Резерв развития Союзного государства
28.06.2012
—
Разное
|
Союзный бюджет и реализация совместных программ – явление в мировой практике уникальное. Два суверенных государства, 20-летие установления дипломатических отношений между которыми отмечалось на этой неделе, формируют пусть пока не очень большой, но единый бюджет, предназначенный для обеспечения безопасности наших стран, их эффективного экономического развития и углубления интеграции по всем направлениям. Насколько эффективно исполняется союзный бюджет? С какими проблемами при его формировании приходится сталкиваться? Об этом размышляет председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по экономике, бюджету и финансам, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вадим ПОПОВ. – Сегодня можно с уверенностью говорить, что вопреки заявлениям скептиков дальнейшее развитие Союзного государства будет идти еще более активными темпами. Доказательством тому стал и недавний визит Президента РФ В. Путина в Беларусь. На встрече двух лидеров было обозначено главное: Россия видит в Беларуси стратегического союзника и особого партнера. Впрочем, это вовсе не означает, что все проблемы разрешены. Доходная и расходная части бюджета Союзного государства на 2012 год составляют 4,872 млрд рублей (здесь и далее рубли российские), в том числе отчисления РФ – 3, 167 млрд, РБ – 1,705 млрд рублей. При этом на развитие науки, промышленности и сельского хозяйства наших стран запланировано потратить 51%, на социальную сферу – 17 и на вопросы обороны – 11%. На реализацию союзных программ в промышленности, энергетике и строительстве выделено 1,7 млрд рублей. Бюджетом предусмотрено финансирование около 40 программ и мероприятий. Нередко можно услышать мнение о том, что 17% расходных средств на социальную политику не позволяют назвать союзный бюджет социально ориентированным. Но, во-первых, бюджет считается таковым, потому что социальные аспекты можно найти почти во всех его разделах и статьях. Во-вторых, помимо программ, имеющих явно социальную направленность, важнейшее социальное значение имеют и другие экономические проекты, поскольку они направлены на улучшение качества жизни граждан Беларуси и России. Благодаря их реализации создаются новые рабочие места, новые уникальные разработки, отвечающие мировым стандартам или даже не имеющие аналогов в мире. Порядка 40% проектов, которые реализуются в рамках Союзного государства, носят инновационный характер. Взять, например, те же суперкомпьютерные информационные технологии СКИФ, которые сегодня входят в «топовую» сотню мирового рейтинга суперкомпьютеров. Любопытные результаты дает работа со стволовыми клетками. Перспективны программы в сфере освоения космоса. После серьезной, системной работы, которую провели комиссии Парламентского Собрания и союзное правительство, ответственные министерства и ведомства стали работать намного активнее. И если раньше в части исполнения бюджета бывали некоторые задержки, связанные с корректировками, которые вносились по ходу выполнения программы, то сейчас исполнение бюджета – это хорошо отлаженный процесс. Если, например, в 2007 году процент выполнения плана по доходам от уточненных показателей бюджета составлял 97,9, то в 2011 году – 100,8, кассовое исполнение бюджета – 80,3 в 2007 году и 93,3% в 2011-м. Чтобы не допустить неэффективного использования средств бюджета, проводится тщательный анализ и аудит эффективности новых программ. Речь идет о программах по развитию нанотехнологий, космоса. Положительно оценен ход реализации программы по развитию информационных технологий в таможенных процессах. Пока не удалось определить механизм и форму учета союзной собственности, созданной в результате реализации совместных программ. Не определен орган управления активами Союзного государства. Мы приняли соответствующее соглашение, провели внутригосударственные процедуры по этой части и остановились. А ведь этот мощный ресурс надо включать в реализацию союзных программ, брать под него кредиты, оформлять в залог и так далее. В своем решении от 18 октября 2011 года Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам выразила озабоченность по этому поводу, заявив о необходимости создания до 1 июля 2012 года Реестра имущества Союзного государства. Необходимо сокращать сроки подготовки и согласования союзных программ минимум в два раза. По существующему порядку на разработку совместных программ уходит около трех лет. За это время они попросту устаревают, теряют свою актуальность, и к ним пропадает интерес. Мы почти три года создавали механизм принятия бюджета, чтобы утверждать его до начала календарного года, и решили наконец эту проблему. Сейчас принятие бюджета Союзного государства занимает всего один день. Это говорит о том, что степень проработки документов очень высокая, бесконфликтная. Вот такой механизм должен быть при разработке и внесении программы. Поступила программа – в течение года по ней надо принимать решение. Тогда появится интерес работать с этой программой, и ее исполнители смогут приступать к реализации проекта без задержек. Естественно, акцент надо делать на прорывные, наукоемкие инновационные направления, которые дают мультипликативный эффект. Тем более что здесь мы можем опереться на солидные научные наработки в российской и белорусской академической науке. Возьмите, например, программу освоения космоса. Некоторые считают ее чуть ли не блажью, но работа в этом направлении принесет нам огромную пользу. Мы сможем не только получать массу полезной и нужной информации для всех отраслей народного хозяйства, но и иметь большую коммерческую выгоду. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Союзный бюджет и реализация совместных программ – явление в мировой практике уникальное.
|
|