Нужна модернизация сознания. 21.by

Нужна модернизация сознания

21.11.2012 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

При подготовке акции «СБ» «Модернизация» в поле зрения журналистов попадают самые разные предприятия: успешные и не очень. Изучая их опыт, можно сделать некоторые обобщения. В частности, очевидно, что уровень заработка сотрудников находится в прямой зависимости от степени обновления производственного процесса. Или вот такой важный момент: производственная модернизация — это прямое следствие модернизации мышления. Если способен руководитель воспринять и взять на вооружение передовые технологии менеджмента, обеспечения качества, наладить толковую идеологическую работу — дела сразу же идут в гору. Это отчетливо видно из очередной серии публикаций под рубрикой «Акция «СБ»: Модернизация».


Сахарная школа в Городее


Чем может удивить покупателя производитель сахара? Видами: пудра, кристаллический, прессованный разной формы. Цветом: от белоснежного до коричневого. Разнообразием вкусов: с корицей, лимоном, карамелью. Красиво, но сколько съешь? Даже являясь, по мировым меркам, большими сладкоежками, мы не в состоянии потребить весь сахар, который производят вкупе четыре белорусских завода. 35 килограммов на каждого жителя — годовой максимум. Это 350 тысяч тонн при потенциале общего объема производства 900 тысяч. Растет собственное производство и в России. Наша доля на этом рынке — 200 тысяч тонн. Потолок. И мировая конъюнктура не очень. По данным трейдеров, сформирован четырехлетний мировой «сладкий» запас и цены падают. Продать сахар непросто. Особенно если предлагать его покупателю, как лет десять назад, — в мешках.


На ОАО «Городейский сахарный комбинат» перерабатывают 8,4 тысячи тонн сахарной свеклы в сутки. Цель на 2015 год — 12 тысяч тонн. Сейчас в Городее получают в сутки 1.100 тонн сахара, причем европейского уровня качества: показатель цветности сахара от 30 до 40 ICUMSA (евростандарт — не выше 45). Упаковка — влагопрочная бумага, как требует европейский рынок.


Все это — результаты модернизации, которая на предприятии идет непрерывно. Закупается новое оборудование, новые линии, расширяется ассортимент продукции. С ростом объемов заготовки белорусского сырья — собственной свеклы, снижается импорт сахара–сырца. Что тоже важно: перерабатывать его не очень выгодно. Три года назад в Городею ввозили 138 тысяч тонн сырца. Нынче сократили импорт до 75 тысяч тонн. При этом объемы производства растут, рентабельность до 20 процентов и зарплата 700 долларов в эквиваленте. На Городейском сахарном комбинате кипит жизнь и один за одним внедряются новые проекты. 130 миллиардов рублей инвестировано в нынешнем году и до 500 миллиардов рублей — план до конца пятилетки.


Секрет успеха, как считает директор предприятия Михаил Криштапович, — грамотный менеджмент и постоянное движение:


— В этом году к нам присоединили Столбцовский консервный завод. Он строился по госпрограмме, но так и не смог самостоятельно заработать — непросто сейчас начинать с нуля таким предприятиям.


В 2011 году на сахарном комбинате ввели в эксплуатацию цех по производству фруктовой продукции и начали выпускать фруктово–ягодные конфитюры, яблочное повидло, подварки, начинки. Более 80 процентов идет на экспорт. В кондитерские компании России, Казахстана, в федеральные и региональные торговые сети. Не успевали выполнять заказы. Поэтому принято решение использовать мощности Столбцовского филиала. Сегодня там выпускают яблочное пюре, повидло, законсервировали березовый сок. А еще взяли 200 гектаров земли в Несвижском районе и увеличили сад в Столбцовском до 100 гектаров. Завершается посадка сада: яблонь, вишен, груш, кустов голубики, малины, клубники. Это обеспечит сахарный комбинат собственным фруктовым сырьем.


Предприятие уже по–своему готовится к чемпионату мира по хоккею в 2014 году. Более 30 гостиниц будут принимать участников большого спортивного события. Для гостиниц, вагонов–ресторанов, самолетов ОАО «Городейский сахарный комбинат» уже предлагает фруктово–ягодный конфитюр в ассортименте и натуральный мед в пищевой алюминиевой упаковке по 25 граммов — так называемую фруктовую тарелку к чаю, кофе. В Беларуси такой вариант десерта не делает никто. Сейчас команда менеджеров из Городеи изучает рынок фруктовых наполнителей в йогурты и творожки. Недавно побывали на российском предприятии по их производству.


ОАО «Городейский сахарный комбинат» сегодня единственный в стране производит сахар с натуральными добавками. Цвет сахара меняют за счет корицы и карамели. Для гурманов предлагают сахар с лимоном и витамином С. Последняя разработка технологов предприятия — белый кристаллический сахар («cахар–кандис»). Эти искрящиеся сахарные кристаллы на палочке могут стать оригинальной заменой чайной или кофейной ложечки и при этом доставить не только вкусовое, но и эстетическое наслаждение. Придадут необычный шарм и особый аромат любому напитку: кофе, чаю, коктейлю.


Это пик европейской моды. Теперь в руках городейских мастеров секрет выращивания таких кристаллов. Осталось докупить специальное оборудование и в феврале приступить к производству. Стоит ли говорить, что ни в России, ни в Казахстане ничего подобного не производят. Значит, белорусы смогут первыми представить на рынок новый эксклюзивный продукт. А это — прибыль, развитие и благополучие коллектива.


Аэлита СЮЛЬЖИНА, «СБ».


Минская область.


Без сертификатов выезд запрещен


Недавно на Кобринском хлебозаводе были организованы школа передового опыта и республиканский конкурс профессионального мастерства кондитеров хлебопекарной промышленности. Из уст представителей хлебозаводов услышала, что сейчас для них не лучшие времена. Снижается потребление хлеба. Растет конкуренция со стороны частников. Один только новый супермаркет отнимает у хлебозаводов как минимум две тонны продукции. Ежедневно.


Как выживать? Техническая модернизация — еще не все. Нужно искать новые подходы, чтобы опередить конкурентов. Кобринский хлебозавод — один из самых молодых под крылом «Брестхлебпрома». Ассортимент — более 40 наименований хлебобулочных и 100 наименований кондитерских изделий в год. Проектная мощность — 60 тонн в сутки. Сегодня выпускают только 17 тонн. Предприятие без проблем может развернуться на всю мощь, однако нет такой потребности. И менеджеры хлебозавода придумывают, как остаться на плаву в условиях жесткой конкуренции.


Главный инженер Кобринского хлебозавода Василий Грицук показывает линию, по конвейеру которой медленно плывут к упаковщикам ароматные ромбики с изюмом:


— Это итальянская линия по выпуску затяжного печенья с наполнителями. Такой в Беларуси ни у кого больше нет.


Спрос на вкусное печенье высокий. И купить его можно даже в отдаленной деревушке.


Кобринчане привлекли к распространению своей продукции частников. Они более мобильны и заказы выполняют усерднее.


А еще на Кобринском хлебозаводе открыли... типографию. Сегодня этикетки печатают не только для всех хлебозаводов «Брестхлебпрома», но и для заказчиков из других областей страны.


Умение уловить предпочтения потребителей, угодить и на этом заработать в хлебопекарной промышленности очень важно. Генеральный директор предприятия «Брестхлебпром» Леонид Брич считает, что кобринские маркетологи с делом справляются, но и другие не отстают:


— Ежедневно наши предприятия производят 146 тонн хлебобулочных изделий и 9 тонн кондитерских. В каждом районе области у людей свои предпочтения. Мы их знаем. В нынешнем году увеличили экспорт. Продаем в Россию, Украину. В следующем году на Брестском хлебозаводе установим новую линию. С Севастополем и Днепропетровском начнем работать. Пинск, Столин, Лунинец — везде идет техническая модернизация. До 2015 года запланирован объем инвестиций 5,7 миллиона долларов. Принципиальный момент: все наши предприятия уже сертифицированы по системе НАССР, без чего пробиться за пределы Беларуси сегодня невозможно.


