Мебельная и деревообрабатывающая отрасли в последнее время не случайно оказались в центре внимания. На протяжении последних пяти лет концерн «Беллесбумпром» (в системе которого и работает большинство мебельных фабрик, включая крупнейшие из них) систематически не выполняет прогнозные показатели по экспорту. Нашу продукцию конкуренты вытесняют не только с рынков соседних стран, но даже с внутреннего.
Между тем Президентом поставлена конкретная задача: каждое товаропроизводящее предприятие должно поставлять на экспорт не менее 65 процентов продукции. Ясно, что в мебельной промышленности как отрасли высокотехнологичной, а для нашей страны традиционной и даже профильной процент должен быть выше. К примеру, потенциальная импортная емкость мебельного рынка России превышает 3 млрд. долларов. Мы же поставляем всего на... 127 миллионов.
Только в концерне действуют 52 деревообрабатывающих предприятия. Это очень много и легкообъяснимо: богатые лесные ресурсы сочетаются с давним умением наших предков работать с деревом. Ни одна республика бывшего Союза не имела ни такой концентрации мощностей, ни такой репутации своих мебельщиков. Она и сейчас весьма высока. Более того, именно мебель является одним из главных имиджевых ресурсов нашей страны. В доказательство можно привести даже не официальную, а потребительскую статистику. Так, по данным поискового портала Яндекс, в 2010 году среди запросов российских потребителей в сочетании со словом «белорусская» чаще всего фигурировала «белорусская мебель». За год таких запросов поступило около 230 тысяч (!) — намного больше, чем, например, на мебель итальянскую. Все прочие производители, как говорится, рядом с нашими и близко не стояли.
Но это — заслуги прошлого.
Недавно Президент посетил несколько фабрик, и эти визиты имели громкий резонанс: жесткие кадровые решения принимались на месте и публично, перед телекамерами. Вскоре был издан Декрет № 9, в известном смысле беспрецедентный, определивший, в частности, особенности кадровой политики на мебельных предприятиях.
Состояние отрасли — это вопрос экономической безопасности. Именно в таком ключе проходила вчера коллегия Комитета госконтроля, целиком посвященная проблемам эффективности (то есть неэффективности!) концерна «Беллесбумпром».
Как известно, в конце 2007 года был издан указ Президента, предполагавший ориентацию отрасли на экспорт и ускоренную модернизацию с этой целью 9 самых крупных ОАО: «Борисов-древ», «Витебскдрев», «Гомель-древ», «Ивацевичдрев», «Мостов-древ», «Речицадрев», «ФанДОК», «Могилевдрев», «Мозырский ДОК».
В 2010 году началось масштабное, системное финансирование фактически специальной программы. Только за три минувших года отрасль получила господдержку в той или иной форме на сумму более 1 трлн. рублей. Пришло время ответить за потраченные средства и предъявить итог модернизации. Его Председатель КГК Александр Якобсон определил одним словом: «провальный». Резюме, как легко понять, строилось не на отчетах концерна, а на материалах проверки, которую госконтроль проводил совместно с Генеральной прокуратурой и закончил в декабре.
Любопытно, как свои «достижения» оценивали сами топ–менеджеры концерна. Оказалось, например, что заработная плата работников аппарата наполовину превышает среднюю в органах государственного управления и вдвое больше, чем в целом по организациям концерна.
Здесь любили, например, вознаграждения, которые выплачивались ежегодно, вне зависимости от экономических итогов. Общая сумма премий, выплаченных в 2012 году работникам аппарата к Новому году и Дню работников леса, достигла полумиллиарда (!) рублей. При том, что даже в Минлесхозе к своему профессиональному празднику премий не платили.
Немалые суммы (до 6 должностных окладов в год!) чиновники получали за выполнение так называемых особо важных производственных заданий. Важнейшим из них, как уже сказано, была модернизация. Так вот, в 2011 — 2012 годах (за два года!) никто из работников концерна даже не посетил, например, ОАО «Борисовдрев» и Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда», имевшие (и до сих пор имеющие) серьезные экономические, технические и маркетинговые проблемы.
Лишь один пример. Некоторые инвестпроекты, как считается, уже реализованы. Скажем, фабрика «Герой труда» еще в 2011 году закупила и ввела в эксплуатацию линию для производства и упаковки офисной бумаги. Стоимость — 600 тыс. евро. За минувшие два года фабрика не выиграла ни одного (!) тендера из тех 39, в которых участвовала. Продукция не находит сбыта: она неконкурентоспособна. Стоимость складских запасов только офисной бумаги к началу 2013 года превысила полмиллиарда рублей!
Но главным вопросом коллегии была все же мебельная отрасль. Не только ее модернизация, но и развитие товаропроводящих сетей за границей. И здесь управленцы не преуспели. Хотя уместно напомнить, что немало белорусских предпринимателей в свое время заработали стартовый капитал именно на мебели, которая в России раскупалась, что называется, влет. Тогда готовые к загрузке фуры очередями стояли перед каждой нашей мебельной фабрикой. Производители, казалось бы, давно взяли сбыт в свои руки — и что же?
«Беллесбумпром» создал 28 зарубежных товаропроводящих субъектов (ТПС). Казалось бы, много. Но, во–первых, заводов у нас полсотни. Во–вторых, в адрес 6 ТПС, как показала проверка, продукция не отгружается по три года. Более половины из них имеют просроченную задолженность за поставленную продукцию, сумма которой исчисляется миллионами долларов. Наконец, о работе некоторых своих ТПС концерн имеет слабое представление. Скажем, юридически субъект как бы существует в Санкт–Петербурге, но дозвониться до персонала, до директора и даже определить место их пребывания в концерне не могут. Такой вот менеджмент.
Реагируя на подобные примеры, многоопытный А.Якобсон заметил, что о таких «чудесах» и таких экономических парадоксах не слышал давно...
Ответить на претензии пытался заместитель председателя правления концерна Сергей Иванов, который в этой должности давно. Суть оправданий сводилась к следующему: модернизация, дескать, предполагала фактически строительство новых заводов, а делать этого мы не умели. Объяснения коллегия сочла несерьезными. Впрочем, часть вины за провал возложила и на органы местной власти, на Минстройархитектуры, на проектные и строительные организации. Декрет № 9 также их касается. Время, как говорится, уже пошло, а многие даже не пошевелились, чтобы предписанное исполнять.
Свое резюме А.Якобсон адресовал Александру Переславцеву, которому предстоит выводить «Беллесбумпром» из лабиринта проблем: «Вы получили исчерпывающее, объективное представление о масштабе задач». Ясно, что очень скоро держать ответ придется уже новому руководителю концерна.