ИГРА С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ. 21.by

ИГРА С ПОЗИЦИИ СЛАБОСТИ

24.04.2012 13:26 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Вот и наступил долгожданный праздник. Имею в виду не столько календарную православную Пасху, сколько освобождение двух политзаключенных Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко. Как говорится, дорого яичко ко Христову дню.

Шокирует восприятие того, что в Европе ХХI века до сих пор существуют политзаключенные». 

Мартин Шульц, глава Европарламента

Власти наконец с четвертого раза хоть частично выполнили свое обещание. Напомню, что первый раз А. Лукашенко пообещал освободить всех политзаключенных до октября 2011 г. во время встречи с министром иностранных дел Болгарии Н. Младеновым 26 августа того же года. Во второй раз это произошло на пресс-конференции президента 23 декабря, на которой он громогласно заявил, что выпустит на свободу тех, кто напишет прошение о помиловании (А. Санников написал его 20 ноября 2011 г.). Третий раз информация о готовности властей освободить нескольких политзаключенных пришла от директора департамента Европейской службы внешнего действия Г. Виганда, который сообщил об этом по итогам встреч в белорусском МИД. И, наконец, снова сам А. Лукашенко заявил о готовности рассмотреть этот вопрос на совещании по внешней политике 5 апреля.

Итак, запомним, белорусское руководство выполняет свои обещания с четвертого раза. Не будем забывать, что за решеткой находятся еще политузники.

В любом случае освобождение политзаключенных является индикатором каких-то политических процессов. В первую очередь — внешнеполитических, потому что внутри страны ничего угрожающего для власти не происходит. Выход на волю двух узников следует рассматривать в контексте взаимоотношений Беларуси с ЕС, ибо этот вопрос находится в центре белорусско-европейских противоречий.

Можно предположить, что освобождение А. Санникова и Д. Бондаренко станет хорошим поводом для возвращения европейских послов и завершения дипломатической войны. Они вернутся с чистой совестью, и ЕС сохранит политическое лицо, одержав маленькую победу. Мы возвращаемся к ситуации 26 февраля, в «довоенное время».

Хотя формально дипломатическую войну до возвращения послов нельзя считать законченной, но, тем не менее, можно подводить ее предварительные итоги. Официальный Минск начал ее, ставя цель продемонстрировать свою силу, крутость, дать по зубам зарвавшимся европейцам, принудить их к миру на своих условиях. В итоге получилось все с точностью до наоборот. Своими неуклюжими действиями белорусское руководство спровоцировало ЕС на жесткий ответ. Оно добилось того, чего у Евросоюза до сих пор никак не получалось: единства и решительности европейских стран в отношении Беларуси. До этого времени в Европе долго спорили, стоит ли вводить экономические санкции. Требование Минска отозвать для консультаций послов Польши и Евросоюза положило конец этим спорам. 23 марта ЕС ввел санкции в отношении 29 белорусских компаний. Начав, как он рассчитывал, победоносную войну, Минск с треском ее проиграл. И чтобы вернуть ситуацию к нулевому меридиану на 26 февраля, пришлось идти на односторонние уступки, освобождать двух политзаключенных.

Если бы белорусские власти освободили А. Санникова и Д. Бондаренко в феврале, то не было бы дипломатической войны, международного скандала, новых санкций ЕС. В руководстве государства просто неправильно просчитали. Там разучились разумно соизмерять цели и средства.

Нужно заметить, что торг живыми людьми, заложниками, каковыми являются политзаключенные, аморален, в ХХI веке является нонсенсом для цивилизованного мира. Но мы помним, что еще на заре своего правления А. Лукашенко, пусть это была, возможно, и оговорка, заявил, что он свое общество за цивилизованным миром не поведет. И это свое обещание неукоснительно выполняет.

Дипломатическая война показала, что Беларусь больше зависит от ЕС, чем Европа от нашей страны. И это значит, что Минск сильнее заинтересован в нормализации отношений, чем Брюссель. У Евросоюза лимит терпения больше, он может и подождать. А вот Беларуси для равновесия нужно хоть маленькое, но другое крыло. Без него белорусскому руководству как-то неуютно, даже чисто психологически.

Обратите внимание, на прошлой неделе А. Лукашенко два раза апеллировал к Ватикану. Президент не часто принимает зарубежных послов даже представляющих большие или важные для Беларуси страны. А тут на одной неделе сначала принял посла Мальтийского ордена (организации, весьма близкой к Святому Престолу) П. Ф. фон Фурхерра, а затем — апостольского нунция (посла Ватикана) К. Гуджеротти. И оба раза прямым текстом просил об активной поддержке и помощи католической церкви в налаживании отношений Беларуси с Западом.

Что дальше? Можно констатировать, что отношения Беларуси и ЕС в очередной раз оказались в точке бифуркации. Официальный Минск убежден, что сделал шаг навстречу Евросоюзу, частично выполнил его требования. И теперь будет ждать встречных жестов. Каких?

Прежде всего, это, конечно, возвращение послов. Затем руководство Беларуси рассчитывает, что будет введен мораторий на новые санкции, во всяком случае, в ближайшее время. Можно предположить, что на очередной встрече министров иностранных дел ЕС, запланированной на 23 апреля в Люксембурге, новых мер давления принято не будет, так как за освобождение политзаключенных надо поощрять, а не наказывать.

Очевидно, белорусское руководство хотело бы отмены тех санкций, которые были введены ЕС в отношении Беларуси в течение 2011—2012 годов. Если не всех, то хотя бы некоторой их части. И самое главное, Минск надеется в мае избежать пересмотра решения Международной федерации хоккея о проведении в Беларуси мирового хоккейного первенства в 2014 году.

Однако представляется, что для всего этого освобождения только двух политзаключенных мало. Нужно сделать еще несколько шагов в этом направлении.

Может ли повториться прошлогодняя история с неудачным тайным визитом министра иностранных дел Болгарии Н. Младенова? Тогда после переговоров с ним А. Лукашенко освободил нескольких политзаключенных, ожидая каких-то встречных шагов от ЕС. Но не дождался. И в качестве мести Европе усилил давление на политузников, набрал новых заключенных (А. Беляцкий, С. Коваленко).

Вероятность такого поворота событий есть, особенно в связи с возможным обломом по вопросу хоккейного чемпионата, но она значительно меньше, чем в сентябре прошлого года. Во-первых, потому, что ЕС за это время продемонстрировал решительность, силу и относительное единство по белорусскому вопросу. Во-вторых, избирательная кампания в России, которую Минск всегда использовал для сближения с Россией и борьбы с Западом, закончилась.

В любом случае, освобождая политузников маленькими порциями и надеясь получить за каждого из них полноценную откупную, можно сильно прогадать. Чтобы снова не оказаться у разбитого корыта, надо освобождать всех.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вот и наступил долгожданный праздник. Имею в виду не столько календарную православную Пасху, сколько освобождение двух политзаключенных Андрея Санникова и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика