На ассортимент товаров в магазинах нынче особо не пожалуешься. Выбор — на любой вкус и кошелек. Но вот что бросается в глаза: на рекламных растяжках торговых точек — призыв «Купляйце беларускае», а на торговых полках — сплошь завезенный ширпотреб. По некоторым прилавкам впору географию изучать. Никто не спорит, без импорта — к примеру, кофе, чая, цитрусовых — не обойтись. Но почему мы должны покупать турецкие цветные карандаши, бельгийские лопаты, молдавский пластилин, польскую пластиковую посуду или, например, китайские ножницы? И, по сути, отдавать деньги зарубежным производителям?
Кто кого греет
В Октябрьском универмаге Могилева на прилавке тепловентиляторы исключительно из Поднебесной. Стоимость — от 188 тысяч рублей. «Белорусских давно не привозили. Почему — не знаю, — пожимает плечами продавец. — Хотя в стране их выпускают. У самой дома — нашего производства».
Белорусский тепловентилятор не нашла я и в Центральном универмаге областного центра. Зато обнаружила напольный масляный радиатор украинского производства. В хозяйственном отделе вообще, куда ни ступи, натыкаешься на импорт: из Украины прибыли баки для белья, из Польши — терки для овощей и пластиковая посуда. Примитивные пластмассовые прищепки — из Китая. А ведь в Могилеве их выпускает предприятие «Тифлос» Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Почему бы не взять у них товар на реализацию, не дать людям с ограниченными возможностями заработать? Они и универсальные складные лопаты делают. Лопаты еще производит могилевский завод «Строммашина». Но во многих магазинах садовый инструмент — российский.
В торговом центре «Транзит», на окраине города, на трассе Могилев — Минск, от обилия товаров глаза разбегаются. Все так ярко, красочно. Присматриваюсь к этикеткам. А на них сплошь и рядом приписки, сделанные обычной шариковой ручкой: «импорт». Импортными оказались плечики для одежды — пластиковые и деревянные, электрочайники, миксеры, мясорубки, корзины для белья, щетки, мочалки. Если их везут из России и Китая, то посуду — даже из Сербии, Индонезии и Нидерландов! Стоит она недешево. Набор австрийских кастрюль, к примеру, почти 750 тысяч рублей. В торговом центре заграничным ширпотребом заняты целые полки. В отделе, торгующем стройматериалами, лаки, краски, даже кисточки — тоже заграничные. На стене лозунг «Купляйце беларускае», а прямо к нему прислонилась стремянка, сделанная в Китае. Даже неловко как–то...
Дело вкуса
Почему так происходит? Зачем нам завозить откуда–то мясорубки и лопаты, если мы делаем их сами? Продавцы объясняют: «Все просто: импортный товар дешевле, пользуется большим спросом. А наш часто надолго «зависает». Поинтересовалась у покупателей, какие у них претензии к местным производителям. Оказалось, бытовая техника не устраивает по дизайну, одежда и обувь — по качеству. Дескать, и расцветка не та, и фасон. Если же качество и дизайн в порядке, товары нашего производства покупатели зачастую действительно обходят из–за дороговизны — импортный аналог дешевле. Взять, к примеру, ножницы. Парикмахерские китайского производства я отыскала за 14 тысяч рублей, белорусские стоили от 20 тысяч.
Знак качества
В 2011–м на Гродненщине были замечены удивительные ножницы могилевского предприятия «Красный металлист». На этикетке значилось: «Крамет». Могилев», а чуть ниже — Made in China. Коммерческий директор этого предприятия Игорь Власов в курсе событий:
— С одной стороны, лестно, что наш товар подделывают. Это говорит о востребованности. Свою продукцию мы представляем в восьми странах мира. С другой стороны, подделка была много хуже оригинала, оттого и дешевле вдвое. А это — подрыв имиджа. Пришлось обратиться в Комитет госконтроля, управление финансовых расследований. В итоге контрафактный товар изъяли из продажи. Засветился он лишь у частных предпринимателей, с которыми мы не сотрудничаем из принципиальных соображений. Был негативный опыт. Они то не рассчитывались вовремя, то требования завышенные предъявляли. Но в государственных торговых точках — магазинах «Белхозторга», например, — наши ножницы есть.
Работников могилевского предприятия не смущает, что рядом с их ножницами соседствуют российские и китайские. Они — за здоровую конкуренцию. К тому же уверены: наши люди уже не так падки на дешевизну, предпочитают качество. А могилевские ножницы сделаны из нержавеющей стали, сертифицированы. Тогда как китайские — из мягкой, быстро ломаются.
Познается в сравнении
Я тоже за здоровую конкуренцию. И все же настораживает, что, несмотря на все импортозамещающие проекты, ввоз зарубежной продукции в страну продолжает расти. За 11 месяцев минувшего года только Могилевщина импортировала, по данным областного управления статистики, потребительских товаров на сумму около 139,5 миллиона долларов. Это по сравнению с аналогичным периодом 2010–го больше почти на 19 процентов. Причем завозили к нам ширпотреб, который мы вполне могли бы производить и производим сами. К примеру, тканей область закупила на сумму около 10 миллионов долларов. Это в то время как в Могилеве их выпускают открытые акционерные общества «Лента», «Моготекс».
Заместителя начальника управления торговли Могилевского горисполкома Елену Волкову сложившаяся ситуация совсем не радует:
— Есть масса претензий к нашим предприятиям. Не устраивают ассортимент производимой продукции, качество, цена. Многие промышленные товары не соответствуют современным требованиям. Например, в холодильниках «Атлант» нет функции саморазморозки. Вот и отдают хозяйки предпочтение импортным холодильникам. Стиральные машины «Атлант» предлагает лишь с горизонтальной загрузкой, а «Самсунг» — с популярной нынче вертикальной. И микроволновки импортные по дизайну и функциям выигрывают. В условиях конкуренции производители должны учитывать покупательский спрос, а что происходит на деле? Кожаных изделий в стране вообще практически никто не шьет. Витебская фабрика поставляет свою продукцию на Могилевщину, но маленькими партиями. Опять же нет у нас современной молодежной обуви, своих иголок, булавок, канцелярских товаров, садового инвентаря. А мы обязаны насытить магазины всем необходимым товаром, вот и берем заграничный. На основе анализа импорта разработали солидный перечень продукции, рекомендуемой для производства в нашей стране. Ведь мы обеими руками за то, чтобы в магазинах было больше своего.
Заставить предприятия или частников изготавливать то, на что спрос невысок, понятное дело, невозможно. Однако если китайцы возят к нам прищепки, значит, умудряются на этом зарабатывать. Почему бы и нам не наладить выпуск востребованных товаров и не начать их продвигать не только у себя, но и в России, Украине? Ведь белорусский трикотаж, белье от «Милавицы», детская одежда от «Маруси» пользуются спросом и у нас, и у наших соседей. Но пока большинство производственников, вместо того чтобы проявить творческую активность, по старинке ищут оправдание своей нерасторопности.
На ассортимент товаров в магазинах нынче особо не пожалуешься. Выбор — на любой вкус и кошелек. Но вот что бросается в глаза: на рекламных растяжках торговых точек...