Президент завершил работу в Юго–Восточной Азии и направился с визитом в Объединенные Арабские Эмираты. Здесь рабочим графиком предусмотрены переговоры с руководством ОАЭ и ряд встреч с представителями бизнес–кругов.
Первые встречи — с Наследным принцем эмирата Абу–Даби — заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом аль–Нахайяном (на снимке) и заместителем Премьер–министра — Министром внутренних дел ОАЭ шейхом Сейфом бен Заидом аль–Нахайяном.
Общение с перспективными деловыми партнерами продолжается, в какой бы точке планеты они ни находились. Главный критерий — взаимный деловой интерес и доброе расположение друг к другу.
Денежный эквивалент договоренностей, достигнутых в Юго–Восточной Азии, лишь по самым скромным подсчетам принес около 400 млн. долларов. Это если считать по конкретным, подписанным в Индонезии и Сингапуре документам. Но, что еще более важно, под ними не подведена черта. Правильнее будет говорить о том, что заключенные контракты и соглашения только открывают путь к еще более продвинутому сотрудничеству. Индонезия и Сингапур — страны по структуре экономики довольно разные. Но с каждой из них мы находим направления, в которых сможем дополнять друг друга.
Индонезия — аграрно–индустриальная страна. Ее экономика достаточно разноплановая. Весьма динамично развиваются сельское хозяйство, промышленность, добыча полезных ископаемых, энергетический сектор. То есть отрасли, в производстве машин и оборудования для которых традиционно сильна Беларусь. Индонезийцы с интересом относятся к перспективам не только поставок нашей техники, но и организации совместных производств. Это целиком и полностью совпадает с озвученными нами деловыми инициативами. И есть все основания полагать, что в их развитии видится солидное будущее. По различным оценкам Индонезию причисляют к наиболее перспективным в экономическом плане развивающимся государствам — так называемой «группе одиннадцати». Многие эксперты сходятся во мнении, что уже к 2030 году индонезийская экономика может стать седьмой в мире. Это очень емкий растущий рынок с постоянно увеличивающимися потребностями. Те государства, которые сегодня предложат здесь эффективные варианты взаимодействия, несомненно, выиграют.
Сингапур — государство несколько иное. Основу экономики здесь составляет сектор услуг. Это мощный финансовый центр и транспортно–логистический узел мирового масштаба. Не случайно свои офисы здесь имеют многие крупные транснациональные корпорации. Привлекают удобное географическое положение города–государства, благоприятный деловой климат, щадящая налоговая система, эффективная система взаимодействия государства и бизнеса. Сингапур — идеальная площадка для продвижения белорусской продукции на рынки стран Юго–Восточной Азии. Государство имеет серьезный политический вес в регионе, поэтому и взаимодействие в этой сфере очень важно. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей после встречи с коллегами из руководства МИД Сингапура эту часть диалога подытожил так:
— Мы говорили о поддержке друг друга на международной арене, активном взаимодействии в рамках ООН, в том числе и по таким чувствительным вопросам, как права человека... Эта проблема зачастую политизируется теми или иными странами. В ходе переговоров стороны договорились плотно контактировать в рамках Форума малых государств, движущей силой которого является Сингапур. Это не значит, что малые государства объединяются против больших. Это означает, что в рамках этого форума будут вырабатываться решения тех проблем, которые являются схожими для малых государств численностью до 10 млн. человек.
Кроме того, сингапурская сторона проинформирована о желании Беларуси аккредитовать своего посла при АСЕАН. Это позволит более продуктивно вести работу в этой организации. Сингапур заверил, что эту нашу инициативу поддержит.
А перспективы развития делового взаимодействия хорошо просматриваются в содержании переговоров министра экономики Николая Снопкова с министром торговли и промышленности Сингапура Лим Хнг Киангом. У стран есть твердая обоюдная убежденность в хороших перспективах для совместной работы в микроэлектронике, информационных и биотехнологиях. Это логичные сферы взаимодействия государств, которые свое будущее видят через развитие человеческого потенциала.
Министры договорились сформировать рабочую группу из экспертов двух стран. Сингапурские специалисты приглашены в Беларусь, и после их знакомства со страной можно будет вместе определить конкретные направления взаимодействия, на которых мы будем друг друга дополнять.
Кроме того, есть договоренность, что Беларусь будет в отдельном формате представлена в сентябре на российско–сингапурском бизнес–форуме. Это мероприятие пройдет уже в восьмой раз, и его формат постоянно расширяется. Он становится более глобальным, к участию приглашаются новые государства. Очевидная польза от работы на форуме Беларуси в том, что это позволит еще глубже познакомиться с регионом и представить себя на нем...
Если с Юго–Восточной Азией тесное знакомство мы только начинаем, то Объединенные Арабские Эмираты — партнер с историей. Дипотношения установлены в 1992 году. Двусторонние отношения характеризуются высокой степенью доверия и активными политическими контактами.
Александр Лукашенко посещал эту страну дважды — в 2000 и 2007 годах. В ОАЭ неоднократно работали белорусские делегации высокого уровня. В марте 2009 года состоялся визит в Беларусь члена Исполнительного совета эмирата Абу–Даби шейха Султана бен Халифы аль–Нахайяна — старшего сына Президента ОАЭ.
За достаточно короткое время отношения между двумя странами обрели открытый характер искренней дружбы. В этом мы видим прочную основу для развития белорусско–эмиратского диалога. Поэтому надеемся, что активный политический диалог с ОАЭ и дальше будет динамично развиваться.
Что касается торгово–экономического сотрудничества, то оно набирает обороты постепенно. Хотя надо признать, что его уровень все еще не в полной мере отвечает потенциалам государств–партнеров. В прошлом году наш экспорт в ОАЭ составил 20,8 млн. долларов, импорт — 17,1 млн. долларов. Относительно немного. Но еще несколько лет назад не было и этих цифр. А динамика такова, что взаимная торговля в последние годы идет с поступательным приростом. В Объединенных Арабских Эмиратах работают предприятия с нашим капиталом. В Беларуси зарегистрировано 14 компаний с участием капитала из ОАЭ. Бизнесмены из Эмиратов инвестируют в нашу экономику.
Можно считать, что сложился благоприятный фон для очередного посещения Президентом дружественного государства и перспективного партнера.
На встрече с Наследным принцем эмирата Абу–Даби Президент говорил о том, что Беларусь рассчитывает на углубление сотрудничества с Объединенными Арабскими Эмиратами в различных сферах:
— Стремление Республики Беларусь развивать отношения с ОАЭ — осознанный выбор и желание строить полноценное взаимодействие с дружественным нам государством. Мы чувствуем аналогичный подход и с эмиратской стороны... В Республике Беларусь надеются, что активный политический диалог с ОАЭ и дальше будет динамично развиваться. Мы нацелены на поступательный вывод наших отношений на качественно новый уровень взаимодействия, охватывающий все ключевые направления в области политики и экономики.
Шейх Мухаммед бен Заид аль–Нахайян также подтвердил интерес к укреплению белорусско–эмиратских связей и развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Стороны обсудили вопросы сотрудничества в различных отраслях. В частности, в сельском хозяйстве, промышленности, военно–технической сфере. Достигнута договоренность на ближайшем заседании межправительственной белорусско–эмиратской комиссии по торгово–экономическому сотрудничеству, которое планируется провести в апреле, рассмотреть конкретные проекты.
Наследный принц также поручил Правительству ОАЭ в самое ближайшее время представить ему на рассмотрение конкретные предложения по наиболее актуальным направлениям сотрудничества с Беларусью в сферах, представляющих взаимный интерес.
В знак особого уважения к высокому гостю на встречу с Александром Лукашенко Наследный принц пригласил членов правящих семей различных эмиратов, представителей династий, членов Правительства, Парламента и дипломатического корпуса, аккредитованного в ОАЭ. Кроме того, на встрече присутствовали иные наиболее влиятельные деятели страны.
Содержательной была и встреча с заместителем Премьер–министра — Министром внутренних дел ОАЭ шейхом Сейфом бен Заидом аль–Нахайяном.
Александр Лукашенко отметил динамичное развитие ОАЭ в различных сферах, в том числе строительстве, туризме, нефтедобыче. Этот опыт, по мнению Президента, может быть востребован и в Беларуси. Перспективы взаимодействия он оценил так:
— У нас взаимодополняемые, не конкурирующие друг с другом экономики. Мы видим большое поле деятельности для наших компаний в Эмиратах и огромные сферы приложения сил для вас в Беларуси. Поэтому, если мы здесь пересекаемся, если это выгодно и интересно, мы не должны терять время, мы должны сотрудничать. Нас устраивает, что Эмираты никогда нам не выставляли никаких предварительных условий для сотрудничества. Тем более мы не намерены обусловливать наше сотрудничество какими–то политическими условиями.
По словам Сейфа бен Заида аль–Нахайяна, ОАЭ заинтересованы в развитии сотрудничества с Беларусью по всем направлениям:
— Мы знаем, что в Беларуси очень хорошо развиты промышленность, сельское хозяйство, другие направления, что Беларусь является одним из лидеров среди стран Восточной Европы по темпам роста экономики. Мы согласны с вами в том, что нужно создавать экономическую базу нашего сотрудничества... Мы знаем, что в 2000–х годах Беларусь развивалась очень быстрыми темпами, что ВВП вашей страны рос примерно на 8 — 9 процентов каждый год. Если сравнить с США, то у них рост в это же время составлял 1 — 2 процента. Поэтому ваш рост был очень высокий, мы все это отмечаем... Я полностью согласен с вашими словами и предложениями. У меня есть указания Президента и Наследного принца по развитию сотрудничества с вашей страной, и мы обозначим конкретные проекты, которые сможем выполнить.
Таким образом, визит Президента обретает стимулирующее действие на развитие сотрудничества с ОАЭ по всем направлениям.