О том, что на зарплату «в конверте» свое будущее не построишь, а нанесешь ущерб и себе, и государству, говорено много. И тем не менее многие предпочитают именно такой способ расчета. Это подтверждают многочисленные проверки налоговиков. Например, в Гомельском районе зарплата водителей одного из предприятий не отражалась в бухгалтерии, работали по негласной договоренности: 10 процентов от стоимости перевозимого груза. При этом свой труд директор оценил более чем в 100 миллионов рублей, конечно, тоже «серых». В Ельском районе руководитель начислил себе «из–под полы» около 60 миллионов. А в Дрогичинском районе сотрудники одной частной компании работали вообще без трудовых договоров по принципу: часть зарплаты — на карточку, часть — «в конверте». Подобных примеров — масса. Только за прошлый год количество нарушений, связанных с махинациями с заработной платой, выросло в два, а по некоторым позициям — почти в три раза.
Причина, по которой работодатель уходит в тень, ясна, как день: таким образом он сводит к минимуму выплаты в Фонд соцзащиты населения. Подсчитаем вместе. Помимо 12–процентного подоходного налога, удерживаемого из зарплаты, нанимателю приходится уплачивать 34 процента отчислений в ФСЗН, а также взносы на обязательное профстрахование. Крутя–вертя с этими 34 процентами, можно прибавить кому–то в зарплате или увеличить свой оборот. Работники легко соглашаются на «серую» наличность: лишь бы платили! Некоторые считают, что даже остаются в выигрыше: дескать, начальство меньше тратится, да и я не внакладе.
Однако что такое зарплата «в конвертах»? Своего рода мина замедленного действия. Самый крупный минус — страдает будущая пенсия, которая формируется из поступлений в Пенсионный фонд. И чем ниже цифры официальной зарплаты, тем меньше вы получите впоследствии на заслуженном отдыхе. Кроме того, казна Пенсионного фонда оплачивает больничные, пособия по временной нетрудоспособности, уходу за ребенком, по беременности и родам и т.д. Сами подумайте, как вам оплатят бюллетень, если в официальных бумагах ваша зарплата значится втрое меньше? Для любителей «конвертов» недоступны и банковские программы, кредиты, где играет определяющую роль справка о доходах. А значит, прощай мечта о покупке собственного жилья. С отпускными, кстати, тоже возможны проблемы. Но понимают это лишь тогда, когда гром грянет...
По словам начальника отдела информационно–разъяснительной работы, пресс–секретаря Министерства по налогам и сборам Сергея Шкута, есть несколько популярных лазеек, позволяющих работодателям обойти закон. Например, люди работают без договора о найме: фактически их просто не существует. Бывает, зарплата не отражается в бухгалтерском учете. Или она ниже минималки. Порой в штате числятся более трех человек, которые ипэшнику не близкие родственники и не члены семьи. Как с ними рассчитывается? Все так же — «конвертом». Самые распространенные сферы, где процветают «серые» зарплаты, — строительство, торговля, общепит, ремонт и обслуживание автомобилей.
Причем факт зарплат «в конвертах» доказать сложнее всего: расчет–то происходит без свидетелей. И сотрудники, как правило, покрывают свое начальство. Правда выходит наружу, когда ситуация накаляется, — скажем, возникают проблемы с оплатой больничного.
По словам начальника отдела труда и заработной платы комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ларисы Жуковой, в основном идут на нарушение трудового законодательства частные фирмы. Свежий пример. Пришли со своей бедой молодые люди: устроились строителями в одну из компаний, обещавшей зарплату 800 долларов, работали от зари до зари, прошло два месяца, а не получили ни копейки. Причем с первого же дня добивались от нанимателя выдать на руки трудовой договор. Когда наконец увидели бумагу, глазам не поверили: в графе «зарплата» вместо обещанного значился всего 1 миллион рублей. И ничего здесь, увы, не попишешь... По опыту Лариса Александровна знает: если фронт работы большой, первые несколько месяцев все–таки платят, как договаривались. Потом наступает полный финансовый штиль. «Конвертные» отношения длительностью не отличаются.
Специалисты утверждают: если с вами не заключают договор, выдают зарплату на руки, знайте: дело нечисто. Некоторые работодатели любят прикрываться рассуждениями о тяжелом положении бизнеса, дескать, час банкротства не за горами. Однако если платят больше, чем указано в официальных бумагах, значит, не все так плохо? Скорее всего, у предприятия есть теневой капитал. Как правило, говорит Сергей Шкут, зарплаты «в конвертах» — всего лишь верхушка целого айсберга различных финансовых махинаций.
Со своей стороны, налоговики пытаются пресекать «черный нал», проводя многочисленные проверки. Например, недавно в Дзержинске районная инспекция заинтересовалась 45 гражданами, приобретавшими дорогие автомобили, жилые дома и квартиры. Практически у каждого четвертого расходы превысили доходы, бюджет в результате недосчитался 18 миллионов рублей налога. Всего же за нынешний год прошло уже более 900 проверок. И все чаще оказывается, что жалобы руководителей, что их компания «вот–вот закроется», не мешают им бойко торговать с другими странами. Вот результат: общая сумма отчислений, недоплаченных государству нанимателями, за девять месяцев составила 5,8 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цифра увеличилась, трудно поверить, более чем в 20 раз!
Проблема в том, что у нас работник, которому аукнулась «серая» зарплата, выступает в роли жертвы. Дескать, обманули беднягу, поэтому наказывают начальника. Только был ли обман? В Уголовном кодексе РФ появилась статья, предусматривающая срок до трех лет за то, что сотрудник покрывал начальника. «Раз гражданин знает, что налоги с его зарплаты не уплачены, и продолжает ее получать, значит, делает это сознательно», — резонно рассудили в налоговой службе. У нас призвать к разуму и совести думали по–другому. Был разработан проект указа, призванный стимулировать работников сообщать о «серой» кухне. Сегодня это в каком–то смысле себе дороже. Поставил контролирующие органы в известность — будь готов сам и доплатить подоходный налог. Пока идея зависла в воздухе. И представители бизнес–сообществ поддерживать ее не спешат. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин считает, что подобными мерами соблюдать закон не заставить: «Причина выплат в «конвертах» — высокие социальные отчисления. Знаю случаи, когда директора фирм урезают собственные зарплаты, лишь бы достойно оплачивать труд своих подчиненных и оставаться в поле легального бизнеса. Другие же просто уходят в тень. Начинать надо с ослабления социальной нагрузки». Удастся ли найти компромисс?
Цифры «СБ»
Самые распространенные нарушения трудового законодательства (по результатам проверок налоговых органов за нынешний год):
Невыдача заработной платы — 128 случаев.
Зарплата ниже минимально гарантированного уровня — 76 случаев.
Зарплата, не отраженная в бухгалтерском учете, — 723 случая.