Итоги и прогнозы
15.01.2013
—
Разное
|
![]() Чем запомнился минувший год и чего ожидать в 2013 году в экономическом и геополитическом плане? В начале каждого года политологи и эксперты традиционно подводят итоги года минувшего и пытаются заглянуть в завтрашний день, ответить на вопрос: куда движется мир, к чему готовиться? Это не просто желание объективно осмыслить происходящее, но и попытка найти некий ориентир для дальнейшего движения. Сегодня уже ни для кого не секрет, что мир развивается несравнимо более масштабно, стремительно и непредсказуемо, нежели в прошлом столетии. Меняется состав мировых лидеров, пересматриваются многие ценности, нарастает конкуренция. И в этой системе выигрывает тот, кто бежит чуточку быстрее остальных. В прошлом году Беларусь еще раз доказала свою способность выстраивать успешную антикризисную политику. Можно сказать, что мы достойно вышли из самого сложного периода в своей истории. Но что дальше? Какие проблемы необходимо решать в первую очередь? Как международная обстановка может повлиять на ситуацию в нашей стране и насколько эффективна в противостоянии глобальным вызовам и угрозам евразийская модель интеграции? Об этом шел разговор на заседании круглого стола в “Народной газете” с участием белорусских и российских экспертов. С учетом национальных интересов
Однако настораживает, что в общем объеме внешней торговли по-прежнему большую долю занимают нефтепродукты, полученные в результате переработки российской нефти, что делает отечественную экономику в значительной степени зависимой от объемов поставок и отпускных цен на энергоресурсы, которые устанавливаются российскими партнерами. На мой взгляд, для обеспечения устойчивости суверенного развития белорусского государства необходимо усиливать иные экспортные позиции, что невозможно без эффективных управленческих шагов, в том числе тотальной модернизации промышленных предприятий на инновационной основе. Наиболее заметными явлениями в политической сфере были выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, а также кадровые решения главы государства относительно ротации высших должностных лиц. Омоложение и изменение состава депутатского корпуса обещает усилить законотворческую работу в стране, сделать ее более инициативной и качественной. Вместе с тем отмечу, что в новом составе парламента практически не представлены политические партии, что свидетельствует об их низком авторитете в обществе, а также об определенной неразвитости отечественной политической культуры. Это является негативным фактором развития политической жизни страны, создает ситуацию дефицита мнений, идей и оценок, поэтому проблема нуждается в скорейшем разрешении. Полагаю, что существенным фактором для формирования единой по базовым ценностям развития многопартийной системы и становления субъектного гражданского общества могло бы стать введение практики государственного финансирования политических партий и общественных объединений, включая возможность получения зарубежного финансирования под контролем государства. Подобные практики используются, например, в России, Польше, Эстонии и приносят значительный внутриполитический и внешний имиджевый эффект.
Можно также выделить проигрыш правящей партии на парламентских выборах в Грузии. Это говорит о том, что реформы грузинской власти, которые пиарились на постсоветском пространстве чуть ли не как самые успешные, по крайней мере с западной точки зрения, оказались вовсе не столь однозначными. Достаточно интересная ситуация складывалась в Украине и вокруг нее. По результатам выборов в Верховную раду в украинский парламент прошла ультраправая националистическая партия “Свобода”. Ничего подобного в СНГ еще не было. Чем это кончится — неясно, но вряд ли чем-то позитивным. Что касается других событий в мире, они так или иначе были завязаны на том, что США и их союзники всеми доступными путями обеспечивают свои интересы в разных регионах планеты.
Судя по всему, тренд на обострение международной обстановки продолжится и в наступившем году. Это обострение будет связано в первую очередь с возможной международной военной интервенцией в Сирию с участием стран НАТО и Лиги арабских государств, что впоследствии может привести к масштабному конфликту этих же государств и их союзников с Ираном. Резервы и возможности
Евразийский проект
Александр ШПАКОВСКИЙ: — Если говорить о взаимоотношениях Беларуси и Европейского союза, то обе стороны понимают бесперспективность нынешнего положения и практики конфронтации. Ряд руководителей ЕС уже разочаровались в тупиковой тактике санкций и изоляции, которую с определенными целями подсказывают еврочиновникам отдельные “советчики” из числа белорусских политических деятелей, проживающих за рубежом. Подобное понимание наряду со стремлением белорусской стороны к установлению взаимовыгодных, добрососедских отношений со странами Запада является дополнительной возможностью для возвращения к диалогу и сотрудничеству. Арсений СИВИЦКИЙ: — На мой взгляд, приоритетным направлением внешнеполитической активности для Беларуси в этом году все же станет участие в евразийских интеграционных процессах, а именно подготовка к образованию Евразийского экономического союза, план создания которого должен быть разработан и принят к маю нынешнего года. При этом стратегической задачей является трансформация повестки дня евразийских интеграционных процессов — переход от унификации условий хозяйствования к реализации крупных инфраструктурных проектов с участием белорусской стороны. Значительный авторитет в рамках процессов евразийской интеграции Беларусь сможет также себе приобрести, если разработает “формулу” привлечения в Евразийский экономический союз новых государств постсоветского пространства — Кыргызстана, Таджикистана, Украины.
С другой стороны, мы видим, что ситуация в мире остается сложной. ЕС пока не выработал механизма для выхода из зоны риска таких стран, как Греция, Ирландия, Испания, Португалия. Кризисные процессы затронули также ведущие государства еврозоны — Францию и Германию. К тому же Европа сильно зависит от поставок нефти и газа, а в ключевых районах их добычи — на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива сохраняется напряженность. Те государства, которые стремятся проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику не в угоду развитым странам, а в угоду своим национальным экономикам, попадают под серьезное давление, что дестабилизирует обстановку в глобальной экономике. Конфликты там могут принять необратимый характер по примеру Афганистана, где война не прекращается с 70-х годов прошлого века. Следует учитывать и тот факт, что США постепенно утрачивают свои лидирующие позиции в мировой экономике. Пальму первенства у них отбирает Китай, который в последние месяцы демонстрирует удивительные темпы роста и в торговле с Россией уже вышел на первое место среди ее основных торговых партнеров. На этом фоне постсоветское пространство рассматривается как один из наиболее стабильных регионов, которому прочат динамичное развитие. В прошлом году в СНГ запустили процесс создания зоны свободной торговли. Все страны заинтересованы в новых формах инновационного партнерства, и в связи с этим в рамках СНГ принята Госпрограмма инновационного развития на период до 2020 года. В этом году председательство в СНГ перешло к Беларуси, которая будет реализовывать программу так называемой экологической экономики, а это одна из ключевых идей развитых стран. Новые формы сотрудничества необходимо развивать и в рамках Союзного государства Беларуси и России, придавая еще большую динамику союзным программам и унификации законодательства.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чем запомнился минувший год и чего ожидать в 2013 году в экономическом и геополитическом плане? |
|