Компетентно


Марина Кашко, начальник отдела хлебопекарной и макаронной промышленности департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода:


— В ближайшие три года будет реализовано 53 проекта по модернизации, из них 16 — импортозамещающие. Однако сегодня одна из составляющих успеха — формирование интеллектуальной собственности. Таможенный союз, вступление России в ВТО — все это коснется и нашего производства. Ожидаемо на рынке появятся более дешевые импортные продукты. Встанет вопрос охраны интеллектуальной собственности. Надо регистрировать и товарные знаки, и рецепты, и технологии. Есть смысл распространить патенты на Россию и Казахстан. Сегодня на всех хлебозаводах внедрены международные системы управления качеством ИСО–9001, на трети предприятий — анализ рисков и критические точки контроля НАССР. В Европе сегодня работают с партнерами, у которых есть сертификат НACCP, потому надо активнее завершать работу по сертификации.


Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ».


Брестская область.


Идея идет впереди человека


Менее месяца назад новолукомльский завод керамзитового гравия презентовал новый цех. Немецкая механизированная линия по производству керамзитобетонных блоков полностью исключает тяжелый физический труд. Но современное оборудование, роботы с «лазерными глазами» — не единственная «фишка». Линия прежде всего нацелена на выпуск новых для страны строительных материалов, которые сделают наше жилье более удобным и комфортным.


К примеру, коэффициент сопротивления теплопередаче крупнопористого керамзитобетона выше нормативного. Значит, жилье из него будет теплее. При этом ширина блока на 10 сантиметров меньше, чем у применявшихся до сих пор материалов. Вот они — дополнительные «квадратные метры»! К тому же при выходе с завода влажность блоков не выше 7 процентов.


Это позволяет увеличить темпы строительства (не нужно ждать, пока кладка высохнет) и исключает образование плесени. Естественный природный материал «дышит». И цена на него вполне доступная. Чтобы за 9 месяцев построить цех и запустить линию, завод взял кредит 9 миллионов евро. Однако главный инженер предприятия Сергей Иванов уверен, что деньги — не единственная составляющая успешной модернизации:


— Еще Карл Маркс утверждал, что бизнес–проект заработает при наличии трех условий: денег, новой оригинальной идеи и людей, способных ее реализовать. Свою идею мы вынашивали 5 лет. Организовали экспериментальное производство, отработали рецептуры. Сегодня новая линия позволяет выпускать все части будущего дома — от водонепроницаемых фундаментных блоков до венткамер и дымоходов. А еще — тротуарную плитку. У нас уже есть первый покупатель — Китайская машиностроительная компания, которая возводит на Лукомльской ГРЭС два парогазовых блока. Аналогичная продукция востребована в Прибалтике, Украине, Чехии, Финляндии, Швеции, России. Более того, с некоторыми российскими партнерами заключены договоры на оказание консультативных услуг. Так что сама по себе идея уже начинает приносить деньги.


А все благодаря «мозговому центру», сосредоточенному вокруг директора — Михаила Лазарашвили. Михаил Гурамович, к слову, аспирант в институте БелНИИС. А еще — продолжатель семейных традиций. 35 лет назад его отец основал завод керамзитового гравия.


ОАО «Оршастройматериалы» — еще одно предприятие строительной отрасли Витебщины. Но успехи у него куда скромнее. Отчасти потому, что денег в производство здесь вкладывают заметно меньше. Сравним: за 9 месяцев в Новолукомле инвестиции в основной капитал составили 64 миллиарда рублей, тогда как в Орше — всего 190 миллионов. Отсюда и уровень благосостояния. 6,4 миллиона рублей зарабатывают в среднем труженики завода керамзитового гравия. И 3,6 миллиона — работающие на «Оршастройматериалы». Впрочем, в планах оршанцев в ближайшее время поправить экономику предприятия, выпускающего стеновые блоки из ячеистого бетона. По словам гендиректора Владимира Данилова, до нового года планируется запустить инвестпроект по производству сухих строительных смесей. Его суммарная стоимость составит 3 миллиарда рублей. Идея, считают специалисты, перспективная. И с ее помощью можно добиться успеха.


