Слепок времени. 21.by

Слепок времени

03.04.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как чистое искусство противостоит ширпотребу?

Лепнина из гипса, если верить словам мастеров, переживает сейчас в Беларуси не лучшие времена. Вроде есть предложение, спрос, но мало настоящего, качественного продукта. Почему?

Потомственный творец

В мастерской у лепщика по гипсу Игоря Яковенко готовых работ мы практически не увидели. Оно и понятно — качественный товар залеживаться не будет.

— Сегодня у нас пыльно как никогда, недавно завершили большой заказ. Может, приедете позже, когда мы как следует приберемся? — волнуется жена лепщика Ирина, его помощница.

Но мы с фотографом не из пугливых. Тем более что Ирина любезно подбросила нас до мастерской и одновременно жилища супругов, которое расположено вблизи водохранилища Петровичи под Минском. Супругам пришлось продать столичную квартиру и переехать за город для того, чтобы иметь место для работы. Кроме мастера в оборудованной пристройке нас поджидал гипсовый Сталин.

Игорь — творец потомственный. Его отец Николай Яковенко был заслуженным скульптором. Мать Нелли, которая работала с керамикой, называли королевой пластики. Детство прошло в мастерских, среди таких учителей и приятелей отца, как Заир Азгур, Михаил Савицкий, Анатолий Аникейчик. Игорь помнит такие работы отца, как реставрация лепного геометрического орнамента барочного монументального комплекса в городе Глубокое, скульптуры гранитного каменотеса, тачечника, мемориальная доска Дзержинскому и многие другие. Родители хотели, чтобы единственный сын тоже стал скульптором. Но, отучившись один курс в художественном училище, Игорь ушел оттуда по собственному желанию.

— Во-первых, была “оскомина” от родителей, — объясняет Игорь Николаевич. — А во-вторых, я понял, что чего-то нового я уже не придумаю. К тому же с окончанием эпохи монументализма работы стало очень мало. Я решил, что лучше быть хорошим лепщиком, чем плохим скульптором. Да и по нынешним временам, чтобы сделать хорошую творческую работу, надо затратить полгода или год на нее. И сколько же она должна стоить, чтобы обеспечить на этот период скульптора?

Больная тема

Заменитель гипса пришелся ко двору тем людям, которые привыкли выбирать однотипные вещи по каталогам. Для Игоря Яковенко это давно стало больной темой.

— Часто вижу людей, которые с восхищением смотрят на работы лепщиков, любуются ими, но даже не спрашивают, сколько такая работа может стоить, — делится наблюдениями собеседник. — Они уверены, что цена очень высокая. И действительно, немало бизнесменов на этом рынке, которые взвинчивают цены. К примеру, если взяться отлить этот бюст Сталина, то себестоимость работы будет два мешка гипса — всего сто тысяч рублей. Плюс работа мастера. День работы я оцениваю в 30—40 долларов. На рынке же такой бюст вам продадут долларов за 500—600, никак не меньше. Но я хочу, чтобы люди приобщались к этому искусству, чтобы школа окончательно не утратилась. Поэтому устанавливаю на свою продукцию честную цену.

— Так вас же коллеги должны ненавидеть? — интересуюсь я у мастера.

— Так и есть. Ненавидят, сплетничают, мои работы выдают за свои и прочее. Но я за настоящее искусство против ширпотреба.

Что хотите за полцены

Казалось бы, с таким подходом к работе у Игоря не должно быть отбоя от клиентов разного социального уровня и достатка. Но к нему по-прежнему обращаются в основном состоятельные люди.

— Дело в том, что я принципиально не держу у себя и не делаю никаких каталогов, — поясняет Игорь. — А многие люди, если обращаются, первым делом спрашивают, есть ли у меня каталог с образцами. Тогда я начинаю объяснять, что я сделаю им за полцены то, что они захотят, что будет только у них. Готов нарисовать им эскизы. Но мало кто прислушивается, всем подавай уже готовые решения. Думаю, тут дело в том, что у нас в Беларуси мало примеров архитектуры с интересной лепниной.

Как по живому...

За время работы в реставрационных научно-исследовательских мастерских Минского художественного комбината Игорь принимал участие в реставрации дворца Булгаков в Жиличах, столичной Екатерининской церкви, Красного костела и многих других объектов. Поэтому от современного подхода к лепке у творца буквально опускаются руки.

— Раньше, — вспоминает мастер, — работа лепщика, особенно форматора, была очень трудоемкая. Форматоры — это были настоящие трудяги. Многие сложнейшие изделия состояли из простейших элементов, которые формовались гипсом, а затем монтировались. К примеру, бюст мог состоять из 150 кусочков гипса. Нужно было иметь немалое терпение, чтобы днями собирать воедино эти элементы. Сейчас форму можно сделать при помощи специальной резины буквально за час. Появилось много разных подсобных составов, упрощающих работу. Например, гипс может сохнуть очень быстро или в течение нескольких часов и даже дней.

Оттого, что процесс формовки максимально упростился, в ремесло пришли не творцы, а дельцы, которые предлагают не самые высокохудожественные вещи.

— Иногда заказывают по интернету красивую классическую колонну, ломают ее и посередине вставляют свечку или точечный светильник. Для меня это равносильно тому, что человека разрезать пополам. Я называю таких дизайнеров “дезайнерами”, от слова “деза” — вранье, ложь. Считаю безобразное вредным, портящим вкус, особенно у детей.

Воссоздать любой объем

Несмотря на требовательность Игоря, работа у него есть всегда. Не так давно выполнял работы на даче в Ленин-градской области (Вырица) для бизнесмена Сергея Васильева. Там хозяин возвел уменьшенную копию Екатерининского дворца в Пушкине.

— Сейчас Ирина активно ведет переговоры с одним заказчиком, который предлагает интересную работу и точно знает, чего хочет, — рассказывает лепщик, — но, опять же, это литовский архитектор.

Еще один проект, в котором Игорь Николаевич с удовольствием принял участие, носит название “Прикосновение к Минску”. Лепщик взялся за создание барельефных пластинок памятников архитектуры XVII — начала XX века для того, чтобы слабовидящие и незрячие люди имели возможность тактильным методом изучить особенности различных архитектурных стилей. Уже сделан первый тактильный макет изображения фасада Ратуши города Минска. Искусство должно быть доступно всем.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как чистое искусство противостоит ширпотребу?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика