Искренний разговор. 21.by

Искренний разговор

16.01.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Пресс-конференция Президента белорусским и зарубежным СМИ


285 белорусских и зарубежных средств массовой информации. 350 представляющих их журналистов. Более шестидесяти вопросов. Пять часов живого разговора. Уже эти цифры дают вполне внятное представление о прошедшей в Национальной библиотеке пресс–конференции Президента.


Интерес к таким мероприятиям всегда высок. Журналистам импонирует свойственная Александру Лукашенко открытая и откровенная манера общения с представителями СМИ. Их ожидания оправдались и на этот раз. Президент сразу предложил построить разговор не в традиционной манере вопросов–ответов, а настроиться на заинтересованную дискуссию:


— Давайте вместе обсуждать проблемы... Да, я действительно хотел бы на вас воздействовать своим словом, силой убеждения. Но если вы думаете, что, задавая вопросы и требуя ответов, не воздействуете на меня, — это неправда. Вы тоже воздействуете на Президента, и поверьте, я — незакостенелый человек и очень серьезно воспринимаю все, о чем мы будем говорить.


А разговор состоялся буквально обо всем. Пожалуй, не осталось ни одной темы, по поводу которой журналисты не спросили бы мнения Президента. Раскрепощению аудитории явно поспособствовало само начало беседы. Александр Лукашенко открыл папку. В ней — подготовленный дайджест последних материалов СМИ. Некоторые сетевые ресурсы накануне пресс–конференции поинтересовались у разных людей: о чем бы они хотели спросить Президента? Результаты опросов опубликовали. И Президент неожиданно начал разговор именно с ответов этим заочным участникам. Надо ли говорить, что их интересовали на первый взгляд не самые удобные вещи. Ну вот, к примеру, Александр Лукашенко пересказал:


— Ожидают, чтобы я «покаялся» за проблемы в экономике и внешнеполитическую изоляцию...


Секундная пауза — и неожиданный ответ:


— Думаю, что меня этот человек слышит... Каюсь... Каюсь. И если этому человеку легче станет, в третий раз говорю: каюсь. За те проблемы, которые сегодня существуют в нашей стране... Даже если бы я не покаялся, я все равно первое лицо в государстве, Глава государства по Конституции, и хочу я этого или нет, но я несу ответственность за те проблемы, которые сегодня существуют в нашей стране...


Александр Лукашенко — тонкий полемист, и уже эта цитата у людей вдумчивых должна была бы сбить настрой на разговор с камнем за пазухой... Были в зале и такие. Традиционно к разговору приглашаются представители самых разных медиа. И вот какое сложилось впечатление. Если в большинстве своем аудитория задавала вопросы о сферах, действительно важных для страны и общества, то некоторые репортеры пришли скорее для того, чтобы покрасоваться. Полюбоваться собой. При этом не особенно вникая в суть проблем, которые пытаются затронуть.


Вот юная журналистка задает до банальности заезженный и набивший оскомину вопрос: могут ли быть освобождены так называемые «политзаключенные»? На встречное уточнение Президента о том, знает ли она, сколько таких людей несли наказание, за что конкретно и сколько их осталось, барышня ответить затруднилась. Видимо, не особенно в теме. Профессиональный уровень — удручающий...


Что ж... Есть журналисты, которым, наверное, хочется, чтобы вся жизнь в стране вращалась вокруг пары–тройки тем, которые им представляются особенно горячими и актуальными. Партии, движения, риторика... Заблуждение, достойное лишь сочувствия. А реальная жизнь сложнее и многограннее. И во многом даже скучна. Здесь и пресловутые надои с привесами. ВВП и модернизация. Рентабельность и производительность труда. Развитие села и работа на внешних рынках. Детсады, школы, больницы и университеты. Воспитание подрастающего поколения и забота о стариках... Всего не перечислишь. Но все это и есть наша страна, наша реальная жизнь. Все это — мы!


Поэтому и интересуются гомельские журналисты перспективой строительства стокилометровой железной дороги в Полесье. Это важно для развития этого богатого природными ресурсами края. Гродненцы беспокоятся за судьбу «ГродноАзота». Витебчане — за будущее «Славянского базара». А всех вместе беспокоят темы интеграции, оптимизации госаппарата, строительства жилья, обслуживания внешнего долга, собственности на землю... И еще многого и многого, что характеризует нашу жизнь сегодня и определяет завтрашний день. Скучно? Для кого–то, наверное, да. Но актуально. И не исключено, как метко заметил Президент, что именно в этой скуке рабочей и созидательной рутины наше счастье. Александр Лукашенко раскрывал свою точку зрения на затрагиваемые в разговоре проблемы, как всегда, обстоятельно и искренне.


В частности, Президент сказал:


Об итогах 2012 года


— Чуть более года назад в этом зале примерно в таком же формате мне пришлось отвечать на ваши вопросы, в том числе и вопросы острые.


Главное, о чем мы с вами говорили, это будущее нашей страны. Я называл условия, при которых мы сможем обеспечить социально–экономическую стабильность в Беларуси, сохранить независимость нашего государства.


Легкой жизни, если помните, я не обещал, но и мрачными перспективами я вас тоже не запугивал.


И вот минул 2012 год. Сегодня мы с вами уже можем делать какие–то выводы: что же из сказанного сбылось, а что в силу тех или иных причин нет. Тогда я высказал уверенность, что в целом мы с новыми вызовами времени справимся. И сейчас констатирую: это так и произошло, это свершившийся факт.


Мы добились пусть небольшого, но стабильного роста экономики, обеспечили увеличение реальных доходов населения. Притом нас критикуют часто за низкие темпы прироста ВВП. Это правильно, но это очень интересный и специфический показатель. И когда я с Правительства начинаю требовать объяснений, они, должен признать, весьма аргументированно мне показывают, что главное ведь в экономике — это такие направления, как сельское хозяйство, промышленность, а они ведь выросли даже выше запланированных показателей: сельское хозяйство вместо 5 — 6,5 процента (и то это еще неуточненные данные), а промышленность — вообще около 8 процентов вместо 6,5 процента, которые мы планировали. Но самое главное, что прирост реальных доходов населения превысил 20 процентов.


Может быть, не все задуманное удалось осуществить, не все запланированные высоты мы взяли. Вы понимаете, что прошлый год — это был год весьма сложный, нам надо было за год разобраться с финансовыми неурядицами и теми неразберихами, которые нам достались от 2011 года. И давайте будем откровенны, более–менее мы с этой проблемой справились. В этом была главная цель нашей экономики, потому что без финансовой стабилизации невозможно было бы говорить о развитии экономики, модернизации нашего производства, повышении в конечном итоге реальных доходов населения.


Конечно, всегда хочется большего, но для нас, белорусов, есть только один способ добиться этого самого большего — лучше работать. Другого нет. Об этом, кстати, я уже говорил.


Простой, но яркий пример. Мы сработали в целом по году лучше, чем в прошлом году, достигли серьезных качественных подвижек. Что особенно важно — нарастили экспорт, получили положительное внешнее торговое сальдо, можно сказать, практически впервые в таком объеме за всю нашу историю. То есть больше валюты поступило в страну, чем это было когда–то, даже несмотря на то, что мировая конъюнктура цен была не в нашу пользу.


Многие, в том числе и журналисты, тогда критиковали меня: не сможет экономика эту задачу потянуть. Но ведь смогла же.


Помню, какие мрачные картины грядущего рисовали некоторые знатоки–аналитики. Я вам советую от этих «оракулов» держаться подальше, потому что у них совершенно иные цели — не информировать население, а, занимаясь грязной политикой, запугивать население, как это, кстати, было совсем недавно со стороны отдельных наших «господ» (мы сейчас разбираемся с этим вопросом), когда пытались дестабилизировать в начале года курс национальной валюты. Ну, слава Богу, что раскусили их быстро и ничего у них не получилось.


Что касается журналистов, я от вас всегда требовал, просил, буду требовать и просить только объективности. Знаете, видели, слышали — анализируйте, делайте выводы и критикуйте, если того заслуживает первая власть. Мы обязаны прислушиваться к тому, что вы говорите. Но только правда и ваша личная убежденность!


Я не хотел бы, чтобы мы путали свободу слова с безответственностью. Не поощряйте невежество. И уважительно относитесь к своим читателям, зрителям, слушателям.


Ну а чтобы избавить от поиска комментариев всяких гадателей на кофейной гуще, я готов, как это обычно, отвечать честно и откровенно, подробно, если нужно, на все ваши вопросы.


О вопросах Президенту в сети интернет


— Я вот только что, приехав сюда, получил последний обзор средств массовой информации. Хотел бы, пока вы надумаете задавать вопросы, на некоторые ответить, которые в средствах массовой информации различного толка якобы хотели направить Президенту.


Гринюк, Центр системных бизнес–технологий «Сатио», интересуется, как я оцениваю состояние частно–государственного партнерства в Беларуси?


Положительно оцениваю. Но частники, которые сегодня умеют заруливать в одном направлении и требовать чего–то от государства: «давайте либерализацию», «нет контроля», «что хотим, то и воротим», должны понимать — этого не будет в стране. Частник многое делает для того, чтобы создать благо для того, чтобы приумножить богатство, но мы же люди неглупые и понимаем, что все частники прежде всего смотрят в свой карман. Никто своего из своего кармана не достанет и никому не подарит, ни государству, ни народу. А надо понимать, что не он такой великий, создает блага нашего народа, что там работают еще тысячи людей, у него в фирме, компании и они имеют право на достойную заработную плату, достойное существование. Возьмите простой пример — жилищное строительство. Давайте обратимся к советским временам. Я вчера Премьер–министру поставил этот вопрос, чтобы он был учтен в этом году. Каждое предприятие фактически, каждое, даже бедный колхоз, строило жилье для людей, для своего коллектива. Скажите: что сегодня частники построили для своих людей, которые у них работают? За малым исключением — ничего, мы, мол, вам заплатили, вы идите и покупайте. И что он за ту зарплату купит? Кроме государства, сегодня никто не занимается этим вопросом, даже государственные организации, предприятия крупные. И вот в этом плане мы должны сделать определенный крен. Я вчера об этом Премьер–министру сказал и поставил перед ним конкретную задачу.


Все сегодня из частников, кто хочет честно работать в Беларуси и заработать не просто на жизнь, а на нормальную жизнь, работают и зарабатывают. Ну а те, которые не понимают того, что надо ведь и людям чего–то дать, чтобы они нормально жили, мы их немножко будем поворачивать в сторону людей. Того, кто любит в чужой карман заглянуть, будем очень жестко ставить на место. Вот и все частно–государственное партнерство. Вы, наверное, мою политику в этом плане знаете.


