Расписание на завтра
18.10.2012
—
Разное
|
На постсоветском пространстве будет создана собственная система оценки качества образования Вы учились в хорошей школе? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. До недавних пор о работе школы принято было судить по отчетам о «поступаемости» выпускников. Но о многих нюансах этот показатель не дает представления. – Понятие «хорошая школа» меняется в зависимости от того, кто задает этот вопрос, – замечает директор Российского тренингового центра Игорь Вальдман. – Ученику важны хорошие оценки, родителю – вопросы будущей карьеры ребенка, его здоровья и развития… В мире считается, что хорошее образование – то, которое позволяет каждому ребенку обеспечить наилучшие стартовые условия для успеха в будущем. Зачем изобретать тесты? Первая мысль, которая возникает у не знакомого с проблемой слушателя: зачем создавать некую систему оценки качества, если можно воспользоваться результатами белорусского ЦТ или российского ЕГЭ? И правда, в Беларуси централизованное тестирование сдают более 90 процентов выпускников общеобразовательной школы. В истории образования до ЦТ не было прецедентов, чтобы одинаковые задания в одинаковых условиях единовременно выполняли десятки тысяч молодых людей. Причем репутация у белорусского тестирования безупречная: за более чем 10 лет существования фактов утечки информации или подтасовки результатов не обнаружено. Результаты ЦТ ежегодно оформляются в виде статистических сборников. Российский ЕГЭ вообще сдают все школьники страны. Кажется, сравнивай баллы у выпускников Марьи Ивановны и Софьи Павловны, проводи параллель между результатами двух школ – и принимай административные решения. – Нельзя управлять качеством образования, основываясь только на результатах ЕГЭ, без учета других показателей, – считает Виктор Болотов. – А это уровень образования родителей, развитость или неразвитость образовательной инфраструктуры... Бессмысленно сравнивать результаты школы в наукограде и школы в рабочем поселке. Смысл статистического анализа результатов ЦТ и ЕГЭ – в возможности увидеть развитие системы образования в динамике и заметить системные ошибки в построении учебных планов и программ. То есть, если большинство выпускников на централизованном тестировании по физике споткнулись на теме «Трение», Министерству образования стоит задуматься о внесении изменений в типовой учебный план. И если директор школы предпринимает некие шаги в русле повышения качества образования, сравнение результатов ЕГЭ за несколько лет позволит ему судить об эффективности нововведений. Показательный факт: после введения ЦТ и ЕГЭ в вузах обеих стран значительно выросло количество студентов из сельской местности. Чтобы не было шока от PISA Аналитикам от образования необходимы и другие инструменты. Один из самых убедительных – международное исследование PISA, которое проводится Организацией экономического сотрудничества и развития трехлетними циклами. Весной 2012 года прошел пятый цикл, через год его результаты станут известны. Исследование PISA направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В Беларуси подобные международные исследования не проводились. В 42 регионах России проводились, породив грустную шутку: «Наша система образования – самая лучшая в мире. Только за рубежом об этом никто не знает». Результат, который до этого времени показывала Россия, можно расценить как ниже среднего: российские подростки не умеют брать из текстов необходимую информацию и правильно ее интерпретировать, им не хватает самостоятельности мышления. Справедливости ради надо отметить, что оправдываться за результаты перед обществом приходится не только российским чиновникам: в 2003 году общественность Швеции предъявила претензии министру образования в том, что школьники этой страны выбыли из первой десятки по математике, а в Японии члены правительства объяснялись с населением, когда японские дети ухудшили свои результаты по чтению. Российские власти ныне стараются согласовывать свои шаги с результатами международных исследований. Виктор Болотов видит одной из обнажившихся таким образом проблем все увеличивающийся разрыв между сильными и слабыми школами. Слабые школы необходимо поддерживать и подтягивать, в Беларуси это тоже понимают. А еще – совершенствовать отбор абитуриентов на педагогические специальности, повышать престиж работы учителя и принимать иные меры, об эффективности которых можно будет судить по итогам единых независимых испытаний. Министр образования Беларуси, доктор физико-математических наук Сергей Маскевич выразил основной вывод встречи: – Принципиально важно сформировать единую систему оценки качества, которой мы будем доверять. Мы вышли с инициативой сформировать, может быть, в рамках СНГ или вначале ЕврАзЭС свою аккредитационную компанию, которая сможет провести мониторинг достижений, сможет быть конкурентоспособной и стать для нас более значимой, чем другие международные рейтинговые агентства. Министр высказал надежду, что после окончательной проработки предложений инициатива о создании такого агентства или компании будет вынесена на обсуждение на самом высоком уровне. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На постсоветском пространстве будет создана собственная система оценки качества образования |
|