Португальцы - мирные люди. 21.by

Португальцы - мирные люди

26.07.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Португальца не удивить 18-летним сроком правления одного человека. Салазар правил Португалией 38 лет. Под лозунгом «Orgulhosamente sós», что в вольном переводе означает «в гордом одиночестве».

На днях в редакцию «Народной Воли» позвонил португальский журналист Жоао Диас. Который готовил материал, посвящённый 18-летию пребывания Александра Лукашенко у власти, и пытался разобраться в белорусской социо-политической ситуации. Жоао выбрал не лучшее время. Это в прошлом году у нас была социо-политическая ситуация, а сейчас какая-то стоячая вечность с привкусом вчерашних щей. Окружающая действительность наводит на грустную мысль, что, как пела Дженис Джоплин: «Tomorrow never happens, it's all the same fucking day» («Завтра никогда не настаёт, это всё один и тот же чёртов день»). Примерно об этом я ему и рассказал.

 Возможно, он бы меня не понял, не будь он португальцем. Но португальцам это чувство знакомо, поскольку менее сорока лет назад в Португалии завершилась  многолетняя диктатура Антонио Салазара. Вопреки моему мнению, что Салазар был свергнут в результате «Революции гвоздик», он закончил свои дни в слабоумии, но будучи уверенным, что продолжает управлять государством. Падение со стула спровоцировало инсульт, что и вызвало слабоумие, из-за которого Салазар был отстранён от дел в 1968 году. Однако его окружение не стало сообщать ему эту неприятную новость и продолжало подавать ему (фиктивные) документы на подпись. Салазар умер в 1970 году. А «Революция гвоздик» случилась только спустя четыре года после его смерти. 

 Португальца не удивить 18-летним сроком правления одного человека. Салазар правил Португалией, начиная с 1932 года. Под лозунгом «Orgulhosamente sós», что в вольном переводе означает «в гордом одиночестве». Взяв бразды правления в свои руки после того, как парламентская республика якобы показала свою полную несостоятельность. Ну, а он, конечно, «поднял страну из руин». Оппозиция Салазару существовала только на подпольном положении.

 В своём правлении Салазар опирался на церковь, имевшую в Португалии большое влияние, и ненавидел всё, что связано с коммунизмом (пожалуй, он мог бы прийтись по вкусу белорусским консервативным  националистам). Пропагандируя традиционную семью – с чётко определёнными гендерными ролями (для того, чтобы выехать за рубеж, например, женщине требовалось зваеренное разрешение мужа), скромную и непритязательную. Один из пропагандистских лозунгов того времени гласил: «Pobrezinhos mas honrados» («Мы бедные, но гордые» или даже «Мы горды тем, что мы бедны»).   

Салазар  пришёл к власти в довольно бедной и экономически отсталой стране (по сравнению с другими странами Западной Европы). При нём страна развивалась прямо-таки невиданными темпами и никакие мировые кризисы ей были не страшны. Рост ВВП на 5,5%, порядок, возможно, чистые улицы, ну и, само собой: стабильность, стабильность и ещё раз стабильность! За тем, чтобы никто её не нарушал следила «Полиция защиты государства», занимавшаяся политическим сыском и организацией убийств политических противников режима Салазара. За годы её существования репрессиям подверглись тысячи португальцев.

 Но миллионам-то, похоже, жилось неплохо. Удобно, когда о тебе проявляют сверху трогательную заботу, кормят и поят, а ты только не лезь не в своё дело. После революции многим из них пришлось, по-видимому, несладко. Почему-то с диктатурами всегда так: они зачастую обеспечивают относительные рост и процветание, но очень ненадёжные, такие, что сразу куда-то испаряются после их падения. Португалия до Салазара была одной из самых отсталых стран Западной Европы, такой же она осталась и после Салазара…     

 По мнению Жоао, моего собеседника, Португалии осталось недолго. В смысле, недолго быть в зоне евро. Она переживает сейчас не менее серьёзные экономические проблемы, чем Греция.

 Но, говорит Жоао, социальная ситуация разительно отличается - «наши люди совсем другие». Какие же они, интересно, другие, думаю я. Может, более сознательные? Нет, отвечает он, они... мирные. Совсем как белорусы? Ну, не до такой степени, но близко к этому. Откуда же в них это? 38 лет диктатуры Салазара не прошли даром. За то время португальцы привыкли, что всё как-то решается без их участия. Теперь многие из них неспособны бороться за перемену своей участи, отстаивать собственные интересы и права.

 В 2007 году Салазар, политик, отстранивший португальский народ от решения экономических и политических проблем, был избран интерактивным голосованием на шоу Великий португалец самым великим португальцем в истории.

На иллюстрации: пропагандистская картинка времён Салазара с надписью «Бог. Отечество. Семья».

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Португальца не удивить 18-летним сроком правления одного человека. Салазар правил Португалией 38 лет. Под лозунгом «Orgulhosamente sós», что в вольном переводе означает «в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика