Братья по баксу. 21.by

Братья по баксу

05.09.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Говорят, нынешний валютный кризис - повторение 1990-х гг., когда тоже была множественность курсов. Как бы не так! В те годы, если тебе нужна была валюта, ты шел к обменному пункту и обращался там к мужчинам в кожаных куртках, которые продавали ее тебе по удобному для них курсу. Сейчас класс валютчиков явно обмельчал. И единственный физически возможный способ продать доллары - это отнести их в ближайший обменник и сдать по Br5 тыс. Способ вроде бы единственный, но почти никто к нему не прибегает.

1990-х гг. не было сайта «Прокопович». Отсюда - первое отличие, появившееся в стратегиях решения проблем за последние 15 лет. Мы стали более мобильными. Когда нам нужно совершить невозможное, мы лезем в «Яндекс». Это уже почти рефлекс. Будь то поиск крышечек для закатки, будь то поиск туши вразруб, мы не идем к мужчинам в кожанках, как в 1990-х гг. Мы лезем в Интернет - и он нам доставляет.

В 1990-х гг. не было ощущения, что возле каждого обменника нас ждет засада. Собственно, валютчиком мог стать любой желающий - разумеется, до тех пор, пока на него не наедут бандиты, крышующие данную конкретную точку. Теперь, в 2011г., валютчиков не вычистили, их именно - не появилось. Задержаний с конфискацией за незаконные валютообменные операции - мизер. Все потому, что люди верят в абсолютное всемогущество государства в его репрессивной функции. В его способность задержать тебя за одну мысль об административном правонарушении.

И вот в условиях, когда естественно было бы запастись баксовой и белорусской наличностью и пристроиться у окошечка с табличкой «Доллары, евро, российские рубли», договорившись предварительно с кассиршей и охранником, у обменников начали выстраиваться люди совсем с другими табличками. Люди с номерками. Они записывались в живые очереди на покупку валюты, случайно заплывшей в обменник. Эта дисциплинированность, рожденная верой в тотальность контроля, видеонаблюдения, телефонной прослушки, - что-то принципиально новое и очень характерное для нынешней реальности.

Сама схема, при которой люди, договорившиеся о сделке на сайте prokopovi.ch , шли оформлять ее в ближайший пункт обмена валют - производная этой дисциплинированности. Производная, рожденная в т.ч. взаимным недоверием, пониманием, что при любой другой схеме ты можешь натолкнуться на переодетого борца с экономической преступностью, который изымет у тебя все деньги и вкатит штраф.

Еще одна примета времени - новое телефонное право. Раньше телефонным правом называли ситуацию, когда должностное лицо по телефону получало от вышестоящего инструкции о том, как ему себя вести в ситуации, не требующей разъяснений. Новым телефонным правом белорусов стала ситуация, в которой всякий - ну почти всякий - знает, кому нужно позвонить, чтобы срочно достать или скинуть валюту. Все вдруг вспомнили, что у них есть друзья, которые работают на рынках, в мелкой торговле, на оптовых закупках,- друзья, которым очень остро нужны свободно конвертируемые дензнаки. Эти друзья всегда готовы приобрести эти самые дензнаки по курсу минимум на 30% отличному от официального.

И вот мы звоним и задаем сакраментальное: «Возьмешь?» или: «Есть что?» И они берут. И государство, заметьте, ни при чем. Если лет 15 назад, столкнувшись с проблемой, мы еще пытались протестовать, поднимать гам, обращаться к принимающим решения, теперь мы разбились по малым группам и тратим все свои силы на то, чтобы тупо решать проблему. Ясно, что все мы скопом - вся страна - очень сильно обнищали за последнее время. Но это мыслится нами как неизбежное зло. А когда нужно срочно скинуть двадцатку евро, чтобы положить денег на телефон, мы не думаем о том, почему мы не можем ее обменять по приемлемому курсу в обменнике, мы прозваниваемся по знакомым в поисках купца.

В этом новом телефонном праве - матрица всех будущих наших действий и подсказка о том, будет ли бунт. Бунта не будет. Потому что когда мясо кончится и придется вдруг есть лебеду и крапиву, мы будем заняты поиском человека, который продает их недорого.

Еще один урок из лета, проведенного в условиях дефицита валюты, - белорусы перестают тотально верить государству. Реакцией на каждое действие, отставку или назначение, обещание или посул, звучавшие из телевизора, становился неуклонный рост доллара на черном рынке. Вы слышали шутку о том, что в марте курс был Br3 тыс. за $1, в мае - Br5 тыс., в июле - Br6 тыс., в августе - Br8 тыс.? И что несложно догадаться, каким он будет в декабре? Если раньше телевизор действовал успокаивающе, с его помощью можно было заставить людей не забирать из банков вклады или, наоборот, срочно их снимать, если это выгодно стране, то теперь все наоборот. Теперь у нас другой главный телевизор - сайт «Прокопович», демонстрирующий, что на самом деле массовое бессознательное думает о перспективах рубля.

И последнее. Отсутствие валюты в обменниках, невозможность сдать ее по устраивающему курсу привели к появлению в обществе новых, пугающих качеств. Лет пять назад белорусы были спокойными, уравновешенными увальнями, тяжелыми на подъем, не падкими на перспективы приработка, не сильно гонящимися за деньгами. Теперь, когда рост цен на все, а главное - на продукты питания ставит в зависимость от проворства уже даже не комфорт, а выживание, мы трансформируемся в нацию проныр, делков, ищущих, где бы «подняться». Снова зазвучало забытое с 1990-х гг. словечко - «крутиться». Тот, кто не «крутится», считается дураком. Люди массово уезжают в Москву, чтобы выплачивать набранные в стабильные годы кредиты. В регионах люди гоняют туда-сюда на собственных машинах между Смоленском, Псковом и белорусскими мясными рядами. Слово «спекулянт» больше не звучит пренебрежительно. Звучать пренебрежительно начинают те бюджетные должности, на которых еще совсем недавно люди чувствовали себя большими, важными и социально защищенными. А «крутящиеся» рулят. И ведь еще совсем недавно дураком, суетливым остолопом считался как раз тот, кто излишне «крутится», кто ищет, где бы подешевле купить.

Стали привычными разговоры в офисе типа: «Мясо там-то по столько-то, куры - по столько-то, а ножек и крылышек – нет. А вчера в гипере мужик купил 30 кг сала, так, может, это выход - наморозить на зиму?» И это - там, где совсем недавно обсуждали преимущества 5-летней БМВ перед собранным в России нулевым «Фордом Фокус». Искренне интересно узнать, что со всеми нами будет к декабрю, 12-му месяцу года.
 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Говорят, нынешний валютный кризис - повторение 1990-х гг., когда тоже была множественность курсов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика