Почему молодые специалисты зачастую не готовы к самостоятельной жизни?
18.10.2012
—
Разное
|
Сестра моей подруги окончила Гродненский государственный аграрный университет и с полученным долгожданным дипломом агронома по защите растений отправилась по распределению. В СПК Светлану приняли радушно. Предоставили комнату в общежитии и сказали: “Вот, пожалуйста, работайте”. И Света работала. Каждый день в сезон уборки и посевной вставала в шесть утра, а возвращалась домой около девяти вечера. Работа под палящим солнцем летом, в мороз зимой дала Свете понять, что это не то, о чем она мечтала. И молодой специалист, слезно рассказав о своей несчастной судьбе родителям, стала просить их выплатить стоимость обучения в вузе, чтобы начать искать другую работу, почище да посолиднее. Родители, “размякнув” от Светиных слез, конечно же, деньги на штраф за неоправданный перед государством диплом нашли. Хотя средства были немалые — двадцать миллионов рублей. Теперь, рассказывает подруга, Света работает оператором в одной из мобильных кампаний. Но собирается вскоре и оттуда уходить, жалуется, что очень устает, да и зарплаты на все ее запросы не хватает. Только за аренду комнаты в столице приходится отдавать больше половины дохода. А работай она в СПК — со временем могла бы жить в благоустроенном домике агрогородка с развитой инфраструктурой. Но и это не задержало девчонку на ее первом рабочем месте. Скажете, это единичный случай? Статистика констатирует, что далеко не все новоиспеченные кадры после более близкого знакомства с профессией готовы и дальше работать по специальности. По данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, в прошлом году после двух лет обязательной работы по распределению в сельскохозяйственных организациях продолжили работу только пятьдесят процентов специалистов с высшим образованием. И это на пятнадцать процентов больше, чем было, к примеру, в 2008 году, когда за первым рабочим местом закрепилось лишь 35 процентов специалистов. Положительная тенденция не случайна. Министерство, в ведении которого находятся четыре вуза сельскохозяйственного профиля, развернуло целую кампанию по привлечению кадров на село: прибывшим на работу молодым специалистам первые два года выплачивают пособие в размере одной тарифной ставки первого разряда, три последующих — в трехкратном размере тарифной ставки первого разряда, установленной для работников бюджетных организаций. Сумма доплат с 1 сентября этого года составляет 675 тысяч рублей. Денежные выплаты — это лишь один пункт из длинного списка мер по поддержке прибывшего на первое рабочее место специалиста любой отрасли. В одном из районов Гомельской области свежие кадры задабривают благоустроенным жильем не только для самого специалиста и его семьи, если уже успел ею обзавестись, но и даже домик для тещи дают в придачу. Первый проректор Белорусского государственного медицинского университета Сергей Жаворонок с горькой иронией отмечает, что, несмотря на такие блага, “по-прежнему многие выпускники хотели бы работать в любом городе Беларуси, где есть метро”. Не задерживает в глубинке даже достойная зарплата, к слову, большая, чем у врачей специализированных клиник. Почему работа в провинции отпугивает молодых специалистов? Среди причин не только вопрос престижа. Сами молодые специалисты отмечают, что им на первом рабочем месте не хватает доброжелательности коллег, которые могли бы помочь войти в курс дела. О том, что “центр тяжести” высшего образования нужно переносить на производство, шла речь на встрече Александра Лукашенко с министром образования Сергеем Маскевичем в конце июля. Эксперимент с четырехступенчатым обучением в заведениях, готовящих специалистов для сельского хозяйства, начнется уже в нынешнем учебном году. Об этом напоминал Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович на фестивале тружеников села “Дажынкі-2012”. Если новая схема сработает, начать постигать суть будущей профессии можно будет намного раньше пресловутого распределения. Поля, фермы, заводы и фабрики с распростертыми объятиями примут еще не оперившихся студентов, чтобы на протяжении двух лет знакомить будущих агрономов, зоотехников, инженеров, ветврачей с реалиями профессии. Такие практико-ориентированные специалисты будут более закалены, готовы к работе на предприятии. О профессиональной ориентации и будущей самостоятельной жизни своих детей стоило бы подумать и родителям. Кто поспорит с тем, что инфантилизм и неготовность решать житейские проблемы — результат чрезмерной опеки со стороны папы с мамой? Чтобы не вырастить будущего иждивенца, который в один прекрасный момент придет и попросит деньги на штраф за неотработанный по распределению срок, достаточно было еще в детстве почитать своему чаду белорусскую народную сказку “Легкий хлеб”, мораль которой — кто не хочет работать, тот ни с чем и останется. Почему сестра моей подруги в свои семнадцать после школы не знала о том, что собой представляет профессия агронома? По ошибке заняв в вузе чье-то место, а потом без угрызений совести, в рассрочку и без процентов заплатив за неотработанные два года, она лишила возможности стать специалистом того, кто при поступлении набрал на полбалла меньше, но, возможно, мечтал работе на земле посвятить жизнь. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сестра моей подруги окончила Гродненский государственный аграрный университет и с полученным долгожданным дипломом агронома по защите растений отправилась по...
|
|