Вчера стали известны адреса самых достойных дошкольных учреждений — обладателей главной награды: хрустальной статуэтки «Пралеска». Первый весенний цветок избрали эмблемой не случайно. Нет для садовника сезона более важного, чем весна. Нет и у воспитателей периода более ответственного перед молодым поколением, чем время ранней весны их жизни — нежного детства. Поздравляем победителей: Чистенский детский ясли-сад № 2 Молодечненского района и дошкольный центр развития ребенка № 1 Могилева.
За звание лучших в финале соревновались 14 дошкольных учреждений, оставив позади 200 участников! В умении убаюкивать ребятишек или разучивать с ними стихи они все на высоте. Жюри оценивало не только мастерство воспитателей и сплоченность коллектива, но и мнение родителей, и меню, и разнообразие игрушек, и даже заболеваемость детей и случаи травматизма за последние три года! Когда мы спросили у заведующей детским садом № 8 Пинска Жанны Ремжи, легко ли конкурировать на равных с «современно укомплектованными» столичными садиками, Жанна Ивановна нисколько не смутилась: «Зато у нас кадры какие!» Этому саду есть чем похвастаться. Чего стоит один лишь воспитатель Игорь Жилевич, который разбивает все стереотипы о том, что воспитание детей — женский удел. Накануне подведения итогов мы побывали в гостях у самого заслуженного «усатого няня» Брестчины.
«Работаю садовником»
— Владимирыч, меня Полина бьет!
— Девочки, сдачи давать не надо! Ваня, ты мужчина? Тогда прости ее и не пытайся ущипнуть сильнее.
— Владимирыч, он поломал мой гараж!
— Сейчас мы тебе еще лучше построим.
27–летний Игорь Владимирович с детьми возится уже 6–й год. Первое время коллеги все гадали: когда же терпение закончится? Такую работу не каждая женщина выдержит. К тому же размер зарплаты — «не мужской». Но Игорь Жилевич не пошел на попятную, даже когда ему доверили ясельную группу — детишек 2 — 2,5 года.
— Когда у меня спрашивают, где работаю, отвечаю: «Садовником, цветы выращиваю». Потом плавно перевожу на то, что дети — цветы жизни, и реакция всегда положительная: «Ого! Классно! Ну, ты счастливый человек!»
Устроившись на работу в детский сад, Игорь будто в свое детство вернулся. Коллегой оказалась воспитательница, которая растила его с трех лет. И даже заведующая когда–то руководила «его» садиком. Первые недели ему казалось, что воспитатель — это такой массовик–затейник, который должен сделать все, чтобы детям было нескучно. И он с ними лазил, бегал, придумывал всевозможные игры. Только когда отслужил в армии, понял, какая это ответственная должность. Правда, возвращаться в детский сад не планировал.
— Но бывшая заведующая Ольга Андреевна, спасибо ей, подкупила тем, что предложила мне группу, которую надо вести до самого выпуска. Это была моя мечта! В прошлом году выпустил своих первых воспитанников. Вот тогда пришло осознание, что на самом деле мужчина должен присутствовать в воспитании детей и в дошкольном возрасте. Я выхожу из сада выжатый как лимон, но с чувством исполненного долга... Я могу найти дополнительный заработок, но... — задумывается на секунду Игорь, — только если он не будет мешать основной работе!
В детском саду давно поняли: с выбором они точно не прогадали. Ему не в тягость ежедневно успокаивать капризничающих малышей (а у него их — 24), вытирать носы, завязывать шнурки и играть в разбойников или дочки–папочки. За эти годы Владимирыч выучил тысячи стихов, песенок и скороговорок. Даже искусством оригами овладел.
Свои козыри в профессии
Он — как живая карусель: дети постоянно виснут у него на руках, лезут на спину. Игорь рисует им дорожные карты и возводит целые города. А когда берет в руки гитару, малышня его не отпускает, пока не споет весь свой детсадовский репертуар, от «Пусть бегут неуклюже» до песни Мамонтенка. В этой профессии у него много своих козырей. Кто еще подбросит до потолка или доверит тяжелый молоток?
— Видите на окне защитную сетку от комаров? Сами мальчишки мастерили. Всеми инструментами, которые есть у меня в наборе, они могут пользоваться. Шуруповертом при мне стульчики чинят. И скворечники делаем, и игрушки ремонтируем.
Дети слушаются его лучше, нежели многих воспитательниц. А еще он придумал для мальчиков клуб «Юный джентльмен», в который все, в том числе и сам Игорь Владимирович, должны приходить в костюмах и при галстуках — вести этические беседы, обсуждать маленькие философские рассказы.
Трехлетние малыши на полном серьезе складывают вместе свои правые ладошки и произносят девиз — про то, что «джентльмены не перевелись...»
— Джентльмены должны быть какими? — спрашивает Игорь Владимирович.
— Красивыми! — хором отвечают мальчишки и уже по очереди добавляют: — Опрятными, вежливыми, с носовым платком, в начищенных ботинках...
— Еще две ложки и все. Не крутись, — подошло время обеда, и Игорь уже в две руки докармливает малышей.
— А если не хотят есть? — продолжаю выпытывать у него профессиональные секреты.
— Не хотят? Что ж, тогда обед отменяется, — не задумываясь, отвечает Жилевич. — Сегодня летим в космос, берите свои космические ложки... Или играем в магазин: кто купит у меня за три бумажки тарелку вкуснейшей каши? Весь секрет в том, что никто их насильно не заставляет.
Игорь никогда не искал особого подхода к детям. Для него они — те же взрослые, разве что более открытые и непосредственные.
— Я с ними стараюсь разговаривать, как с коллегами, только на их языке. И признаюсь, теперь даже лучше понимаю моих ровесников.
Что самое сложное в работе воспитателя? Нет, не уложить, накормить, успокоить. Самое сложное, говорит Игорь, это ждать:
— Каждый день объясняешь одно и то же: нужно защищать девочек, помогать родителям, уважать старших. Но это не проявится завтра и даже через неделю. Все, что пытаешься вложить в них, останется и в один момент выйдет на уровне интуиции. Но ведь всегда хочется видеть итог работы сразу!
Впрочем, результат, который он увидел моментально, был несколько неожиданным: дети просто отказывались уходить домой. И это превратилось в проблему. Родители спешат, а ребенок капризничает, обижается: «Чего ты так рано за мной пришла? Сходи в магазин. Я еще останусь поиграть».
— За эту их первую неконтролируемую эмоцию нередко становилось неловко. Хотя родители — тоже наши активные компаньоны. Мы и в гости друг к другу ходим, и в резиденцию к Деду Морозу, и в Кобрин в аквапарк с детьми ездили, и на пляж, и на природу с конкурсами–играми...
Считается, что женщина может одновременно выполнять кучу дел, совмещая и работу, и дом, и хобби, а вот мужчина концентрируется на чем–то одном. И если это дело ему по душе, то вкладывает в него все свои силы. Не случайно самые знаменитые педагоги были мужчинами — Макаренко, Корчак, Сухомлинский... На их лавры Игорь Жилевич, конечно, не претендует. Но быть лучшим для своих воспитанников и их родителей — это тоже признание.
Компетентно
Заместитель министра образования Казимир Фарино:
— В Беларуси детские сады посещают 94 процента детей от 3 до 6 лет (для сравнения: в Украине — 71 процент, в России — 70), а подготовкой к школе охвачены 100 процентов ребят дошкольного возраста! Значит, родители ценят систему дошкольного образования, доверяя педагогам самое ценное — своих детей. И не только благодаря финансовой доступности. Немаловажен и образовательный процесс, который начинается уже с 3–летнего возраста и позволяет качественно, в игровой форме подготовить ребенка к школе.
Цифры «СБ»
На финансирование дошкольного образования у нас выделяется около 1,5 трлн. рублей — примерно 1 процент ВВП. В России этот показатель — 0,7 процента, в Украине — 0,6, в Канаде — 0,2, Норвегии — 0,8, Франции и Швеции — 1 процент.
Вчера стали известны адреса самых достойных дошкольных учреждений — обладателей главной награды: хрустальной статуэтки «Пралеска». Первый весенний цветок...