Приближение праздников с каждым днем все больше и больше ощущают пограничники и таможенники. На рождественские распродажи в Литву и Польшу спешат автомобилисты. Водители фур, наоборот, стремятся быстрее закончить свои заграничные командировки. Очереди в пунктах пропуска западного направления в конце декабря — явление уже традиционное. Однако в этом году, пожалуй, творится что–то особенное. Ситуацию осложнили снегопады и недавний скандал с массовым задержанием литовских таможенников. «СБ» решила выяснить, а как обстоят дела сейчас?
На интерактивной карте сайта Государственного пограничного комитета проблемных погранпереходов — пять. Тех, где «очередь большая и превышает пропускную способность». Самая тяжелая ситуация — на границе Гродненской области и Польши, а также на въезде в Литву (относительно спокойно лишь на пункте пропуска «Привалка — Райгардас» в Островецком районе). А вот попасть на территорию Украины можно за считанные минуты.
«Каменный Лог — Медининкай». Основные ворота в Вильнюс для жителей нашей страны. Вчера утром в очереди на Литву здесь коротали время водители и пассажиры 60 легковых и 250 грузовых автомобилей. Со стороны же Евросоюза вереница насчитывала 230 фур. А ведь на прошлой неделе очередь растягивалась на целых десять километров! Водители застревали на несколько суток. Литве со стороны Беларуси даже была направлена нота. Сейчас обстановка день за днем нормализуется. Александр Колобов, помощник начальника Сморгонской пограничной группы по работе со СМИ, назвал ее вполне приемлемой:
— При пропускной способности 1.000 грузовых автомобилей в сутки границу фуры пересекут примерно за полдня. Легковые — за час–другой. Рождественский ажиотаж мы имеем в виду: если появится необходимость, перейдем на усиленный режим пограничной службы.
К слову, снегопад на работу этого пограничного перехода никак не повлиял. Постарались коммунальники, которые оперативно расчищали подъезды к границе. А вот на пункте пропуска «Бенякони — Стасилос» непогода едва не вызвала транспортный коллапс. Впрочем, стоит ли винить стихию, когда некоторые водители и сами вели себя опрометчиво?
— В ночь с пятницы на субботу один из «дальнобойщиков» решил объехать очередь по встречной полосе. А там — машина. Остановились. Сдвинуться ни влево, ни вправо не смогли. Все было заметено. Стояли до утра. Пока мы подняли все организации, пока дождались местных механизаторов с необходимой нам техникой, пока растянули... Таможня в нормальном режиме в итоге заработала где–то в полдень. Однако уже в воскресенье все дороги у нас были проходные, — приводит пример председатель Вороновского райисполкома Николай Розум.
Вчера утром в Беняконях возможность выехать из Беларуси ждали 290 «дальнобойщиков». Въехать — 160. Дорога к пункту пропуска проходит через деревню. А значит, в том числе и там днюет и ночует вереница фур. Впрочем, из разговора с Николаем Розумом я понял, что соответствующие службы проследят за тем, чтобы автомобилисты, выезжающие за рубеж, соблюдали правило, согласно которому остановка в самом населенном пункте запрещена.
Новый министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил: для решения проблем на пунктах пересечения границы с Беларусью необходимы новые стратегические решения. В частности, улучшение инфраструктуры постов — оборудование дополнительных стоянок для ожидания, полос для движения. Чтобы перевозчики могли зарезервировать удобное им время, вполне возможно, будет реализован проект «электронная граница». Надеются и на два новых пограничных пункта, которые должны появиться в следующем году после необходимых согласований.
А вот на пробки на пограничных переходах с Польшей — в пунктах пропуска «Кузница — Брузги» и «Бобровники — Берестовица» — в первую очередь повлиял именно снегопад. На польской территории там замерли 900 и 600 машин соответственно. Сотрудники Гродненской пограничной группы связывают ситуацию с холмистым рельефом местности. Мол, тронуться на заметенной дороге большегрузному автомобилю достаточно трудно.
— На выезд же сейчас стоят 150 и 200 грузовых автомобилей соответственно. Очереди из легковых авто нет вообще. Я заверяю: пограничные и таможенные службы Гродненского региона были готовы к изменению ситуации на границе — как к традиционному увеличению грузопотока, так и к погодным условиям. Справляемся, — прокомментировал помощник начальника Гродненской пограничной группы по работе со СМИ Сергей Шумейко.