Всем известный мой друг Станислав Богданкевич ратует за автономию Национального банка, чтобы он мог существовать независимо, и от Президента в том числе. Но вы знаете, что Национальный банк действительно у нас существует независимо. Но Президент, и я это честно вам говорю, в любой момент может потребовать от Национального банка отчет, Президент может проконтролировать ситуацию, которая складывается в Национальном банке, и потребовать проведения других мероприятий в интересах государства и нашего народа. Так пока будет!


Посмотрите на Евросоюз — самая продвинутая организация. Посмотрите на Соединенные Штаты Америки — как только кризис наступил и рухнули некоторые финансовые организации и банки, то мгновенно заговорили о контроле и ввели его... А нам говорят, что все должно быть независимо. Но это мне неново. Как только все становится независимым и спросить некому, так начинается драка...


Нигде никакой, ни в одном государстве, нет абсолютной автономии. И никто сегодня, даже Станислав Богданкевич, не скажет, что Президент излишне давит на Национальный банк. И Председателю Национального банка, и Премьер–министру я публично сказал, что хорошо: и финансы хорошо, и реальная зарплата, но модернизация ведь идет, если мы не модернизируем предприятия, то нам нечего будет делать в Едином таможенном пространстве, не говоря о ВТО. Это вопрос выживаемости. И меня волнуют сегодня кредитные средства, а это ведь должны быть «длинные» деньги. Хватает ли их? Как Правительство и Национальный банк в этом направлении будут работать? Вот единственное мое требование — я хочу, чтобы страна развивалась и развивалась экономика. Вот и все требования со стороны Президента. Ну и, естественно, — соответствующий контроль, потому что это огромная и серьезная организация. И вне контроля ни одна организация существовать не может.


Некий Чалый, экономист, говорит: «Готовится отставка Правительства, поэтому стоит ли жестко спрашивать с него, то есть могу ли я спрашивать с Правительства, коль оно будет отставлено, может, ставить задачи более реалистичные?»


Я думаю, что экономист Чалый знает, как принимаются в нашей стране решения, особенно те задачи, которые я ставлю перед Правительством. А основная задача ставится в основных направлениях развития нашей страны на год. Как принимается решение? Очень долго, в течение почти года. После I квартала начнется проработка основных направлений развития на 2014 год. И начинается она снизу. И пока Правительство с губернаторами сами для себя не утрясут эти показатели, они ко мне не придут. Ведь они должны будут выполнять. И, поверьте, в последние годы и на предыдущий год не я доводил эти задания, а именно ко мне пришли с завизированными документами и предложили вот такой план. Я даже не вмешивался. После финансовой неразберихи, думаю, если в 2012 году Правительство пять–шесть процентов ВВП выдаст, спасибо ему. Недотянули... Предложения принесли те, кто должен был исполнять. Я их принял. Задал вопрос: «Слушайте, вы уверены в том, что вы 8 процентов ВВП дадите?» — «Да, мы уверены, у нас есть расчеты, у нас всe есть...» — «Хорошо, буду вам благодарен за это».


Вот как принимались эти решения. А не то что я там, сидя где–то в кабинете, написал «8 процентов» росчерком пера и сказал: «Идите выполняйте». Я мог бы так сделать, конечно, имея на это право, но я никогда так не поступлю. Как экономист я понимаю, что под каждую цифру должны быть расчеты. И человеку, который хотел бы мне задать этот вопрос, упрекнув меня в том, что я нереалистично ставлю задачи, я отвечаю прямо — я их формализую, утверждаю, по крайней мере, в последние два–три года, требуя, конечно, определенного баланса, чтобы экономика развивалась, чтобы доходы населения росли, чтобы права человека не нарушать по главным направлениям — нормальная жизнь и достойная зарплата, чтобы детей можно было кормить...


...Нападающий БАТЭ, уважаемый мной Родионов, хочет задать мне вопрос о рациональном использовании средств, как я это вижу.


Сейчас мной этот вопрос поставлен железобетонно. Сегодня идет проработка вопроса: как рационально использовать средства?


Должен сказать, что и БАТЭ пусть спасибо скажут, — я их всегда освобождал от налогов, имея в виду, что они все–таки молодцы, они свои деньги в последние годы зарабатывают. Но пусть не забывают о том, что даже за эти деньги они стадион в Борисове не построили и не построят. Этот стадион строит в том числе и государство. И вкладывает, наверное, еще больше средств, чем клубы. И я бы не сказал, что мы нерационально использовали средства при строительстве объектов, где спортсмены должны показывать результат. А вот Родионов должен понимать, что есть вопросы у меня, и очень серьезные, к самим спортсменам. Один вопрос: где результат? Ну хотя бы на уровне БАТЭ выдали результат... Хотя и БАТЭ могу задать ряд вопросов по последним их играм. Когда я включал телевизор и смотрел повторные матчи с испанцами, немцами, французами, их повторные матчи после блестящих первых игр, то я выключал телевизор. Мне было стыдно и обидно до слез, когда по 4 мяча пропускали в свои ворота. Я пристально наблюдаю за спортсменами, потому что спортсмен — это очень многое для нашей страны, это имидж нашего государства.


А средства платить надо спортсменам за работу. Вот тут мы отрегулируем на всю катушку. Будут получать зарплату, для того чтобы прокормить семью и самим тренироваться. За результат — будут получать много...


...Некий музыкант Куллинкович спросил бы у Президента в первую очередь о том: знает ли он о существовании в стране «черных списков» белорусских исполнителей?


Вот честно говорю: не знаю о «черных списках» белорусских исполнителей.


Я очень попрошу Главу Администрации Президента и его заместителя по идеологии: вы мне, пожалуйста, доложите об этих «черных списках». Поверьте, я никому таких поручений не отдавал.


А если кто–то, я так предполагаю, «оплевал» страну, ну так, пожалуйста (кто–то, наверное, за это заплатил?), тому пусть и поют. Хотя я опять же хотел бы знать об этих фактах, а они мне действительно неизвестны.


Ну вот это то, что успела пресс–служба за ночь мне подготовить. Наверное, не ждали ответа от меня на эти вопросы, но тем не менее я извиняюсь, отвлек ваше внимание и решил на них ответить, чтобы уже действительно никто не упрекал, что я тут собрал своих, они мне «выгодные» вопросы задавали. Я ответил и на «невыгодные» вопросы.


О главном


— Я знал, что наша страна, власть, общество, вы в состоянии обеспечить всe необходимое для нашего народа, и главное — это стабильность, предсказуемость, спокойствие в нашей стране, то, что нужно прежде всего нормальному человеку для жизни. Меня больше всего волновали последствия финансовой неразберихи, порожденной вступлением в ЕЭП, другими вопросами. Помните, мы вводили пошлины на автомобили, из–за чего наши граждане до того, как мы их ввели, 3 млрд. долларов вывезли из страны. Мы почти лишились золотовалютных резервов. Для меня было важно стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Мы это решили. Более того, 8 млрд. 200 млн. долларов примерно мы нарастили золотовалютные резервы, получили бездефицитный бюджет, даже небольшой был профицит. Мы профинансировали все мероприятия, даже чуть больше, которые запланировали. Конца света не наступило, обвала национальной валюты, как планировалось с 1 января, тоже не наступило, даже с провокационными sms–сообщениями. Поэтому для меня было главное — стабилизация «кровеносной системы» нашей экономики. Мы стабилизировались. Мы остались в прогнозных показателях, в том числе по инфляции, создали некий задел на этот год.


Я вам должен сказать: не сбудется то, что нам предвещают наши злопыхатели и враги. Вот этого не будет. Мы будем существовать как стабильное независимое государство!


О курсе валют


— Вы знаете, ну если уж откровенно говорить, в былые времена мы как–то пытались удерживать крепким белорусский рубль. К чему это привело, вы знаете. Поэтому Национальному банку и Правительству была поставлена железная задача: ни в коем случае ничего искусственно не сдерживать! Уже в течение примерно 1,5 — 2 лет только если острые пики возникают падения или подъема национальной валюты — Национальный банк немножко их пытается сглаживать. В прошлом году даже в этом не было необходимости.


Я всегда говорил: у нас складывается реальный рыночный курс белорусского рубля. Поэтому не надо бегать в обменники и стоять в очереди.


Сегодня говорить о том, что завтра у нас рухнет рубль, ну это, по меньшей мере, не соответствует действительности. И ведь те, кто говорил в прошлом году, видели же, что у нас примерно на 5 миллиардов долларов в страну валюты больше поступило. При плохой конъюнктуре рынка мы на 5 миллиардов больше, чем в 2011 году, получили в страну доходов от экспорта. Все это видели. Но надо было показать, что власть говорит одно, а на самом деле происходит другое.


Мы не будем искусственно ничего сдерживать: сколько будет стоить этот доллар или евро, столько за него население будет платить. Как и все государства, будем сглаживать, если появятся какие–то резкие падения или всплески.


О присутствии на рынках Латинской Америки, Азии и Африки


— О Латинской Америке... Когда–то мы там вообще ничего не имели, а сегодня имеем 3,5 миллиарда долларов примерно товарооборот, около 2 миллиардов — наш экспорт. То есть всe в нашу пользу. Поэтому «надо было туда идти или не надо?» — тоже ответ отдельным «злопыхателям» на этот вопрос. И там, где нас принимают, туда надо и идти, мы там нужны. Я по Венесуэле, по Бразилии и другим странам убедился, что у нас есть много групп товаров, которые пользуются громадным там спросом. И мы приняли решение, что у нас опорным пунктом станет Венесуэла и через нее мы будем работать и на Эквадор, и на Кубу, на страны Центральной Америки, такие как Никарагуа, и особенно на Бразилию. И мы хотим там «заземлиться» и в ближайшее время получить хотя бы 5 миллиардов товарооборота. С этим континентом. Это будет хорошая прибавка в решении основной нашей проблемы — экспорт.


Что касается Азии, вы знаете, что среднеазиатские и азиатские республики постсоветского пространства — это, можно сказать, зона нашего интереса. Мы всегда интересовались этими странами и очень активно работаем с ними — от простой торговли до участия в модернизации экономики. В Казахстане мы участвуем примерно в 20 — 30 проектах. В Туркменистане мы строим горно–обогатительный комбинат и продаем немало своих товаров туда.


Я уже не говорю о Китае и Индии. Мы сразу лет 10 тому назад определились, что мы с этими государствами не можем не иметь нормальных экономических отношений. Вы, наверное, помните мои первые поездки? С Цзян Цзэминем ставили задачу (а уже третий президент после него пришел) — достичь хотя бы 500 миллионов товарооборота. Сегодня мы в 3 раза превзошли этот товарооборот, а может, и чуть больше.


Это хорошее направление сотрудничества. Это империя, это вторая страна в мире фактически. И слава богу, что мы с ними имеем такие отношения. Они нам здорово помогают. У нас открыта кредитная линия примерно на 16 миллиардов долларов — пожалуйста, проекты, которые нам нужны. Мы будем их реализовывать. Примером тому Светлогорск. Около миллиарда долларов. Мы строим завод беленой целлюлозы на кредиты китайцев.


То же самое и с Индией. Их больше всего интересовал научно–технический прогресс, наша наука. Пусть не так, как с Китаем, но у нас установлены очень хорошие отношения с Индией.


Вьетнам — это третья страна, очень близкая нам, бурно развивающаяся, порядка 80 миллионов человек населения. Это почти братья. И встречают они нас нормально, и сразу нам показывают, что они у нас хотели бы купить. Более того, они нам помогают с Лаосом, Камбоджей, Мьянмой сотрудничать.


Вы знаете о визите нашей правительственной делегации в Бангладеш, Индию. Ранее успешно прошел визит в Мьянму. А сейчас готовится очень масштабный визит на высшем уровне в Индонезию, Сингапур. Мы все больше и больше пытаемся осваивать эти рынки.


Завязываемся с Монголией, особенно в части нашей сельскохозяйственной техники и горнодобывающей техники. БелАЗы они уже начали покупать.


Несколько сложнее у нас обстоят дела в Африке. Но новому министру иностранных дел такая задача поставлена: нам надо найти 3 — 4 государства в Африке, мощных, как Венесуэла в Латинской Америке, которые в нас нуждаются. Надо начинать с малого, закрепляясь на рынках этих государств и работая с их территорий на соседние государства.


Думаю, что в ближайшее время мы этим путем пойдем.


Конечно, жаль, что мы, в принципе, потеряли Ливию, потеряли Сирию. В том смысле, что там идет война и пока еще трудно работать экономически с этими странами. Но я думаю, это временно. И рано или поздно мы восстановим наши отношения с этими государствами.


О роли стран–соседей во взаимоотношениях с ЕС


— Если Литва будет председательствовать в Европейском союзе — это не значит, что она будет там вершить дела. Поэтому я особо не лелею каких–то надежд в этом плане.


Но, как я говорил, соседей не выбирают, это Господь предопределил, и им надо жить в дружбе. 30 процентов бюджета Литвы формируется белорусами. В 2015 году Евросоюз, а может быть, и раньше в связи с ситуацией не будет дотировать Литву, как дотирует сейчас (2 — 3 миллиарда платит им). Этого уже не будет. Поэтому еще большие будут проблемы. И потерять партнерство с Беларусью — только недалекие люди в Литве могут на это пойти. Потому что до 10 миллионов тонн грузов мы переваливаем в портах. Порты сегодня живут за счет нашей продукции. Да, мы честно сказали, чтобы наши партнеры в Литве понимали, что мы прорабатываем и другие альтернативные варианты. И как только договоримся по портам в Ленинградской области, в Украине, по тарифам, мы, конечно, «яйца в одну корзину» класть не будем. Но если мы будем видеть со стороны наших партнеров в Литве, в Латвии человеческое к нам отношение, а мы этого заслуживаем, мы им «деньги даем» (в кавычки беру деньги даем), товары свои там переваливаем, даем работу людям, если они будут себя с благодарностью вести в отношении Беларуси, мы с ними готовы сотрудничать.


Мы будем исходить из того, как организуют свою политику внешнюю, внутреннюю по отношению к нам литовское, латвийское руководство. Нормальную — мы тоже по–человечески будем к ним относиться, будем развивать это сотрудничество. Нет — значит, нет...


О перспективах Союзного государства


— В Союзном государстве мы продвинулись и по правам человека, и по военным направлениям, и по сотрудничеству МИДов, и создали как в одном едином государстве целостные системы.


Поэтому быть Союзному государству! Мы спокойно функционируем в его рамках. Да, у нас нет там каких–то прорывных направлений. Наверное, мы еще к этому не подошли, не созрели для кардинальных решений.


Поэтому я абсолютно спокойно смотрю на те процессы, которые у нас происходят в отношениях с российским государством в рамках строительства Союзного государства. Нам надо закрепиться на тех высотах, которые мы смогли взять.


О дифференциации оплаты в ЖКХ


— Что касается дифференциации оплаты электроэнергии, стоит ли Правительство упрекать в этом? Думаю, что нет. Потому что, я уже говорил, по ЖКХ оплата у нас 20 процентов и даже при дифференцированной оплате электричества население не платит 100 процентов. Пока еще мы далеки при этой дифференциации от полной оплаты.


Да, определенное количество расходуешь электричества — плати по этой цене. Если ты хочешь сверх этих объемов расходовать — тогда надо и больше платить. Ну почему, допустим, вы, у которой маленький холодильничек стоит в углу на кухне, расходуя совсем небольшое количество электроэнергии, должны быть поставлены в равные условия с тем человеком, у которого три холодильника и один морозильник отдельно стоят на огромной кухне?


Надо понимать, что мы еще пока себя не обеспечиваем на 100 процентов дешевой электроэнергией. Более того, мы часть электроэнергии закупаем за пределами нашей страны, и там нам это недешево. И население сегодня не покрывает 100 процентов своими деньгами оплату по электроэнергии. Мы дотируем из бюджета. По ЖКХ где–то, по–моему, то ли 11, то ли 17 триллионов только в прошлом году мы из бюджета выплатили дотаций. Это огромная сумма! Конечно, потихоньку надо от этого уходить, но — с ростом заработной платы.


Что касается прихода частника в ЖКХ. У нас сотни товариществ собственников. Но однажды я уже замечание делал Правительству, после того как Якубович (Прим. — гл. ред. «СБ») прошелся по некоторым товариществам... Пять–семь чиновников создали товарищества, в 3 раза дороже берут за услуги с жильцов этих домов. Но главное, что они ведь создали это товарищество, не посоветовавшись, не спросив у того, кто должен платить.


Поэтому я обратил внимание Правительства, чтобы местные органы власти очень аккуратно формировали подобные структуры.


Все должно быть прозрачно и сознательно. Все должно идти от людей. Если хочешь товарищество создать, то люди должны собраться и вместе проголосовать. Но если нет — значит, будет обслуживать ЖЭС. Все должно быть на добровольной основе.


Мы будем контролировать очень жестко. И будем ориентировать частников, чтобы они придерживались уровня цен и тарифов жилищно–коммунальных услуг государственных организаций.


Об иждивенчестве


— Мы заставляли и будем заставлять иждивенцев, бомжей работать. Как это у нас принято по детям: бросил ребенка — иди и работай, чтобы ты содержал своего ребенка.


Но на законодательном уровне не надо затягивать с принятием решения. Мы уже к этому созрели. Чего там с ними возиться... 12 тыс. человек, это же мизер в нашем обществе (слава богу, что их немного). Но этим и другим, которые ни шатко ни валко вроде бы где–то работают, а на самом деле проку от них нет, — к ним будет усиливаться требование.


Я, может быть, жестко, признаюсь, обошелся с деревообработчиками, когда был подписан декрет, который фактически запрещает увольняться работникам, специалистам и руководителям этих предприятий, по крайней мере, до ноября будущего года, пока они не закончат модернизацию. Вы меня поймите: мы вырезали из бюджета и банков огромные ресурсы, мы гарантировали иностранные кредитные линии на сотни миллионов долларов, закупили оборудование. И провалили трудовые коллективы вместе с руководителями эту программу. Я уже не говорю о том, что это же и потери солидные! Так кто за это должен ответить — Правительство, министр. Вы видели, что разборки были жесткие, но и вы отвечайте, вы взяли деньги — пожалуйста, дайте мне предприятие. Сделаете предприятие — потом уходите. Но даже сейчас никто не заявил об уходе. Да, мы удерживаем людей, но и платить надо нормально. Зарплата выросла прилично. Но работать нормально начали.


То есть мы даже в таком публичном режиме заставляем подобных «иждивенцев» работать. У нас это — проблема, еще с советских времен сохраненная. И я прямо признавал, что в этом большая моя вина. Мы всё радовались, что мы наш народ не бросили в омут свободного рынка. И не надо бросать людей в омут свободного рынка, потому что у нас этого омута нет. Но не дело и ходить за каждым и гладить его, защищать со всех сторон, а он ходит и руководителю кричит: «Да ты мне всe равно заплатишь... Завтра Президент с тобой разберется». Каждый должен думать о том, как заработать для себя. А государство таких людей в беде не оставит, всегда поможет.


О постсоветской интеграции


— То, что Россия пытается вокруг себя наконец–то цивилизованным образом собрать наши государства, в этом ничего плохого нет. И я как непосредственный участник это вижу.


Мы строим свои отношения исходя из наших интересов. И мы будем строить. И я знаю, что такая позиция у всех государств. Вот Таджикистан недавно решил вступить не в Таможенный союз, а в ВТО. Взял и вступил. Ну это его право. Мы сегодня с Казахстаном, находясь в Едином экономическом пространстве, после вступления России в ВТО тоже активно ведем переговоры по вступлению в ВТО. Пока не вступили. Но ничего, придет время — вступим, хотя мы фактически сегодня уже работаем в ВТО, поскольку главный наш партнер по ЕЭП работает уже на этих принципах.


О праздничных акциях


— Я дал команду Администрации Президента: организуйте, чтобы все бизнесмены, чиновники, все пошли к детям. И все откликнулись.


А у меня это традиционно, я всегда к детям езжу, потому что более святого, чем дети, для меня нет. Это мое кредо, это мое личное, отношение к детям. Потом я еду всегда на Рождество или чуть позже к старикам. И не только я, все Правительство, все министры, ответственные люди поехали по детским домам, к старикам съездили. И никакого тут пиара нет. Я просто хочу, чтобы мы не забывали: а) о детях; б) о стариках. Потому что это характеризует прежде всего власть и государство.


О подготовке к чемпионату мира по хоккею 2014 года


— Чемпионат мира — это неплохо, это встряхивает общество, по крайней мере столицу, это поднимает людей, тонус повышается спортивный. Пусть мы его не выиграем, скорее всего, не выиграем и даже призовое место, может, не займем, но все–таки польза будет очень большая. Ну и думаю, что это, наверное, не в убыток будет как минимум. Люди приедут. Мы инфраструктуру подтянем.


Нам надо, кроме «Минск–Арены», иметь еще одну площадку для проведения игр — это Чижовка. Мы ее вовремя построим, я в этом убежден абсолютно.


Нам надо увеличить число гостиниц. Конечно, мы сразу столько гостиниц не построим. Но мы приспособим санатории. Мы, конечно, будем контролировать — мы не хотим, чтобы нас критиковали, как поляков, украинцев из–за чемпионата мира по футболу, что там заоблачные были цены. Всe должно быть прилично. Чтобы было красиво, хорошо, уютно для хоккеистов, для туристов.


Премьер–министр докладывал: 11, по–моему, направлений вычленили при подготовке к чемпионату мира 2014 года. И вроде более–менее успешно эти вопросы решаются.


Но к этому вопросу я вернусь где–то к сентябрю этого года. Там будут очень серьезный анализ и контроль уже на уровне Президента.


О льготном кредитовании жилья


— Надо понимать, что на это надо деньги. Если бы стоял вопрос: у меня есть деньги — помогите мне построить дом, то это уже действительно надо было бы мне шевелиться и Правительству. Но все говорят так: нам нужен дом, квартира, но вы, пожалуйста, найдите нам деньги... Притом бесплатные деньги. Что такое льготный кредит 3 процента при инфляции 20 процентов? Это через 5 лет ничего платить не надо, инфляция всe утрясла. По мере возможности мы вкладываем средства в строительство жилья. Было, приостанавливали мы выдачу кредитов, но тем не менее смогли профинансировать все, что планировали. И даже больше. И в этом году мы планируем в этом направлении действовать. Но надо привыкнуть к тому, что мы будем прежде всего льготным кредитованием оказывать поддержку только нуждающимся слоям населения.


О выплатах по внешнему долгу и модернизации


— Нам уже в этом году чуть больше трех миллиардов придется выплатить.


Председатель Национального банка мне доложила, мы уже сегодня эти деньги имеем. Нам миллиард надо найти за этот год. При ВВП, я всегда по паритету покупательной способности считаю, до 75 миллиардов долларов, я думаю, один миллиард мы найдем.


Но надо иметь в виду, что мы ведь можем договориться об отсрочке выплат. Страна у нас не рухнет от выплаты этих внешних долгов.


Дальше будет, конечно, легче, там пару миллиардов в год нам надо будет выплатить. А вот нынешний год — действительно пик выплат, мы его просчитываем, мы видим, как его пройти.


Но это не отразится на модернизации.


Правительство посчитало, что надо модернизировать, и вот под эти объемы надо столько триллионов рублей. Я сразу Премьер–министру сказал: нет, это не план модернизации, у каждого предприятия должен быть этот план. Но это не значит, что мы вот под эти объемы выделим деньги. Деревообработка меня уже научила, когда мы всё огулом взяли, денег кучу выделили, и там успешно начали проваливать этот процесс. Хорошо, что вовремя спохватились. Так не будет. Мне Премьер–министр сказал, что прорабатывает 12 — 15 значимых проектов модернизации, которые дадут нам значительные подвижки.


Встал вопрос об использовании инновационных фондов. Я Правительству сказал: хорошо, 15 проектов. За каждый проект руководитель, орган власти, на территории которого находится предприятие, головой отвечает. Срок — 2 года.


Я отверг массовую модернизацию, это нам не надо. Есть кредиты, есть собственные средства, их в прошлом году было значительно больше у предприятий. По–моему, 8 миллиардов у нас только прибыли предприятий, собственных денег. А год назад три всего было.


И эти средства надо направлять на модернизацию.


Поэтому, да, эти вопросы связаны, выплата внешних долгов и деньги на развитие, на модернизацию, они связаны, но в бюджете они предусмотрены. И я не думаю даже, что мы модернизируем тот объем предприятий, который Правительство просчитало.


Что касается продажи собственности. Я специально заостряю на этом внимание: у меня политика такова — мы ничего не должны проедать, ничего! Даже если бы мы продали на 2 — 3 млрд. долларов собственности, эти деньги были бы положены в золотовалютные резервы. Эти деньги нам не принадлежат и вам не принадлежат, эти деньги принадлежат нашим детям. Поэтому они должны быть в золотовалютных резервах для поддержания стабильности и независимости нашего государства.


Поэтому не думайте, что мы что–то продадим и эти деньги направим даже на модернизацию.


Кроме того, мы ведь не против, чтобы к нам пришли иностранцы, принесли свои деньги и вложили их. Это будет их предприятие или доля предприятия. Вот иностранцы заинтересованы сейчас прийти на камвольный комбинат. Мы с ними сейчас ведем переговоры. Что здесь плохого? Притом под определенные условия — они берут на себя обязательства, что половину всей продукции камвольного комбината они потом продавать будут на своих рынках.


В сельском хозяйстве уже у нас направления определены, мы немало там сделали. Если мы два–три года вообще на сельское хозяйство не будем обращать внимания, а мы будем помогать все–таки по определенным направлениям, оно будет прибавлять. Сейчас надо обязательно обратить внимание на промышленность! Очень серьезные есть проекты. БелАЗ строит новый завод.


650 миллионов — и заканчиваем завод. 450 тонн автомобиль, который сейчас крайне нужен. Уже на 40–тонных, даже 250–тонных машинах не очень–то хотят работать. Давай полтысячи тонн. Вот мы завод и построили. И БелАЗ получит новое дыхание.