К ведению


Юлия Рыхленок, заведующая лабораторией ограждающих конструкций РУП «Институт БелНИИС»:


— Современные стройматериалы — продукция наукоемкая, основанная порой на нанотехнологиях. Это — плод совместного труда инженеров, технологов, конструкторов, химиков, акустиков, теплофизиков и других специалистов. Лишь тесное взаимодействие практиков–производственников и ученых позволяет получить долговечный строительный материал, который в процессе эксплуатации проявит свои лучшие качества, будет иметь оптимальную цену.


Сергей ГОЛЕСНИК, «СБ».


Витебская область.


Утром деньги, зато вечером стулья


Чуть больше года понадобилось на то, чтобы на пустыре под Могилевом появилось современное предприятие «ВМГ Индустри». Хотя строительные работы еще ведутся, завод уже начал выпускать продукцию. Из мебельных плит здесь собирают спальные гарнитуры. Казалось бы, и зачем иностранному инвестору вкладывать деньги в этот бизнес? Фабрик по выпуску мебели в стране и так хватает. Однако уже сегодня можно сказать: при всей конкуренции «ВМГ Индустри» фактически обречено быть преуспевающим предприятием. Секрет — в особенном методе планирования.


Большинство наших предприятий работает примерно по одинаковой схеме. Сначала выпускается продукция, потом ищутся покупатели. При удачном стечении обстоятельств табуретки, колеса, посуда или другой товар распродаются. Нет — на складах создаются запасы, которые становятся порой головной болью для руководителей. Деньги, вложенные в производство, фактически замораживаются, не дают должной отдачи... На «ВМГ Индустри» идут от обратного. Сначала продают продукт, которого еще нет и в помине. И лишь потом приступают к производству.


По словам технического директора завода Виктора Шорикова, продукция уже продана на... семь лет вперед. За это время полностью окупятся затраты, вложенные в создание предприятия. Есть конкретный покупатель, который будет приобретать выпущенную в Могилеве мебель. Виктор Иванович объясняет преимущества такого подхода:


— Мы знаем, что за определенный промежуток времени надо выпустить энное количество гарнитуров. Эти данные закладываются в специальную программу. И она четко показывает: для того чтобы успешно выполнить заказ, в такое–то время должны приступить к работе или когда надо, например, поставлять фурнитуру. Мы не просто уверены в том, что продукция востребована на рынке. Знаем, по какой цене сможем ее продать. И заранее планируем затраты. Видим, что за сырье можем платить определенную сумму — значит, будем искать устраивающего нас поставщика. Просчитываем, сколько можем заплатить рабочим. Им обещаем конкретную зарплату, отдавая себе отчет: людей не обманем.


По словам Шорикова, программа рассчитывает количество людей, которых надо задействовать в производстве. Так что «лишних ртов» на производстве быть не может. Система позволяет не только оптимизировать количество рабочих, но и создать эффективный штат управленцев. Когда предприятие выйдет на проектную мощность, здесь будут работать около 900 человек. В том числе 45 инженерно–технических работников. То есть 5 процентов от общей численности. Это гораздо меньше, чем обычно на фабриках и заводах.


Есть на заводе особенности и в организации производственного процесса. Помимо того что здесь используются самые современные станки, их работа контролируется фирмой–производителем через интернет. И если возникает какая–то проблема, решить ее можно в считанные секунды — дистанционно. Экономия времени налицо!


Словом, завод во многом ломает сложившиеся стереотипы организации производства. Но на предприятии из своих новинок секрета не делают. Всегда готовы делиться опытом — ради общей пользы.


Павел МИНЧЕНКО, «СБ».


Могилевская область.


Из первых уст


Юрий Ржевуцкий, первый заместитель председателя Могилевского горисполкома:


— «ВМГ Индустри» — самое современное предприятие в городе. Аналогов по уровню технической обеспеченности, менеджменту на других могилевских заводах и фабриках нет.

Авторы публикации: Сергей ГОЛЕСНИК, Павел МИНЧЕНКО, Валентина КОЗЛОВИЧ, Аэлита СЮЛЬЖИНА

 
Теги: Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
При подготовке акции «СБ» «Модернизация» в поле зрения журналистов попадают самые разные предприятия...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика