войны «лесных братьев»
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика