Романтик суровой истории
30.08.2012
—
Разное
|
Яна Дамеля называют белорусским художником номер один ХІХ столетия Несколько лет назад в Минске во время проведения реставрации одного из памятников архитектуры были обнаружены прекрасные живописные фрески начала ХІХ столетия. При исследовании удалось выяснить, что автором этих фресок является художник Ян Дамель. Найденные росписи стали настоящей сенсацией. Ян Дамель родился в 1780 году в городе Митава в Курляндии (теперь город Елгава, Латвия). Отец художника Христофор Дамель фанатично любил искусство, да и сам он был неплохим живописцем – мастером миниатюр. Закономерно, что свою страсть к изобразительному искусству Христофор Дамель старался передать сыну. Судя по всему, Ян не очень противился такому влиянию и, когда пришло время, ни минуты не колебался в выборе будущей профессии. 1799 год, когда Дамель начинал свою учебу в Виленском университете, был годом особенным – начало эпохи Наполеона Бонапарта, будущие походы которого стали впоследствии сюжетами самых знаменитых картин художника. Начинался тогда отсчет времени и еще одной эпохи – романтизма. После завершения нескольких курсов университета Дамель получил степень магистра свободных наук, а чуть позже и гимназического учителя. Молодой преподаватель с энтузиазмом взялся за педагогическую работу, но довольно быстро разочаровался в ней – уж очень изматывало однообразие. Ян полностью отдался живописи. Сначала он увлекался античностью, позже возобладала религиозная тематика, которой художник в итоге и посвятил значительную часть своего творчества. Благодаря помощи друзей Дамелю удавалось получать заказы от известных костелов и магнатов. Отлично зарекомендовал себя Дамель и как портретист. Из сохранившихся наиболее известны портреты Т. Костюшко, подканцлера Великого княжества Литовского И. Храптовича и портреты братьев Шимона и Юзефа Касаковских – очень известных фигур того времени на западных землях. Дамель создал около 60 картин на историческую тематику. Но, пожалуй, самой известной является акварель «Отступление французов через Вильну». Тема войны 1812 года, очевидцем которой был Дамель, пользовалась в те времена особенной популярностью. В провинциальной Вильне Дамель, как и большинство неординарных личностей, ощущал себя невостребованным. Он понимал, что единственный выход – уехать в столицу. Но его судьбу круто изменило «дело Цейзика», когда в 1815 году на территории бывшего ВКЛ следственные органы Российской империи раскрыли одно из самых скандальных преступлений того времени, которое современники не без оснований назвали «делом века». Была арестована группа фальшивомонетчиков во главе с неким Игнатием Цейзиком. Это событие получило в те времена широкий резонанс, да и до сих пор исследователи истории банковского дела называют Цейзика одним из самых гениальных фальшивомонетчиков всех времен. Вскоре по этому делу в Вильне был взят под стражу и Ян Дамель – близкий друг Цейзика. Следствию не удалось найти конкретных фактов причастности Дамеля к «преступлению века», что не помешало властям отправить его в ссылку в Тобольск. Такая суровость, по мнению ряда историков, объясняется тем, что настоящей причиной ареста Дамеля была не его дружба с Цейзиком, а участие в одной из тайных масонских организаций Северо-Западного края. Доподлинно известно, что именно Дамель оформлял ряд штаб-квартир масонов в Беларуси и Литве. Масоны играли очень активную роль в политике России, и их деятельность раздражала власти – вскоре указом императора Александра I масонство было запрещено. Но и в Сибири Дамель скоро нашел себя. Он расписал костел бернардинцев в Томске, костел в Тобольске, сделал несколько портретов местных чиновников, написал ряд колоритных и эмоциональных сибирских пейзажей. По мнению исследователей, сибирские пейзажи – лучшие в творчестве Дамеля. Незаурядные способности Дамеля, его искрометный характер, за который он и в ссылке слыл весельчаком, вскоре были замечены губернаторам Сибири – графом М. Сперанским. Он ценил талант ссыльного художника и всячески опекал его. Именно поддержка Сперанского помогла Дамелю вернуться из ссылки досрочно. После возвращения в родные края Дамель поселился в Минске. Он был уверен, что только на время, ведь мечта о переезде в Петербург не покидала его. Но именно этот город стал последним местом приюта художника. В минский период своего творчества Дамель создал немало пейзажей. Минчане имели нередкую возможность видеть художника то на берегу Свислочи, то на Золотой Горке, то просто на улицах, где он что-то старательно запечатлевал в огромный альбом с толстой кожаной обложкой. В последние годы жизни художник чаще всего работал возле Кальварийского костела, в росписи которого он в свое время принимал участие. Дамель словно предчувствовал, что именно здесь будет его последнее прибежище. Ушел из жизни Ян Дамель 18 августа 1840 года, ушел внезапно, как тогда написали – «от апоплексического удара». В «Памятной книжке Минской губернии», в хронике наиважнейших событий ХІХ столетия, смерть Дамеля отмечена как одно из самых грустных событий 1840 года. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Яна Дамеля называют белорусским художником номер один ХІХ столетия
|
|