Строим завод, заканчиваем в этом году по сложным удобрениям. И еще 2 закладываем по калийным удобрениям смешанным. Вот такие важные прорывные направления, которые дадут нам приток валюты, на них мы можем заработать. Главное, что на продукцию этих предприятий сегодня большой спрос в мире.


Об иностранных инвестициях


— Допустим, кто–то хочет вложить 100 миллионов долларов в нашу экономику. Вот вы приходите: 100 миллионов. Завтра вы будете приняты Президентом, даже будет подписан указ по вашим инвестициям. Но инвестиции инвестициям рознь, смотря в какой сектор, зачем эти инвестиции, они нужны или не нужны. Раньше мы говорили: вот инвестиции, обязательно нужны рабочие места. Вы знаете, в последнее время я не говорю, что нам надо создавать дополнительные рабочие места. У нас столько рабочих мест, что народа не хватает, чтобы занять их. Поэтому нам нужна модернизация, нам нужно строить производства такие, где вместо тысячи будет работать 500 человек.


Поэтому, когда мне говорят, что у нас забюрократизировано или еще по какой–то причине мы не хотим или не воспринимаем инвестиции... Вот мне предложили, допустим, 13 миллиардов долларов инвестиций, хоть завтра. Приличная сумма? Это вообще решение всех проблем для нашего государства. Второй вопрос: а что это за инвестиции? «А мы хотим за эту сумму купить у вас Белорусскую калийную компанию. Я говорю с порога: «До свидания. Наша калийная компания стоит 30 — 32 миллиарда долларов». Это озвученная цифра. Вот вам и инвестиции. И тот пойдет и скажет: «Вот я предложил 13 миллиардов Лукашенко, а он отказался». Так что он хочет, чтобы я за бесценок продал достояние народа?! Этого не будет.


...А для того чтобы инвестировать и спокойно, честно, прозрачно работать в Беларуси, у нас есть всё. И гарантии честным людям полные!


О госслужащих


— Я как–то уже в сердцах сказал, что не могу согласовать ни один проект по повышению зарплаты чиновникам, хотя у нас недопустимо низкие даже по отношению к руководителям промышленных предприятий зарплаты у чиновников. Ну а как получают, так и работают же... Низкую зарплату не компенсируешь кулаком, как мне приходится иногда, знаете, «закручивать гайки», я же понимаю, что человек должен нормально получать. Тогда встал вопрос, говорю: давайте будем сокращать, и всю экономию, а это больше 100 миллионов долларов по году будет, я отдам на повышение заработной платы государственным служащим. И еще добавим из бюджета.


Да, 25 процентов, мы уже видим это сокращение. Больше, я считаю, вообще прикасаться к сокращению госаппарата нельзя, потому что возникнет ситуация, когда чисто по законам управленческим структура существовать не сможет. Это что за министерство, если у него будет 20 человек? Это не министерство, его лучше не держать.


Есть определенные схемы, и мы к ним пришли. И когда мне Премьер–министр положил на стол сравнительные таблицы таких государств, как мы, допустим: в Австрии в 10 раз больше расходы на государственный аппарат, хотя там рыночная экономика, чем там управлять? Допустим, в Словении, в Болгарии в 2 — 3 раза выше расходы на государственный управленческий аппарат, а страны поменьше. Но тем не менее мы будем сокращаться. И будем за счет этого увеличивать доходы государственных служащих.


О противовоздушной обороне


— Мы модернизировать противовоздушную оборону начали давно, еще до планов развертывания ЕвроПРО.


Если бы у нас были деньги и были возможности у россиян произвести большее количество этого оружия, мы бы его купили и раньше. Но растянули по срокам, поскольку не хватало денежных средств. Но это очень эффективное вооружение, мы снимаем старье, которое еще сегодня в хорошем состоянии, спрос на него очень большой, продаем, покупаем новое. Но по модернизации решения были приняты нами еще до этих скандальных ЕвроПРО, которые пытаются разместить вблизи наших границ.


О «Славянском базаре»


— Мы немало сделали для «Славянского базара». Хотелось бы, это мое твердое убеждение, чтобы мы там что–то увидели новое. Мы видим на БТ, ОНТ — дублируются одни и те же артисты, с теми же заезженными под фонограмму музыкальными композициями. Я, например, это воспринимаю уже критически. Поэтому нам надо в этом плане что–то реформировать. Это же не только наш проект, это Россия, Украина, а наша ответственность главная. Я попрошу обязательно нового министра культуры заняться этим. Надо там, чтобы что–то новое появилось. Ведь и у нас, и в Украине, и в России достаточно хорошего, что надо показывать, а мы не показываем. Поэтому по всем направлениям это надо сделать в короткое время. В этом году нам надо попробовать встряхнуть «Славянский базар». Для того чтобы люди, которые любят его, сказали: да, есть какое–то движение. Не надо дать застыть фестивалю. Вы же помните, как «Славянский базар» хотели пустить по городам и весям. Я тогда однозначно выступил против. Если бы не белорусская сторона, мы бы потеряли «Славянский базар». Поэтому мне на роду написано защищать его, лелеять и совершенствовать. И поверьте, я все это буду делать, пока я Президент!

Фото: БЕЛТА

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пресс-конференция Президента белорусским и зарубежным СМИ
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика