Как свидетельствует последняя перепись населения, более 150 тысяч жителей Минской области каждый день встают ни свет ни заря, чтобы успеть на работу в другой район, а то и в область. Из них каждый второй покупает билет до Минска. Снимать столичное жилье — не по карману большинству, а во многих пригородах работы не найти. Говорят, что термин «маятниковая миграция» можно с не меньшим основанием, чем от маятника, производить от слов «маета», «маяться». Многие «маятниковые мигранты» тратят ежедневно на дорогу в дополнение к обычной городской норме еще полтора–два часа. Впрочем, ничего особенного: во всем мире люди едут к рабочим местам, а не наоборот. Проблема же нехватки рабочих рук острее всего именно в столице.
Арифметика проезда
Ляила Свинчук, чтобы вовремя приехать на работу, выходит из дому... еще накануне вечером. Сперва из агрогородка Березинское добирается до Молодечно, останавливается у сына вздремнуть до 3.00, а в 4 утра садится на поезд до Минска. Через три часа она уже в отделении пульмонологии 9–й клинической больницы, где работает санитаркой сутки через двое. С большим городом Ляилу Яковлевну в ее 65 лет связывает исключительно рабочий интерес. Муж давно на пенсии, двое из троих сыновей получают платное образование, младший в этом году оканчивает медуниверситет — расходы большие. А когда и возраст, и здоровье уже не те, чтобы конкурировать на рынке труда с молодыми, тогда и приходится ехать туда, где вакансий больше, чем рабочих рук.
Наталья Шалимова в «девятку» ездит из деревни Курковичи Минского района. До этого 10 лет работала санитаркой в больнице скорой помощи. Так что уже втянулась в такой ритм. Утренняя маршрутка из Дзержинска всегда полна людей. Но можно и пешком пройтись три километра до Самохваловичей, где автобусов побольше, или до Фаниполя на электричку.
Андрей Кирдун, техник–геодезист, три года каждое утро ездил из Борисова в Минск. Когда женился, супруга тоже перераспределилась в столицу, чтобы вместе больше времени проводить, хоть и в дороге.
— Мы подсчитали, что в два раза дешевле ездить каждый день туда–обратно, чем снимать квартиру в Минске, — делится опытом Андрей. — Другое дело, что вставать нужно в начале шестого утра, а домой возвращаешься только к 9 вечера. Усталость накапливается, в четверг уже как выжатый лимон. В принципе, я бы и в Борисове мог найти работу по специальности, но с зарплатой раза в 2, а то и в 3 меньше.
Работники в цене
Всех этих людей объединяет то, что они нужны городу. Ведь в Минске количество вакансий в шесть с лишним раз превышает число безработных. В дефиците — строители, водители, медики. Зарплаты предлагаются по меркам районов завидные, а прописка необязательна.
— Нам не важно, откуда человек, главное, чтобы специалист был хороший, — говорит заместитель управляющего по кадрам и быту стройтреста № 4 Иван Фиранчук. — Приезжают из Мозыря, Иваново, Пинска, Лунинца. По договору подряда на месяц–два, вахтовым методом — на две недели по 12 часов. Едут со всей страны. У нас постоянный дефицит кадров. Вот сейчас взяли главного инженера из поселка Октябрьский Гомельской области.
В автопарке № 5 тоже немало иногородних. Из пригорода ездят в основном слесари по ремонту автомобилей, контролеры технического состояния. Водителям, как правило, предоставляют общежитие: к 5 — 6 утра на работу не наездишься издалека. Но вакансий гораздо больше, чем койко–мест.
— Как вариант, мы готовы организовать доставку на дежурном автобусе работников из Фаниполя, Заславля, если их наберется человек 10, — видит решение проблемы заместитель директора автопарка № 5 Эдвард Чабровский. — Но пока желающих из этих городов единицы. А за одним посылать автобус нецелесообразно. Подстраиваем им начало смены попозже, чтобы успевали доехать на электричке. Таких выездов после 7 утра у нас всего 17, поэтому массово, конечно, иногородних водителей сложно привлекать.
В 9–й минской клинической больнице трудятся около 110 иногородних. В основном медсестры, фельдшеры, санитарки. Из Узды, Дзержинска, Молодечно, Марьиной Горки, Барановичей, Борисова. Чтобы привлечь кадры, иногородним работникам здесь с недавних пор стали компенсировать половину стоимости проезда. И это дало свой эффект!
Транспортный узел распутать трудно
Всего 40 лет назад в Минске отмечали рождение миллионного жителя. А сегодня население приближается к 2 миллионам. При том, что в целом белорусов за это время не стало больше. Неудивительно, что очереди на квартиры в Минске — самые длинные. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в столице состоят треть от всех нуждающихся в стране. Если в Минске сейчас строятся те, кто стал на очередь 20 лет назад, то в областных центрах предлагают варианты уже тем, кто ждет 5 — 6 лет, а в сельской местности и в районах — всего год–два.
И не то чтобы все стремились во что бы то ни стало остаться в Минске. Приезжие воспринимают столицу чаще как город для работы. Шумный и слишком большой. Конечно, не Москва. Но уже со многими ее «атрибутами» — суетой, часами пик на дорогах, очередями в гипермаркетах, переполненным транспортом, домами, построенными «окна в окна», отсутствием мест на парковках и какой–либо обозримой перспективы построить жилье.
— Сегодня молодежь уже рассуждает: а стоит ли мне в общежитие заселяться, регистрироваться в Минске, если у себя на районе я построю жилье быстрее и дешевле? — замечает Эдвард Чабровский. — Какой смысл 10 лет в Минске сидеть, чтобы только на очередь поставили? Может, проще ездить каждый день?
Рано или поздно эта езда, конечно, утомляет, тогда снимают жилье, чтобы утром лишний час поспать, а вечером посидеть у телевизора. Так в итоге поступил и Андрей Кирдун. Снял квартиру недалеко от работы и встал в очередь на семейное общежитие...
Да, в конечном счете столица прирастает мигрантами. Но, наверное, это было бы не так стремительно при безупречной работе транспортной системы. В Канаде считается нормальным ездить на работу 110 км в одну сторону. В Германии — жить на родине, а работать в Швейцарии, потому что здесь жизнь дешевле, а там — зарплаты выше. Жители Лондона за час езды (считайте, 100 км пути) на скоростной электричке привычно добираются до работы. Кроме того, железная дорога — практически единое целое с метрополитеном, что очень удобно. Кто–то скажет: и у нас появились такие скоростные электропоезда. Спору нет, ходят они вдвое быстрее, но, увы, в совсем неподходящее время для иногородних. На них удобно ездить из Минска на работу в районные центры, а не наоборот. А на маршрутном такси каждый день кататься — никакой зарплаты не хватит.
В ожидании спутников
Поэтому и возникло решение по примеру Западной Европы, скажем, Парижа, развивать города–спутники. Но поедут ли туда минчане? Пока в министерствах и ведомствах решают, чем бы их туда заманить — энергоэффективным жильем или инновационным производством, многие уже давно сами переехали.
Виктор Михеев, коренной минчанин, 8 л ет живет с женой в Ратомке и говорит, что по–другому и не хочет. Столичные квартиры оставили детям и внукам, а на работу ездят в Минск.
— Приятно, когда с утра у соседа петух кукарекает, когда приезжаешь на участок и не думаешь, где машину поставить, когда стены не давят, — подытоживает Виктор. — Старушек своих двоих забрали, досматриваем их. Мне кажется, сегодня многие бы переехали в пригород. На районе и жить дешевле. Сейчас маршрутку пустили. А на электричке добираться даже дешевле, чем на городском транспорте.
В минском НИИ социально–экономических проблем изучали спрос столичных жителей на жилье в городах–спутниках. Переехать в пригород теоретически согласились около половины опрошенных.
— В основном, конечно, большую мобильность проявляют недавно прибывшие «иногородние минчане», которые продолжают сидеть на чемоданах, — анализирует итоги опроса директор института Олег Кобяк. — Но и коренные жители готовы оставить квартиры своим взрослым детям и их семьям и переселиться за кольцевую. Молодые же семьи согласны на переезд, если жилье в городе–спутнике будет дешевле. Ведь высокую цену на квартиру в Минске диктуют близость к метро и центру города, недалеко расположенный парк и многое другое. Хотя минчане теоретически и готовы переезжать, но не готовы терять связь с Минском, работу. И неразвитость транспортной инфраструктуры в пригородной зоне занимает первое место (71 процент голосов) в числе факторов, вызывающих наибольшие опасения в случае переезда.
К слову, в агентствах недвижимости уже давно заметили тенденцию: если на рынке столичного жилья спрос идет на убыль, то интерес к частным домам в минском пригороде — в гору. Сегодня модно жить с комфортом за чертой МКАД, где есть река и лес. Уже многие понимают, что главная потеря времени — городские заторы на дорогах. И это опять же тенденция большинства мегаполисов: за последнее время в Подмосковье переехало москвичей больше, чем жителей Подмосковья — в Москву. Причем если раньше с насиженных мест срывались в основном пожилые, чтобы тихо и спокойно встретить старость, то теперь это осознанный выбор молодых семейных пар. Так что наше время меняет само понимание термина «маятниковая миграция».
Как свидетельствует последняя перепись населения, более 150 тысяч жителей Минской области каждый день встают ни свет ни заря, чтобы успеть на работу в другой район,...